Проблемы и перспективы развития исчисления и уплаты транспортного налога

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 01:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить механизма взимания и исчисления транспортного налога, раскрыть взаимосвязь всех понятий, их внутреннюю логику и методику функционирования.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
• Рассмотреть теоретические основы взимания транспортного налога;
• Изучить нормативно-правовые основы транспортного налога, порядок исчисления;
• Изучит порядок исчисления и уплаты транспортного налога в «Региональной страховой компании»;
• Оценить проблему уплаты транспортного налога в РФ;
• Рассмотреть пути совершенствования механизма исчисления и уплаты транспортного налога в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Экономическая сущность и нормативно-правовые основы транспортного налога 4
ГЛАВА II. Анализ порядка исчисления и уплаты транспортного налога в «Региональной транспортной компании» 11
ГЛАВА III. Проблемы и перспективы развития исчисления и уплаты транспортного налога. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 35

Работа содержит 1 файл

Транспортный налог (курсовая).docx

— 57.22 Кб (Скачать)

Кроме того можно уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы по эксплуатации машины (бензин, моторное масло, и т.д.) и ее ремонту.

Из двух договоров выгоднее заключить договор аренды машины без экипажа. В этом случае, чтобы  избежать претензий со стороны налоговиков, владелец машины не должен составлять авансовые отчеты и подписывать  путевые листы. За него это может  сделать другой сотрудник компании.

Покажем на примере, как отразить арендную плату.

Компания заключила со своим сотрудником Петровым И.В. договор аренды транспортного средства без экипажа. Фирма платит сотруднику ежемесячную арендную плату 6000 руб. Выплату производят в последний день месяца. Водителю 1 июля выдано под отчет на покупку бензина 11 000 руб. Фирмой 10 июля был произведен ремонт на сумму 3000 руб. 31 июля водитель отдал авансовый отчет. К авансовому отчету были приложены чеки на покупку бензина в сумме 10 300 руб.

По договору аренды транспортного  средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг  по управлению им и его технической  эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). Договор  составляют в письменной форме.

3. Компания может сэкономить на транспортном налоге, а точнее, вообще его не платить. Если вы не имеете на балансе своих собственных машин, то уйти от налога можно, заключив договор аренды (лизинга). Поясним подробнее.

Транспортные средства, приобретенные  в собственность лизингодателем и переданные им на основании договора лизинга во временное владение (пользование), регистрируют по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем (Приказ МВД России от 27 января 2003 г. N 59).

Значит, если транспортное средство зарегистрировано на лизингодателя, то он и является плательщиком налога.

Допустим, если транспортное средство зарегистрировано на лизингодателя, то на срок действия договора лизинга  возможна временная регистрация  транспортного средства за лизингополучателем. Но даже в этом случае налогоплательщиком является лизингодатель.

Фирма, которая владеет  машиной по договору лизинга, уплачивает транспортный налог только в том  случае, если по обоюдному согласию между ней и лизингодателем автомобиль зарегистрирован только на эту фирму (Письмо Минфина России от 30 июня 2008 г. N 03-05-05-04/14).

Если в организации  числится неисправный автомобиль и  в дальнейшем он не будет эксплуатироваться, то нет смысла держать его на балансе  и платить налог за это транспортное средство. Все дело в том, что уплата налога не зависит от того, в каком  состоянии машина. Она может быть не на ходу или разобрана на запасные части. Все дело в регистрации.

Получается, что компания будет обязана платить транспортный налог до тех пор, пока не снимете автомобиль с государственной регистрации. Для снятия представьте в Госавтоинспекцию:

- техпаспорт машины;

- ее регистрационные документы;

- знаки;

- акт о списании автотранспортного  средства по форме N ОС-4а (утв.  Постановлением Госкомстата России  от 21 января 2003 г. N 7), составленный вашей бухгалтерией.

В автоинспекции на вашем  акте поставят штемпель о снятии машины с учета. Теперь этот документ послужит основанием для освобождения от уплаты налога. Исключить из числа объекта  налогообложения списанное авто можно уже со следующего месяца (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Кстати, специально уведомлять об этом налоговую инспекцию не нужно. Сотрудники ГИБДД сами сообщат в  ФНС о снятии вашей машины с  учета. 

Рассмотрев механизм исчисления и уплаты транспортного налога на примере региональной транспортной компании, в следующей главе рассмотрим основные проблемы и дальнейшие направления развития транспортного налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. Проблемы и перспективы развития исчисления и уплаты транспортного налога.

Как следует из ст. 357 НК РФ, к налогоплательщикам транспортного  налога относятся организации и  физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Однако на практике, в ситуациях, когда транспортное средство оформляется  в аренду, приобретается в лизинг, временно не используется, находится  в розыске, утилизировано или  конфисковано по решению суда, возникают  трудности с определением налогоплательщика.

При заключении договора аренды плательщиком транспортного налога является арендодатель, который должен рассчитать арендную плату так, чтобы  в нее была включена сумма транспортного  налога.

В случае получения транспортного  средства по лизингу плательщиком налога может выступать как лизингодатель, так и лизингополучатель. Все  зависит от того, на кого зарегистрировано транспортное средство (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".

Если по договору лизинга  транспортное средство, зарегистрированное на лизингодателя, временно передано по месту нахождения лизингополучателя  и временно поставлено на учет в  ГИБДД по местонахождению последнего, то плательщиком транспортного налога остается лизингодатель. В случае регистрации  предмета лизинга лизингополучателем по поручению лизингодателя на имя  последнего в регистрационных документах указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества.

Лизингополучатель (организация, владеющая транспортным средством  по договору лизинга) выступает плательщиком транспортного налога, если по взаимному  согласию данное транспортное средство зарегистрировано на него.

При условии регистрации  транспортного средства в ГИБДД  его владелец - организация или  физическое лицо - будет являться плательщиком транспортного налога, даже если он временно не использует данное транспортное средство.

В случае конфискации транспортного  средства по решению суда (без возврата собственнику) транспортный налог не взимается с момента вынесения  указанного решения. Заинтересованному  лицу необходимо представить соответствующее  решение суда в налоговый орган.

Если транспортное средство подлежит утилизации, то транспортный налог уплачивается до момента снятия его с учета (представления в  ГИБДД документа, подтверждающего  утилизацию транспортного средства).

Налоговый кодекс РФ (подп. 7 п. 2 ст. 358) не признает объектом налогообложения  транспортные средства, находящиеся  в розыске, при условии подтверждения  уполномоченными органами факта  угона (кражи). Предъявление в налоговый  орган справки из органов милиции, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного  средства, - гарантия того, что транспортный налог в период, пока оно находится  в розыске, взиматься не будет.

При этом справка должна представляться в налоговый орган до окончания  розыскных мероприятий, т.е. ежегодно на начало налогового периода.

Отнесение транспортных средств  к определенной категории, от этого зависит ставка налога и соответственно его сумма. Из-за отсутствия в Налоговом кодексе РФ ссылки на документ, которым необходимо руководствоваться при отнесении транспорта к той или иной категории, между налоговыми органами, налогоплательщиками и судами постоянно возникают разногласия - все они ссылаются на совершенно разные документы, которые даже не являются нормативными.

Так, многие налогоплательщики  относят автомобили УАЗ-3962, УАЗ-3303, УАЗ-3909 к легковым, опираясь на их технические  паспорта. Но некоторые арбитражные суды автомобиль УАЗ-3962 относят к автобусам, руководствуясь Отраслевой нормалью автомобильной промышленности и письмами завода-изготовителя, а автомобили УАЗ-3303 и УАЗ-3909 - относятся к категории грузовых, поскольку об этом также свидетельствует заключение завода-изготовителя.

Попытка разрешить данную ситуацию была предпринята Минфином России. В частности, было определено приоритетное значение Конвенции о  дорожном движении по сравнению с  Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, так как последний  не содержит критериев, достаточных  для отнесения перечисленных  в нем транспортных средств к  соответствующим категориям, предусмотренным  главой 28 НК РФ, и потому может применяться  для целей исчисления транспортного  налога только в части, не противоречащей Конвенции. Чтобы избежать дальнейших разногласий, в главу 28 НК РФ необходимо внести изменения, а именно указать  документ, на который следует ссылаться  при определении категории транспортного  средства.

Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным, он поступает в бюджет субъекта Федерации. Однако поступления данного налога, как правило, невелики.

При установлении ставок налога нужно обратить особое внимание на транспортные предприятия, находящиеся  в государственной или муниципальной  собственности и осуществляющие пассажирские перевозки. Не секрет, что  большая часть транспортных средств  в регионах используется свыше установленного срока их эксплуатации. Автобусный парк обновляется редко.

В связи с этим для транспортных предприятий, находящихся в государственной  или муниципальной собственности  и осуществляющих пассажирские перевозки, предлагается установить понижающий коэффициент  при исчислении транспортного налога с пассажирского транспорта, срок эксплуатации которого превышает установленный  уровень. Размер коэффициента должен зависеть от того, на сколько лет превышен срок эксплуатации. Необходимым условием применения коэффициента должно стать целевое использование сэкономленных транспортным предприятием средств - для обновления подвижного состава. Применение понижающего коэффициента позволит не только снизить себестоимость пассажирских перевозок, но и ускорить процесс обновления автобусного парка.

В целях более точного  учета транспортных средств для расчета транспортного налога с применением понижающего коэффициента предлагается ввести специализированные формы учетных регистров.

В регистре, который заводится на каждое транспортное средство, будет содержаться следующая информация: идентификационный номер транспортного средства, регистрационный знак, модель, год изготовления, мощность двигателя, фактический срок эксплуатации, превышение фактического срока эксплуатации над установленным уровнем, размер понижающего коэффициента, количество владельцев, ставка налога, сумма перечисленного авансового платежа по транспортному налогу.

Наиболее оптимальным  было бы автоматизированное ведение и формирование указанных регистров. Это позволило бы облегчить труд бухгалтера при расчете транспортного налога по каждому транспортному средству с учетом срока его полезного использования.

Об обязанности организации  уплачивать авансовые платежи и  представлять расчет в случаях, когда  законом субъекта РФ такая обязанность  не установлена

По вопросу об обязанности организаций уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу и представлять соответствующий расчет по этому налогу по окончании отчетных периодов, в случаях, когда субъектами РФ в региональных законах такая обязанность (а также вообще, отчетные периоды) не установлена, возникла некоторая неопределенность.

Так, из письма Минфина РФ от 13.02.2006 г. N 03-06-04-02/02 следует, что обязанность исчислять и уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу и обязанность представлять соответствующий расчет по этому налогу по окончании отчетных периодов установлена непосредственно положениями НК РФ, т.е. федеральным законодательством о налогах и сборах. Поэтому данные обязанности должны исполняться независимо даже от того, что региональный законодатель данные обязательства не установил. Кроме того, по мнению Минфина РФ, исходя из положений п. 6 ст. 362 НК РФ, региональный законодатель должен прямо указать отдельные категории налогоплательщиков, имеющие право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Если же в региональном законе такого положения не содержится, необходимо считать, что действуют нормы федерального законодательства.

Таким образом, Минфин РФ, указывая в своем письме о необходимости представлять расчеты по транспортному налогу и уплачивать авансовые платежи по нему, фактически утверждает, что "порядок уплаты авансовых платежей" является категорией отличной от категорий "порядок уплаты налога" и "сроки уплаты налога". В связи с этим делается вывод, что поскольку данные элементы установлены положениями НК РФ, то они должны применяться независимо от того, установил ли соответствующие обязанности региональный законодатель на своей территории или не установил.

Однако, вышеуказанная позиция  Минфина РФ, является неправомерной по следующим основаниям.

Во-первых, в соответствии со ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог вводится в действие законами субъектов РФ, при этом законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок  и сроки его уплаты.

Во-вторых, вышеуказанный  вывод подтверждается и положениями  п. 2 ст. 363 НК РФ, согласно которому налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу "если законами субъектов РФ не предусмотрено иное".

В-третьих, в соответствии с п. 3 ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти.

В-четвертых, основным аргументом сторонников иной точки зрения, являются положения п. 6 ст. 363 НК РФ в соответствии с которой, субъекты РФ должны активно, а не пассивно, определиться по вопросам введения отчетных периодов и уплате авансовых платежей по транспортному налогу.

В целях повышения налоговой автономии органов власти субъектов Российской Федерации, а также создания возможностей для повышения доходов региональных бюджетов, с 2010 года внесены следующие изменения в главу 28 НК РФ:

Информация о работе Проблемы и перспективы развития исчисления и уплаты транспортного налога