Налог на добавленную стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении особенности исчисления НДС, а также разработки направлений развития налогообложения добавленной стоимости в России.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи: изучить теоретических основы налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, обосновать сущность налога, а также место в налоговых доходах федерального бюджета РФ.

Содержание

Введение…………………………………………….……..………….…...……....3 1. Экономическая сущность НДС и его значение …….……………………..5
1.1 Значение и сущность НДС……………………………………….….............5
1.2 Элементы налогообложения….……………….…..................................8
2. Исчисление и уплата НДС налоговыми агентами………………………..14
2.1 Общие принципы исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами…..14
2.2 Приобретение товаров (работ, услуг) у иностранной организации, не состоящей на налоговом учете в Российской Федерации……………………19
2.3 Налогообложение при аренде государственного и муниципального имущества………………………………………………………………………..24
3. Основные направления Совершенствования НДС……………………….28
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список использованных источников …………………………………….…….36

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

     На  практике нередко встречаются случаи, когда российская организация рассчитывается с иностранной организацией не в  рублях, а в иностранной валюте.

     В соответствии с п. 3 ст. 153 НК РФ расходы  в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Банка России на дату фактического осуществления расходов.

     При оплате приобретенных у иностранного налогоплательщика товаров (работ, услуг) налоговый агент в качестве даты фактического осуществления расходов принимает дату перечисления денежных средств.

     Причем  согласно п. 3 ст. 45 НК РФ налоговый агент  должен уплатить НДС в бюджет в  российской валюте.

     Получение налогового вычета по НДС.

     Налоговый агент может при определенных условиях принять к вычету сумму  НДС, удержанную из средств, перечисляемых иностранной организации. Эти условия следующие:

     - российская организация является  плательщиком НДС (п. 1 ст. 171 НК  РФ);

     - товары (работы, услуги) приобретены  для осуществления производственной  деятельности или иных операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);

     - сумма НДС по этим товарам  (работам, услугам) удержана из  средств, перечисленных иностранной  организации, и уплачена в бюджет (п. 3 ст. 171 НК РФ).

     Из  положений п. 3 ст. 171 НК РФ следует, что  к вычету может быть предъявлена  только сумма НДС, которую налоговый агент удержал из доходов, полученных иностранным налогоплательщиком. Если же по какой-либо причине российская организация не произвела такое удержание НДС и осуществила уплату этого налога в бюджет за счет собственных средств, то она не имеет права на вычет.

     Для подтверждения правомерности осуществления  вычета НДС при приобретении налогооблагаемых товаров (работ, услуг) должны быть выполнены  условия, установленные п. 1 ст. 172 НК РФ, а именно: налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Налогообложение при аренде государственного и муниципального имущества 

     Заключение  договоров аренды имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, требует от организации-арендатора, являющейся налоговым агентом, выполнения обязанности по исчислению, удержанию и уплате НДС в бюджет.

     На  основании п. 1 ст. 212 Гражданского кодекса  Российской Федерации (ГК РФ) в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников  защищаются законом и судом равным образом.

     Согласно  п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации являются:

     1) имущество, принадлежащее на праве  собственности Российской Федерации  (федеральная собственность);

     2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации).

     В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальной  собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут приобретать собственность и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципальных образований.

     Аренда - это предоставление арендодателем (собственником имущества или  иным уполномоченным лицом) арендатору (организации или индивидуальному предпринимателю) имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Напомним, что на основании п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Вместе с тем п. 2 ст. 651 ГК РФ определено, что государственной регистрации подлежат договоры аренды здания или сооружения, если они заключены на срок не менее года.

     Арендуемое  имущество может находиться в  хозяйственном ведении или в  оперативном управлении учреждений, казенных предприятий или государственных органов.

     В соответствии с п. 2 ст. 295 ГК РФ предприятие  не вправе продавать принадлежащее  ему на праве хозяйственного ведения  недвижимое имущество, сдавать его  в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

     Возможна  ситуация, при которой предприятие  сдает в аренду недвижимое имущество, которое ему принадлежит на праве  хозяйственного ведения, без согласия собственника имущества. Согласно ст. 168 ГК РФ такая сделка аренды недействительна и влечет для сторон неблагоприятные последствия, предусмотренные гражданским законодательством.

     Доходы  от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности  и расположенного на территории Российской Федерации, перечисляются в соответствии с порядком, установленным федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год.

     Оформление  расчетных документов при перечислении арендной платы осуществляется арендатором  в соответствии с Правилами указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (Приложение N 2), утвержденными Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н.

     Положением  о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование, утвержденным Приказом Минфина России от 30.06.2004 N 57н, установлено, что арендная плата за пользование федеральным имуществом, закрепленным за арендодателями, перечисляется арендаторами в доход федерального бюджета на счета управлений Федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации, открытые на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации".

     Пеня  за неуплату или неполную уплату арендной платы за аренду федерального имущества в установленный договором срок перечисляется арендаторами в доход федерального бюджета по коду 2010241 "Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности" классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

     Арендодатели  уведомляют арендаторов о реквизитах счетов N 40101 и порядке оформления расчетных документов на перечисление в доход федерального бюджета  арендной платы и пеней за неуплату или неполную уплату арендной платы в соответствии с вышеуказанным Положением.

     В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при  заключении договора аренды имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, организация-арендатор признается налоговым агентом, который должен исчислить, удержать из доходов, выплачиваемых арендодателю, НДС и уплатить его в бюджет.

     Согласно  Письму ФНС России от 14.02.2005 N 03-1-03/208/13 "О налогообложении НДС аренды помещений" организации признаются налоговыми агентами, если они арендуют имущество непосредственно у органов государственной власти и управления и (или) органов местного самоуправления.

     Поэтому даже неплательщики НДС либо лица, освобожденные от обязанности плательщика  НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, признаются налоговыми агентами, если являются арендаторами вышеуказанного имущества, и несут ответственность в случае неисполнения возложенной на них функции по удержанию и уплате НДС.

     Возможность исполнить функцию налогового агента у арендатора появляется только по факту перечисления денежных средств арендодателю.

     Так как налоговые агенты обязаны  исчислить, удержать из доходов, выплачиваемых  арендодателю, сумму НДС, такая обязанность  возникает у них в момент перечисления денежных средств арендодателю.

     Налоговый агент определяет налоговую базу как сумму арендной платы с учетом налога.

     Поэтому при заключении договора аренды читателям  журнала необходимо проследить за тем, чтобы арендодатель предусмотрел сумму  НДС в составе арендной платы, причем сумма налога должна быть выделена отдельной строкой.

     Если  услуги по аренде имущества оказаны  арендатору, но арендная плата арендодателю в соответствии с договором не уплачена, налоговые обязательства  по НДС не возникают. Фактическое  потребление услуг арендатором  не влечет с его стороны обязанности по уплате НДС за арендодателя. Кроме того, выделенная сумма НДС, относящаяся к услугам аренды, не включается в налоговые вычеты до момента фактического удержания суммы этого налога за счет средств, подлежащих перечислению арендодателю.

     Момент  исполнения обязанностей налогового агента зависит также от условий договора аренды. Многие арендодатели предусматривают порядок расчетов между сторонами таким образом, что арендная плата перечисляется авансовым платежом, например ежеквартально в срок не позднее 10-го числа первого месяца квартала. В этом случае арендатор, перечисляя сумму арендной платы, обязан удержать сумму НДС со всей суммы, выплачиваемой арендодателю. 

     3 Основные направления совершенствования  НДС. 

    Прежде  чем говорить о направления совершенствования, необходимо выяснить какие изменения внес Налоговый Кодекс.

    Базовые понятия и принцип функционирования НДС сохранены, хотя новый текст закона далек от идеала с точки зрения прозрачности налоговых отношений, объектов налогообложения и справедливости его взимания.

    Многие  отмечают, что более положительного результата от такого реформирования можно было достигнуть путем внесения изменений и уточнений в текст  Закона РФ от 06.12.1995 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», устранив имеющиеся  в нем так называемые двусмысленности, неточности, недосказанность — одним словом все то, что называется «белыми пятнами».

    Такое отношение к новому тексту главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ справедливо, поскольку  процесс адаптации к нему со стороны, как налогоплательщиков, так и работников налоговых органов будет сложным и долгим, что потребует большого объема разъяснительного материала, поскольку уже сейчас возникают вопросы, требующие поправок, комментариев для правильного понимания специфических налоговых обязательств.

    По отдельным важнейшим позициям глава 21 части второй НК РФ имеет преимущества по сравнению с законом. К их числу в первую очередь следует отнести то, что только реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, за исключением освобождаемых от налогообложения операций, выявляет объект налогообложения. Это особенно важно в отношении оборотов реализации товаров хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ, когда товары вывозятся с территории Российской Федерации на территорию государств СНГ.

    В тексте части второй НК РФ характеристика категорий налогоплательщиков дана компактно и емко в полном соответствии со ст. 19 части первой НК РФ. Следует  отметить, что в состав плательщиков НДС включены индивидуальные предприниматели. Это позволяет говорить о расширении субъектов налоговых обязательств, что, с одной стороны, потенциально способствует увеличению поступления НДС в бюджетную систему, существенному расширению сферы налогового контроля, а с другой, усложняет исполнение налоговых обязательств для индивидуальных предпринимателей, поскольку они должны осуществлять бухгалтерский и налоговый учет, включая составление и подачу налоговых деклараций, в общеустановленном порядке.

    Новаторским и полезным является также и то, что впервые в законодательном порядке устанавливается возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в зависимости от размера налоговой базы (реализации, товаров, работ, услуг).

Информация о работе Налог на добавленную стоимость