Проблемы и тенденции налоговой политики в области НДС в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС) В
СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………..……..…………7
1.1. Роль и значение НДС в налоговой системе Российской Федерации…. 7
1.2. Порядок исчисления и уплаты НДС ……………………………...……12
1.3. НДС в зарубежных странах и странах СНГ……………………...…….36

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СВЯЗАННЫХ С НДС:
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО НАЛОГУ И
РОСТ МАХИНАЦИИ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ НДС В 2005-2007 годах...…44
2.1. Анализ поступления НДС в бюджетную систему
Российской Федерации в 2005-2007 годах……..………………………44
2.2. «Лжеэкспортные» махинации и возмещение НДС. Возврат
НДС по программе «TAX FREE for Business»……………………..….56
2.3. Анализ контрольной работы УМНС по РСО-Алании по исчислению и
уплате НДС проводимой самостоятельно и с участием органов МВД...73

3. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В
ОБЛАСТИ НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………..……..…..81
3.1. Механизмы администрирования НДС на 2008 год……………..….…81
3.2. Проблемы и тенденции в администрировании налога
на добавленную стоимость УФНС по РСО-Алания …...……….…….86
3.3 Пути совершенствования администрирования
налога на добавленную стоимость …………..……………………..….93

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..… 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ…108

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ НДС 2008.doc

— 984.00 Кб (Скачать)

12) совершается оплата по договорам на оказание услуг, т.е. предмет договора не имеет явного материального выражения (так называемые консультационные, информационные, маркетинговые и т.п. услуги). Как при проведении проверок, так и в судебном заседании этим договорам уделяется особое внимание, если расходы на подобные услуги являются основанием для возмещения НДС. Обязательно будет проверена обоснованность и связь услуг с хозяйственной деятельностью налогоплательщика.

«Масло в огонь» подливается и в связи с проводимой налоговой реформой.

Совершенствование администрирования НДС отнесено к числу основных направлений налоговой политики в 2006 г., что отмечается в Послании Президента России Федеральному собранию РФ о бюджетной политике в 2006 году. В Заключении Счетной Палаты РФ на проект ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2006 г.» (письмо от 12.09.05 № 01-1194/15-10) также указывается, что «в целях совершенствования налогового администрирования необходимо упорядочить систему учета платежей по НДС, обеспечить прозрачность движения сумм налога и эффективный контроль за возмещением налога экспортерам и вычетами (возмещением) налога по внутренним операциям».

В таких жестких условиях с позиций налоговых органов уклонистом считается каждый, кто исчисляет такой налог.

Для того чтобы попасть в число «подозреваемых», достаточно всего лишь, чтобы один из поставщиков не представил отчетность в налоговый орган. Это послужит катализатором для инициирования всех возможных контрольных мероприятий.

Теперь налоговики будут проводить беседы и с руководителями фирм-экспортеров, претендующих на вычет по НДС. Например, если компания заявила слишком большую сумму к возмещению (по мнению ИФНС), ее пригласят на разговор. Возможно, на данную позицию повлияло решение правительства, принятое 2 марта текущего года: Минфину и Минэкономразвития поручили доработать план совершенствования администрирования НДС в части улучшения контроля его возмещения. А Федеральная налоговая служба должна каждый месяц до 10-го числа подавать отчет о налоговых поступлениях в бюджет.

Немудрено, что сотрудники ведомства стали искать новые возможности выполнения плана и углядели их в незаконных экспортных махинациях. Например, с использованием фирм-«однодневок». Но под одну гребенку с нарушителями могут попасть и добросовестные налогоплательщики. В частности, чиновники составили перечень особенностей организаций, претендующих на незаконное возмещение налога. Всего служители закона насчитали 36 признаков фирм, намеренных обманным путем вернуть НДС.

Причем «драконовские» методы применяются ко всем налогоплательщикам, в том числе и добросовестным.

В  борьбе с нарушениями законодательства в вопросах возмещения НДС основная роль принадлежит таким методам  налогового контроля, как выездные и, прежде всего, камеральные проверки. Большая часть нарушений правильности исчисления  и полноты уплаты в бюджет сумм НДС выявляется в ходе их проведения.

Специалисты знают, насколько сложна и объемна процедура проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и возмещения налога на добавленную стоимость, как по российским, так и по экспортным операциям.    Трехмесячный срок рассмотрения налоговыми органами деклараций установлен законодательно и практика подтвердила его обоснованность. Чем  прозрачнее хозяйственные действия организации, тем меньше времени тратится сотрудниками инспекций на проверку документов. 

К примеру, финансово-хозяйственная  деятельность ряда крупных экспортеров области позволила в 2006 году в отдельных периодах возместить им налог и менее чем за три месяца. 

На продолжительности проверки сказывается и количество участников  цепочки «производитель-экспортер».  Отдельные организации,  реализующие за пределы Российской Федерации   продукцию не собственного производства, чтобы снять  с себя ответственность за расчеты, зачастую привлекают в документооборот десятки  участников схемы продвижения товаров.
         Сроки рассмотрения налоговыми органами  материалов экспортеров могут уменьшаться при наличии устойчивых хозяйственных связей с производителями продукции. Однако подобные ситуации складываются не часто. 

В этой связи, для понимания всей полноты сложившейся ситуации с возмещением НДС и определения перспектив ее развития, благодаря стремлению России вступить в мировое сообщество, весьма актуален опыт западных стран в рассматриваемом вопросе.

В июне 2008 года министры финансов ЕС обсудят предложения по борьбе с уклонением от НДС, подготовленные Еврокомиссией. Ежегодно ЕС недополучает 200-250 млрд. евро, констатирует представитель комитета по налогам Мариа Ассимакопулу. За последние годы потери выросли в несколько раз. Намеренно уклоняются от уплаты НДС 4-5% налогоплательщиков в ЕС, говорит глава международной практики PricewaterhouseCoopers Ин Лежен.

Наиболее популярна карусельная схема. Поставщик экспортирует товар (часто компьютерные комплектующие или мобильники), не уплачивая НДС. В стране-импортере товар перепродается через несколько компаний и возвращается первоначальному поставщику. Один из посредников исчезает, не переводя в бюджет НДС, полученный от продавца. Но остальные участники схемы ставят себе этот НДС к вычету.

Еврокомиссия предложила два варианта борьбы с мошенничеством.

Первый - отмена нулевой ставки НДС при экспорте. Тогда поставщик будет платить налог по ставке своего государства, но он будет переведен в бюджет страны-импортера. Затем импортер поставит к вычету НДС, уплаченный продавцу.

Второй вариант касается только "домашних" поставок: перечислять НДС в бюджет будет не продавец, а покупатель. Нововведения коснутся только операций внутри ЕС, отмечает глава отдела потребительских налогов ОЭСР Дэвид Холмс.

Оба механизма ломают карусельную схему, говорит Холмс. Но возникнет ее модификация: экспортер может не уплатить налог, а импортер поставит к вычету перечисленный продавцу НДС. В июне оба варианта обсудят министры финансов ЕС, их реализация может начаться в 2009-2010 гг. Реформа может и затянуться - для ее одобрения нужны голоса 27 членов ЕС, говорит Лежен.[33]

В марте текущего года на обсуждение с правительством предприниматели России вынесли новую концепцию реформы НДС. Бизнес подтвердил, что готов временно отказаться от требований по снижению ставки налога взамен на изменение его конструкции. «Самый нереволюционный путь», как называют свои предложения авторы проекта, предполагает переход к так называемому прямому способу расчета НДС. Зачетная схема расчета, действующая сейчас, подразумевает, что НДС представляет собой разницу между «входящим» НДС (уплаченным поставщику) и «исходящим» НДС (со стоимости реализуемого товара). Эта разница исчисляется на всех ступенях реализации товара от производителя к конечному потребителю. Каждый последующий участник цепочки компенсирует НДС предыдущему, а в случае экспорта НДС возвращается государством.

Сложная система формирования НДС чрезвычайно затратна и для государства, и для бизнеса. Львиная доля доходов, полученных при сборе НДС, уходит на обслуживание крайне неэффективной системы. Стоимость администрирования этого налога «съедает» от 60 до 80% всех госрасходов на содержание фискальных органов. Столько же «весит» расчет НДС и в структуре затрат на содержание бухгалтерии в коммерческих структурах. Самое радикальное решение данной проблемы, как уверяют лоббисты, заключается в отказе от использования зачетной схемы. Если отменить «входящий» НДС и брать его только с добавленной стоимости, которую производит каждый конкретный налогоплательщик, то задача радикального упрощения расчета налога будет решена.

Предложение сделать «входящий» НДС «бесплатным» предприниматели включили в свою «Налоговую платформу по налоговой реформе на 2009-2010 годы». Этот документ, не без труда согласованный между тремя бизнес-структурами, входящими в Координационный совет предпринимательских союзов (РСПП, «Деловая Россия», ОПОРА), был передан в Минфин в конце 2007 года. Правда, особого восторга он в Минфине тогда не вызвал. По экспертному заключению, даже при сохранении нынешней 18-процентной ставки НДС выгода для бюджета при введении новой системы взимания этого налога составит 68 млрд. руб. за счет исчезновения махинаций со «входящим» НДС. Минфин официально заявил в ответ лишь то, что надо еще раз просчитать плюсы и минусы предлагаемых нововведений.

Зато в самом конце декабря неожиданную поддержку своих налоговых инициатив предприниматели получили на столь высоком уровне, о выходе на который не могли даже и мечтать. На встрече с представителями бизнеса президент Владимир Путин одобрил их концепцию изменения структуры НДС и поручил правительству учесть эти предложения при подготовке программы социально-экономического развития страны до 2020 года.

Некоторые представители бизнеса сейчас уже готовы довольствоваться малым и, если будет оптимизировано администрирование НДС, в дальнейшем вовсе отказаться от лоббирования снижения ставки. Но хотя идея снижения действующей 18-процентной ставки НДС отошла на второй план, хоронить ее преждевременно. Этот вопрос еще не закрыт. И пока решается проблема с администрированием налога, за процентные пункты можно биться на перспективу.

Снижение ставки НДС с 18% до 10% позволит "резко снизить так называемую рентабельность махинаций", заявил журналистам президент Союза промышленников и предпринимателей России Александр Шохин. Так он прокомментировал предложение президента России, Дмитрия Медведева "как можно быстрее" принять закон о сроках перехода на единую пониженную ставку НДС.

РСПП, "Деловая Россия" и "Опора России" выступают за снижение НДС до 10%. "Мы исходим из того, что пока НДС является тормозом для инновационного развития экономики. И дело не только в ставке, а и в довольно сложном администрировании налога, 80-90% которого удается возвращать только через судебные процессы", - сказал Шохин.

Вместе с тем, по словам главы РСПП, Минфин России не желает снижать НДС, поскольку речь о крупных суммах выпадающих доходов бюджета.

Пока "есть финансовая подушка безопасности в виде профицита бюджета, НДС надо снижать в 2009 году, позже это будет сделать сложнее", полагает Шохин. "Мы готовы обсуждать все налоговые механизмы в стране. Главная задача - не просто снизить налоги, а повысить их стимулирующую роль и в этом", - сказал он. Президент Союза промышленников и предпринимателей России считает, что Госдума должна принять соответствующие законы о снижении НДС уже в весеннюю сессию, чтобы с 2009 года этот закон вступил в силу. "И в этом смысле мы будем активно подталкивать и законодателей, и правительство Российской Федерации", - заключил Шохин.

Ставка НДС в настоящее время составляет 18% (льготная ставка на социально-значимые товары - 10%). Возможность ее снижения и унификации правительство обсуждает уже почти два года. Аппарат правительства Михаила Фрадкова еще в 2006 году предложил радикально снизить ставку - до 13%. Однако с этим не согласились министры экономического блока - глава Минфина Алексей Кудрин и экс-глава Минэкономразвития Герман Греф. По их словам, такой шаг привел бы к значительному выпадению бюджетных доходов. Министры со своей стороны предложили снижение НДС до 15-16%.

Однако главной проблемой  НДС и чиновники, и бизнесмены считают не размер ставки, а администрирование этого налога. Сейчас крупные экспортеры, в том числе оборонные предприятия, дожидаются возврата НДС по экспорту в течение одного-двух лет. Несколько облегчило ситуацию введение упрощенного возврата НДС по капвложениям: с 2007 года налог возвращается в текущем режиме, а не по завершении строительства объектов, как было раньше.

Арбитражная практика по налоговым спором, связанным с НДС.

Дела о возмещении НДС — одна из самых распространенных категорий судебных исков налоговых органов к налогоплательщикам. По статистике Высшего арбитражного суда, на них приходится около 15% всех налоговых споров. С целью досудебного разрешения разногласий, возникающих между налогоплательщиками и налоговиками, в 2007 году в системе налоговых органов области созданы подразделения налогового аудита, укомплектованные опытными специалистами. Суды всех инстанций включились в активную работу по противодействию незаконному возмещению НДС, выработав при этом единые подходы.

Например, ФАС МО в ноябре 2005 г. подготовил проект Рекомендаций по рассмотрению дел, связанных с НДС, не на шутку взволновавший большинство налогоплательщиков.

И высшие судебные инстанции - Конституционный и Высший арбитражный суд РФ - солидарно подходят к разрешению такой категории споров, признавая, что времена формального подхода к вопросам возмещения НДС уже прошли.

Анализ свидетельствует о наличии существенного увеличения процента признания законными и обоснованными решений налоговых органов, в разрезе оспариваемых налогоплательщиками сумм доначисленных налогов, пеней и штрафов (Приложение 4).

Показатели суммы удовлетворенных требований по заявлениям налогоплательщиков, предъявленных к налоговым органам снизились за указанный период в 2 раза - с 64% до 32% (в расчете суммы исковых требований не учтены суммы оспариваемые ОАО "НК "ЮКОС").

Количество рассмотренных исков по всем основаниям в период с 2000 по 2005 год увеличилось почти в 5 раз.

Если в 2000 году количество рассмотренных исков по всем основаниям, предъявленных налогоплательщиками к налоговым органам составило 11 163, то в 2005 году количество рассмотренных исков составило 54 091. Количество рассмотренных исков, начиная с 2000 года по 2004 год ежегодно увеличивалось примерно на 10 000 исков. Однако увеличение 2005 года составило 5 000 исков[34].

Необходимо отметить, что указанная положительная тенденция в судебно-правовой работе налоговых органов сложилась на фоне сильного изменения сущности рассматриваемых в суде налоговых споров.

Информация о работе Проблемы и тенденции налоговой политики в области НДС в РФ