Проблемы и тенденции налоговой политики в области НДС в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС) В
СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………..……..…………7
1.1. Роль и значение НДС в налоговой системе Российской Федерации…. 7
1.2. Порядок исчисления и уплаты НДС ……………………………...……12
1.3. НДС в зарубежных странах и странах СНГ……………………...…….36

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СВЯЗАННЫХ С НДС:
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО НАЛОГУ И
РОСТ МАХИНАЦИИ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ НДС В 2005-2007 годах...…44
2.1. Анализ поступления НДС в бюджетную систему
Российской Федерации в 2005-2007 годах……..………………………44
2.2. «Лжеэкспортные» махинации и возмещение НДС. Возврат
НДС по программе «TAX FREE for Business»……………………..….56
2.3. Анализ контрольной работы УМНС по РСО-Алании по исчислению и
уплате НДС проводимой самостоятельно и с участием органов МВД...73

3. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В
ОБЛАСТИ НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………..……..…..81
3.1. Механизмы администрирования НДС на 2008 год……………..….…81
3.2. Проблемы и тенденции в администрировании налога
на добавленную стоимость УФНС по РСО-Алания …...……….…….86
3.3 Пути совершенствования администрирования
налога на добавленную стоимость …………..……………………..….93

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..… 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ…108

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ НДС 2008.doc

— 984.00 Кб (Скачать)

Министерству финансов налог на добавленную стоимость удобен - собирается лучше, чем другие налоги, обеспечивает значительную часть доходов бюджета. А за экономический рост отвечают другие министерства. НДС надо планомерно снижать, чтобы развивать производство машин, лекарств, мебели, одежды, т.е. готовой продукции, которая во все возрастающих масштабах импортируется. Например, с 2009 г. ставка НДС - 16% (вместо сегодняшних 18%), с 2010 г. - 14% и так до 10% в 2011 году[25].

Отдаленным территориям страны требуются особые налоговые льготы. Уже много лет повторяем, что надо развивать Сибирь и Дальний Восток, что в конечном итоге можем их потерять. Экономика этих регионов все больше отдаляется от европейской части России, особенно по кооперации и производству готовой продукции. И все теснее связывается со странами-соседями. Большинство молодых людей с Дальнего Востока не были в Москве, зато были в Китае, Корее, Японии. Билет на самолет от Владивостока до Москвы и обратно - 40 тыс. рублей. Зато в цене билета есть налог на добавленную стоимость, а также учет пожеланий западных советников о повышении внутренних цен на нефть, бензин до уровня мировых цен[26].

За первые три месяца этого года налоговые поступления в бюджет увеличились на 16,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако сборы от налога на добавленную стоимость уменьшились более чем вполовину, но здесь окончательные итоги пока подводить рано.

Такие результаты опубликовала Федеральная налоговая служба. Всего в январе - марте в федеральный бюджет поступило более 2 трлн. рублей. По отчетам Минфина, это 24 процента от запланированного на год. По некоторым смелым прогнозам экспертов, есть основания полагать, что к концу декабря доходы окажутся больше плановых.

По информации ФНС, скажем, поступления налога на прибыль организаций в январе - марте 2008 года составили 169 млрд. рублей. По сравнению с прошлым годом они выросли на 49,4 млрд. рублей, или на 41,3 процента. На 29,6 процента дали "прирост" сборы единого социального налога - всего 106,6 млрд. рублей. Поступления по сводной группе акцизов составили 28,9 млрд. рублей и выросли относительно января - марта 2007 года на 28,8 процента.

Однако отмечено резкое снижение сборов по налогу на добавленную стоимость - на 55,3 процента меньше, чем за январь - март прошлого года. Фактические поступления НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в январе-феврале 2008 года составили 136,3 миллиарда рублей[27].

Фактические поступления налога на добавленную стоимость (НДС) оказались в январе-марте 2007 года на 23% меньше запланированных бюджетом показателей, составив 209,3 млрд. рублей.

Основным фактором снижения общих сборов по НДС является увеличение доли налоговых вычетов, сократившее поступления этого налога на 352 млрд. рублей. Собственно налоговые вычеты увеличились на 274,1 млрд. рублей. Налоговые вычеты при проведении капстроительства уменьшили поступления НДС еще на 47,4 млрд. рублей, увеличение вычетов в связи с ростом импорта – на 23,2 млрд. рублей; рост доли по предъявляемым к вычету суммам налога по ввозимым товарам – почти 3 млрд. рублей. По всей видимости, фирмы-однодневки, через которых происходит возмещение НДС, процветают[28].

Министерство также оценило переход на заявительный порядок возмещения налога (вместо действовавшего до 1 января 2007 года разрешительного порядка), снизивший сборы еще на 4,3 млрд. рублей. Одновременно с этим в январе-марте был возвращен НДС, подлежащий уплате по нулевой ставке – в размере 97,5 млрд. рублей. Прочие факторы сократили поступления НДС на 779 млрд. рублей.[29]

Сторонниками снижения НДС этот факт может быть воспринят как дополнительный козырь. Впрочем, согласно официальной информации ФНС, все предельно просто: в этом году НДС впервые зачисляется поквартально и просто еще не учтен до конца.

Дискуссия о снижении ставки НДС не утихает уже несколько лет. Профицит бюджета сегодня столь значителен (в 2006 г. — 7,4% ВВП, в 2007 г. — 5,5% ВВП), что даже существенные потери доходов при снижении ставки НДС могут показаться вполне приемлемыми. Доходы бюджета от НДС в 2007 г. — 6,86% ВВП, что составляет около 30% всей доходной части. По расчетам ИЭПП, потери бюджета от снижения ставки НДС до 15% (с одновременной ликвидацией пониженной ставки в 10%) составят около 0,8% ВВП, а при снижении ставки до 13% — 1,5% ВВП. [30]

Высказался по поводу снижения ставки НДС и статс-секретарь - заместитель министра финансов Сергей Шаталов еще раз озвучив позицию Минфина. Он заметил, что это "не приведет к удешевлению тех товаров, которые сейчас облагаются по ставке 18 процентов. А вот социально значимые товары со ставкой 10 процентов "обязательно подорожают". А недавние исследования Международного валютного фонда показали, что НДС занимает предпоследнее место по влиянию на темпы роста экономики. Поэтому, по мнению замминистра, снижать ставку налога на прибыль гораздо выгоднее, чем НДС. Эту идею и намерены обсудить в минфине в ближайшее время.

Несмотря на опасения, связанные со снижением собираемости налога на добавленную стоимость, изменения в законодательстве об НДС, вступившие в действие в последние годы, в целом направлены на повышение его эффективности. В этой связи, некоторое снижение поступлений НДС в бюджет в 2006 году по сравнению с 2005 годом было вызвано двумя причинами.

Во-первых, это высокий уровень дополнительных поступлений данного налога в бюджет в 2005 году, связанный с реализацией обеспечительных мер против отдельных налогоплательщиков[31], что внесло искажения в базу для сравнения.

Во-вторых, использование несимметричных переходных правил при введении в 2006 году обязательного использования метода начислений при определении момента возникновения налоговых обязательств по НДС, а также переход на общий порядок применения налоговых вычетов при осуществлении капитального строительства, при котором в текущем налоговом периоде принимаются к вычету не только суммы НДС по полученным товарам (работ, услугам) капитального характера за прошедший налоговый период, но и определенная доля НДС, уплаченного поставщикам капитальных товаров (работ, услуг) до введения нового порядка, привели к временному увеличению объема дополнительных налоговых вычетов, которые, в отличие от прочих вычетов, не сопровождаются исчислением налога в том же налоговом периоде у поставщиков данных товаров (работ, услуг).

Оценки динамики поступлений НДС в федеральный бюджет в 2006 году, произведенные с учетом перечисленных факторов, свидетельствуют о росте объемов поступлений данного налога по сравнению с предыдущим годом.

Также необходимо указать на то, что проведенные изменения налогового законодательства привели к повышению эффективности НДС, позволили устранить многие из еще сохранявшихся в данном налоге препятствий к осуществлению инвестиций в форме капитальных вложений.

Одновременно в условиях благоприятной ситуации  с бюджетными доходами в настоящее время ущерб от неизбежных временных потерь поступлений по рассмотренным выше причинам представляется незначительным для федерального бюджета.

В этой связи в области НДС в среднесрочной перспективе представляется необходимым решение следующих проблем:

Упорядочение ситуации с возмещением НДС из бюджета при применении нулевой налоговой ставки.

Необходимо отметить, что вопрос организации возмещения НДС при превышении сумм налоговых вычетов над суммами исчисленного НДС является ключевым для обеспечения эффективности функционирования НДС в целом. Без эффективно функционирующей системы возмещения НДС, основанного на классической, зачетной, схеме исчисления и уплаты, НДС создает значительные искажения для некоторых групп налогоплательщиков, которые влекут за собой существенные издержки, связанные с исполнением налогового законодательства.

Невозможность получения налогоплательщиками, полностью исполняющими требования налогового законодательства, возмещения из бюджета сумм превышения уплаченного НДС над исчисленным приводит к значительной потере ресурсов налогоплательщиков, что в свою очередь, создает стимулы к оптимизации закупок с точки зрения уплачиваемого поставщикам налога, а также подрывает конкурентоспособность экспортного сектора экономики.

Однако также следует указать на то обстоятельство, что возмещение значительных сумм налога из бюджета создает возможности для злоупотреблений, как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны органов налогового администрирования. Поэтому проблеме возмещения НДС уделяется особое внимание при разработке и совершенствовании налогового законодательства.

2.2. «Лжеэкспортные» махинации и возмещение НДС. Возврат НДС по программе «TAX FREE for Business».

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) – без сомнения, основной и самый проблемный налог и для государства, и для налогоплательщиков. Бюджетообразующий.

Глобальных проблем с НДС три: сложности с его возмещением, лжеэкспортные махинации и запутанная система расчета налога. Именно эти моменты, а отнюдь не величина ставки налога, как принято считать, создают больше всего проблем, как бизнесу, так и налоговикам.

При этом НДС является самым труднооптимизируемым налогом, если не сказать больше. На сегодняшний день практически отсутствуют легальные способы для его минимизации.

Почти все существующие и используемые схемы, касающиеся НДС уже известны налоговым и таможенным органам. Работа по выявлению, анализу и систематизации информации о возможных злоупотреблениях в сфере обложения НДС ведется контролирующими органами (ФНС, Таможенными органами, МВД и др.) совместно, «рука об руку» с конца 90-х годов.

Количество проводимых контрольных мероприятий в целях предупреждения и предотвращения потерь федерального бюджета от использования схем, связанных с НДС, ежегодно только возрастает. На постоянной основе разрабатываются и доводятся до сведения нижестоящих налоговых органов методические рекомендации по выявлению и пресечению таких схем.

На практике направленность действий и умысел налогоплательщика исключительно на уклонение от уплаты налогов, а значит, его недобросовестность, становятся очевидными и могут считаться бесспорно доказанными, если налоговый орган или суд установят, что:

1) действия (сделки) налогоплательщика:

- заведомо искусственны и очевидно (явно) не имеют под собой разумной, обоснованной, объяснимой и конкретной деловой цели (цели извлечения прибыли), кроме единственной цели - снижения налогового бремени;

- не обусловлены разумными коммерческими соображениями, например, приближением производства к рынку сырья и (или) рабочей силы, снижением расходов, повышением эффективности труда работников и т.д.;

- не отвечают принципам экономической целесообразности, рационализации структуры конкретного предприятия и бизнеса налогоплательщика в целом;

2) факты хозяйственной деятельности, на которые ссылается налогоплательщик, не соответствуют действительности, то есть сделки налогоплательщика являются мнимыми или притворными (ст. 170 ГК РФ);

3) кредиторская задолженность налогоплательщика является искусственно созданной, в частности, путем использования подставных лиц и фирм (фирм-«однодневок»), совершения с их участием мнимых сделок в целях получения вычета «входного» НДС и снижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

4) расходы по оплате товаров (работ, услуг) реально (фактически) не понесены, а создана только видимость произведенных расчетов[32], о чем могут свидетельствовать использованные налогоплательщиком формы и способы оплаты товара (работ, услуг), например, оплата векселями, зачет или уступка имущественных требований, использование заемных средств и т.д.;

5) первичные документы, представленные налогоплательщиком, являются поддельными и (или) не соответствуют действительности;

6) цены в сделках налогоплательщика не соответствуют рыночным факторам (ст. 40 НК РФ);

7) совершенные налогоплательщиком сделки не соответствуют принципу экономической целесообразности, о чем, очевидно, свидетельствует специфика самой сделки, в частности, ничем не оправданная передача подрядчиком практически всех выполняемых им работ субподрядчику; специфика товара, являющегося предметом сделки; явно завышенная цена покупки или явно заниженная цена продажи; ничтожное вознаграждение посредника и т.д.);

8) в последовательности операций используются сделки, не типичные для деятельности данного налогоплательщика. Аналогично рассматриваются нерентабельные, малоприбыльные операции, а также операции, не имеющие разумного объяснения необычной географии сделок;

9) в сделках участвуют (как правило) «карманные» фирмы-«однодневки» и прослеживается аффилированность контрагентов (ст. 20 НК РФ) и (или) их сговор (в частности, совпадение или даже косвенное пересечение учредителей фирм, органов управления, сдача отчетности за фирму-однодневку бухгалтером «оптимизируемой» фирмы, систематическая и экономически ничем не оправданная ротация фирм-покупателей или поставщиков, которые являются «однодневками» и так далее);

10) налоговая экономия налогоплательщика достигается за счет неисполнения (бездействия) его контрагентом-поставщиком (фирмой-«однодневкой») налоговых обязанностей, в частности, по уплате НДС, налога на прибыль или других налогов, т.е. обязанности налогоплательщика нивелируются бездействием другого (фактически путем перевода на него своих налоговых обязательств);

11) при совершении сделок налогоплательщиком заведомо и искусственно искажаются и (или) скрываются налоговозначимые факты. Так, налогоплательщик всячески скрывает от налоговых органов содержание (модель) используемой им схемы оптимизации, всю цепочку хозяйственных связей, сделок и условием работоспособности этой схемы является именно сокрытие полной и объективной информации о ней. При этом раскрытие схемы оптимизации в налоговых органах делает невозможным ее обоснование в суде юридическими средствами;

Информация о работе Проблемы и тенденции налоговой политики в области НДС в РФ