Лекции по налоговому планированию

Автор: Кати Турк, 02 Декабря 2010 в 17:18, лекция

Описание работы

Лекции по дисциплине "Налоги"

Работа содержит 1 файл

ЛЕКЦИИ ПО НАЛОГАМ.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

    - влияние на законодательные органы  власти, налоговые, финансовые органы и суды

    Значение  и выгоды налогового планирование на уровне хозяйствующего субъекта, а также последствия, к которым приводит невнимание к проблеме планирования.

    Отсутствие  налогового планирования ставит хозяйствующие  субъекты в такое положение, когда они:

    - недостаточно полно понимают  возможности развития бизнеса  в более благоприятных условиях

    - оказываются в более слабой  позиции по сравнению с другими  участниками рыночной деятельности

    - не обеспечивают должной системности в своем развитии

    - могут допускать существенные  ошибки в стратегическом развитии и реализации своей миссии

    Применение  налогового планирования в деятельности фирмы создает следующие преимущества для бизнеса:

    - прояснение возникающих проблем

    - возможность анализа и использования будущих благоприятных условий

    - подготовка фирмы к изменениям во внешней среде

    - стимулирование участников налогового планирования к реализации своих решений в дальнейшей работе и создание предпосылок для повышения образовательного уровня менеджеров, то есть профессионализм, компетентность

    - обеспечение более рационального распределения и использования различных видов ресурсов ХС

    - повышение финансовой устойчивости  и значимости предприятия

    В современных российских условиях можно  выделить следующие основные группы хозяйствующих субъектов, которые  наиболее остро нуждаются в применении НПл в своей деятельности:

    - сложные корпоративные структуры,  холдинги, финансово-промышленные группы и другие, имеющие разветвленную сеть дочерних и зависимых предприятий, где возникает круп дополнительных задач, связанных с оптимизацией

    - вновь возникшие частные группы, процесс накопления капитала  приводит к расширению и осложнению  деятельности многих и этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству. Данная группа стремится жить по-новому и начинает осваивать процесс НПл.

    -  в планировании объективно нуждаются государственные и бывшие государственные (ныне приватизированные) предприятия. Функция планирования является традиционной, но в условиях административной экономики планирование носило вторичных характер, отражая плановую деятельность на центральнои и отраслевом уровне. Несмотря на то, что группа консервативна и инерционна, изменившиеся условия хозяйствования заставляют ее активно искать приемы и методы принятия финансовых решений.

    - в планировании остро нуждаются  малые предприятия, использующие как традиционную, так и упрощенную систему налогообложения в силу ограниченности своих ресурсов и сложностей, возникающих у них при внедрении рыночных механизмов.

    ЗАДАНИЕ: ознакомиться с Постановлением пленума  ВАС от 12.10.06 №53. 

    Различают следующие модели поведения ХС:

    - уклонение от уплаты налогов  – в виде незаконного использования  предприятием налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов, сокрытие доходов, непредставление или несвоевременное представление документов, необходимых для своевременного исчисления и уплаты налогов

    - обход налогов – предприятие  или ФЛ не является плательщиком, либо его деятельность по закону  не подлежит н/о, либо его  доходы не облагаются налогами. Предприятие может использовать в этой ситуации такие незаконные способы, как нерегистрация своей деятельности, неведение учета объектов н/о

    - стандартный метод – в этом  случае предприятие платит налоги  в соответствии с законодательством  без предварительных расчетов и выбора оптимального варианта н/о

    - налоговое планирование – в  этом случае ЮЛ и ФЛ проводится активная налоговая политика, направленная на минимизацию негативного влияния налогообложения на процесс достижения стоящих перед ними целей любыми непротиворечащими закону методами

    Сравнительная характеристика механизмов снижения налоговых платежей

Критерий  сравнения Уклонение Обход Планирование
1 Экономическая  выгода субъекта при условии успешного применения максимальная средняя или  минимальная средняя
2 Уровень  риска максимальный средний минимальный
3 Требуемая  квалификация персонала не требуется  особой специальная или  высокая высокая
4 Возможные  санкции со стороны государства Вплоть до уголовного преследования Налоговые или  административные Преимущественно налоговые
5 Ущерб,  нанесенный государству максимальный минимальный средний
6 Преимущественное использование Малый бизнес и ИП малый, средний, крупный бизнес Крупный бизнес
7 зависимость  от экономической изменений политики государства наиболее подвержены экономическим, политическим и иным колебаниям конъюнктуры преимущественно подвержены колебаниям в сфере н/о наименее подвержены колебаниям
8 Сочетание  с другими механизмами снижения налоговых платежей Преимущественно применяется самостоятельно может сочетаться с уклонением может сочетаться с уклонением и обходом
       

    Анализ  практики применения налогового планирования показывает, что все методы, механизмы, подходы и приемы используются в основном комплексно в тесной взаимосвязи друг с другом. Использование же их в «чистом» виде наблюдается только на частных примерах отдельных операций или довольно ограниченном числе единичных случаев. 

    Большое значение имеет вопрос системной  группировки налогов по различным  признакам. Существует большое количество классификаций:

    1)По  характеру взаимоотношений  между государством  и субъектами налогов:

    - прямые

    - косвенные

    2)В  зависимости от степени учета  имущественного и финансового  положения НП

    - реальные – не учитывают финансового  положения плательщика

    - личные – учитывают положение и его платежеспособность

    3)По  объекту н/о

    - доход

    - имущество

    4)По источнику уплаты

    - относимые на увеличение цены

    - на себестоимость продукции

    - на финансовый результат

    5)По  построению налоговых ставок

    - равное

    - пропорциональное

    - прогрессивное

    - регрессивное н/о

    6)По  видам НП

    - с ФЛ

    - с ЮЛ

    - общие налоги для ЮЛ и ФЛ (универсальные)

    7)По  характеру использования или  назначению

    - общие

    - специальные (целевые)

    8)По  полноте прав использования налоговых  сумм

    - закрепленные

    - регулирующие

    9)По  срокам уплаты

    - срочные

    - периодически календарные

    10)По  способу взимания

    - кадастровый

    - декларативные способ

    - метод самоисчисления

    - административные

    - авансовый

    11)В  зависимости от  способа уплаты

    - денежный

    - неденежный способ (СРП)

    12)В  зависимости от законодательства, регулирующего порядок уплаты

    - резидентский

    - территориальный

    13)По степени эффективности

    - налоги с положительной

    - нейтральной

    - отрицательной эффективностью

    14)По  специфике участия  в формировании  расходов организации

    - условно постоянные

    - условно переменные

    15)По  уровню бюджетной  системы или принадлежности  к уровню власти

    - федеральные

    - налоги субъектов федерации

    - местные 

    Классификация налогового планирования

    1)В  зависимости от уровня управления  целесообразно выделять следующие виды налогового планирования

    - государственное н/п – планирование  на уровне государства

    - н/п хозяйствующих субъектов (корпоративное  – группа предприятий)

    - н/п ФЛ (личное, индивидуальное)

    Н/п  на уровне ХС делят:

    1)в  зависимости от  вида ХС

    - в коммерческих

    - некоммерческих организациях

    Имеется специфика н/п в различных коммерческих организациях: производственных, торговых, научных, финансовых посредниках и так далее

    2)В  зависимости от  цели деятельности  ХС:

    - н/п предприятий, имеющих целью  получение прибыли и увеличение чистой прибыли

    - объективно не имеющих такой  цели

    3)В  зависимости от  ОПФ

    - в акционерных и так далее

    4)По  стадиям финансово-производственного  цикла предприятия

    - на стадии создания предприятия

    - в период функционирования (существования)  предприятия: роста, спада, реорганизации,  преобразования

    - на стадии ликвидации

    5)По  временной определенности

    - долгосрочное

    - годовое (краткосрочное)

    - оперативное

    6)Исходя  из направленности  на перспективу

    - стратегическое н/п

    - текущее

    7)С  точки зрения учета различных  прогнозных вариантов изменения  внешней среды и внутреннего  финансово-хозяйственного состояния предприятия:

    - динамическое

    - статическое

    8)От  размера бизнеса

    - на малых предприятиях

    - средних и крупных,  в том  числе холдингах и других объединениях предприятий

    9)По  полноте охвата объектов

    - полное

    - тематическое

    10)По  объекту

    - деятельность в целом

    - по структурным подразделениям  и отдельным центрам ответственности

    - по конкретным операциям

    11)По  субъектам, инициирующим  н/п

    - внешнее (учредителями)

    - внутреннее (исполнительными органами организации)

    12)По  исполнителям

Информация о работе Лекции по налоговому планированию