Налог на добавленную стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении особенности исчисления НДС, а также разработки направлений развития налогообложения добавленной стоимости в России.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи: изучить теоретических основы налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, обосновать сущность налога, а также место в налоговых доходах федерального бюджета РФ.

Содержание

Введение…………………………………………….……..………….…...……....3 1. Экономическая сущность НДС и его значение …….……………………..5
1.1 Значение и сущность НДС……………………………………….….............5
1.2 Элементы налогообложения….……………….…..................................8
2. Исчисление и уплата НДС налоговыми агентами………………………..14
2.1 Общие принципы исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами…..14
2.2 Приобретение товаров (работ, услуг) у иностранной организации, не состоящей на налоговом учете в Российской Федерации……………………19
2.3 Налогообложение при аренде государственного и муниципального имущества………………………………………………………………………..24
3. Основные направления Совершенствования НДС……………………….28
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список использованных источников …………………………………….…….36

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

    Налоговые ставки. В соответствии со статьей 164 части 2 НК РФ в России применяются  несколько видов ставок:

    0% - товары, помещаемые под таможенный режим; работы (услуги), осуществляемые в космическом пространстве и наземные, связанные с ними; драгметаллы при условии их добычи или производства налогоплательщиками; товары для пользования дипломатическим и приравненному к нему персоналу.

    10% - продовольственные товары: мясо и мясопродукты (исключая деликатесные), молоко и молокопродукты, зерновые, рыба живая (исключая ценные породы), море- и рыбопродукты (исключая деликатесные); некоторые товары для детей.

    18% - товары (работы, услуги), не указанные  в подпунктах 1 и 2 статьи 164.

    Порядок исчисления налога:

    1. Сумма налога исчисляется как  соответствующая налоговой ставке  процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете –  как сумма налога, полученная  в результате сложения сумм  налогов, исчисляемые отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

    2. Общая сумма налога при реализации  товаров (работ, услуг) представляет  собой сумму, полученную в результате  сложения сумм налога.

    3. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

    4. Сумма налога по операциям  реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0 процентов,  исчисляется отдельно по каждой  такой операции.

    В России НДС стоит на первом месте  среди других налогов по поступлению в бюджеты различных уровней. До принятия НК РФ НДС участвовал в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. С выходом же НК РФ и принятием бюджета РФ. НДС поступает только в Федеральный бюджет в размере 100%.[5, 87]

    При определении величины НДС в качестве налогооблагаемой базы выступает добавленная  стоимость, получаемая как разность между товарной продукцией и стоимостью материальных ценностей, затраченных  на ее производство. В этом случае налогооблагаемая база теоретически создает возможность трех различных методов исчисления НДС (при одной и той же ее ставке). Два из них предполагают исчисление НДС по предварительно установленной величине добавленной стоимости или ее отдельных элементов. К этим методам относятся:

    • прямой метод - НДС исчисляется в виде доли (%) от предварительно рассчитанной величины добавленной стоимости;
    • аддитивный метод. В этом случае расчет НДС делится на два этапа: сначала определяется величина налога по отдельным составляющим добавленной стоимости (например, зарплате, прибыли и т.д.) и затем полученные величины складываются.

    При прямом методе возможны два варианта предварительного расчета общей  величины добавленной стоимости: либо вычитанием из товарной продукции стоимости  затраченных на ее производство материальных ценностей; либо сложением отдельных элементов добавленной стоимости (зарплаты, прибыли, амортизации и др.).

    Из-за сложности расчетов эти методы на практике используются крайне редко.

    В большинстве стран применяется  третий метод исчисления НДС. Суть его в следующем: величина НДС, начисленного на стоимость материальных ценностей, приобретенных фирмой для переработки, вычитается из величины НДС, начисленного на реализованную данной фирмой продукцию. При методе зачета фирма отчисляет в бюджет только разницу между двумя суммами НДС. Предприниматели подают в налоговые органы декларацию, в которой наряду с прочей обязательной информацией сообщают два показателя: общую стоимость реализованной продукции и общую стоимость приобретенных товаров и услуг.

    Система начисления НДС при использовании  метода зачета имеет еще одну особенность. Объем начисляемого и соответственно взимаемого НДС (при одной и той  же его ставке) в значительной степени  зависит от метода исчисления зачета. На практике известны три метода:

    - Метод поставки или начислений. В этом случае исчисление НДС  и связанные с этим налоговые  обязательства для продавца, покупателя  товаров и услуг (включая и  выплату налога) происходят в  момент поставки' товара или оказания  услуги. Этот момент определяется либо по факту отгрузки товара и оказания услуги, либо по выписке счета-фактуры, либо по оплате.

    - Метод оплаты или кассовый  метод, когда налоговые обязательства  (включая и оплату налога) возникают  в момент оплаты поступившего  товара или оказанной услуги.

    В международной практике используются два метода, но наибольшее распространение получает первый метод (поставки или начислений).

    Льготы  и ставки налога на добавленную  стоимость.

    Статьей 149 НК РФ установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождаемые от налогообложения).

    Чтобы воспользоваться данной льготой  предприятие обязано вести раздельный учет операций, которые подлежат и  не подлежат налогообложению.

    Перечисленные в указанной статье операции не подлежат налогообложению при наличии у предприятия, осуществляющего эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Освобождение  от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено НК РФ.

    Кроме того, не подлежит обложению НДС ввоз целого ряда товаров из-за рубежа на таможенную территорию России. В статье 150 НК РФ дан подробный перечень товаров, продукции, материалов, ввоз которых на территорию России освобождается от налогообложения. По НДС в настоящее время действуют три ставки 10%, 18% и 0 % [3,56]

    Ставка 0% применяется, в частности, при реализации:

    • товаров на экспорт за пределы таможенной территории Российской Федерации;
    • работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров;
    • работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;
    • услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации.

    Ставка 10% устанавливается при реализации:

    • продовольственных товаров по перечню, установленному ст. 164 НК РФ;
    • товаров для детей, предусмотренных установленным перечнем;
    • периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
    • учебной и научной книжной продукции;
    • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
    • лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;
    • изделий медицинского назначения.

    При реализации остальных товаров (работ, услуг) взимается ставка 18%.

        Кроме указанных налоговых ставок существует расчетный метод, на основании которого налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки 10 или 18 процентов к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. Данный метод применяется в случаях:

    • при получении денежных средств в виде оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг);
    • при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 НК РФ;
    • при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с НДС в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ;
    • при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ.

    Данные  ставки получены путем следующего расчета:

    НДС=Х/(110)*10

    НДС=Х/(118)*18. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Исчисление и уплата НДС налоговыми агентами

     2.1. Общие принципы исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами

     В соответствии со ст. 161 Налогового кодекса  Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщик является налоговым агентом в следующих случаях:

     1) при приобретении товаров (работ,  услуг) у иностранной организации,  не состоящей на налоговом  учете в Российской Федерации  (п. 1 ст. 161 НК РФ);

     2) при получении в аренду федерального  имущества, имущества субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, предоставленного органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ);

     3) при реализации конфискованного  имущества, бесхозяйных ценностей,  кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству (п. 4 ст. 161 НК РФ);

     4) при осуществлении предпринимательской  деятельности с участием в  расчетах на основе договоров  поручения, договоров комиссии  или агентских договоров с иностранными лицами, не состоящими на налоговом учете в Российской Федерации (п. 5 ст. 161 НК РФ) (введено Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах");

     5) при исключении из Российского  международного реестра судов  в течение десяти лет с момента  регистрации судна (кроме исключения  вследствие признания судна погибшим, пропавшим без вести, конструктивно погибшим, утратившим качества судна в результате перестройки или любых других изменений) или если в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена (п. 6 ст. 161 НК РФ) (введен Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов").

     Независимо  от того, по какой причине организация  становится налоговым агентом: приобретает  товары (работы, услуги) у иностранной  организации, арендует имущество у  государственных и муниципальных  органов или реализует конфискованное имущество, - она должна соблюдать правила, общие для всех налоговых агентов:

     1) организация не освобождается  от обязанностей налогового агента  даже в случае, если она не  является плательщиком НДС и  освобождена от обязанностей  налогоплательщика согласно ст. 145 НК РФ.

     Например, если организация - налоговый агент  применяет упрощенную систему налогообложения, то она должна оформить счет-фактуру  и уменьшить полученные доходы в  соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ на суммы НДС по оплаченным товарам (работам, услугам);

     2) налоговый период для налоговых  агентов устанавливается в соответствии  со ст. 163 НК РФ как календарный  месяц, а если ежемесячная в  течение квартала выручка от  реализации товаров (работ, услуг)  без учета НДС не превышает  2 млн руб., то налоговый период устанавливается согласно п. 2 ст. 163 Кодекса как квартал.

     При этом сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется для  целей применения п. 2 ст. 163 НК РФ в  соответствии с п. 1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, утвержденного Приказом Минфина России от 03.03.2005 N 31н (далее - Порядок заполнения декларации).

     В сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения п. 2 ст. 163 НК РФ не включаются сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) в части осуществления деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, операции по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, операции, перечисленные в пп. 2, 3, 4 п. 1 и п. 2 ст. 146 Кодекса. Кроме того, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) не включаются оплата, частичная оплата в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), оплата операций, осуществляемых налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 НК РФ.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость