Проблемы и тенденции налоговой политики в области НДС в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС) В
СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………..……..…………7
1.1. Роль и значение НДС в налоговой системе Российской Федерации…. 7
1.2. Порядок исчисления и уплаты НДС ……………………………...……12
1.3. НДС в зарубежных странах и странах СНГ……………………...…….36

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СВЯЗАННЫХ С НДС:
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО НАЛОГУ И
РОСТ МАХИНАЦИИ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ НДС В 2005-2007 годах...…44
2.1. Анализ поступления НДС в бюджетную систему
Российской Федерации в 2005-2007 годах……..………………………44
2.2. «Лжеэкспортные» махинации и возмещение НДС. Возврат
НДС по программе «TAX FREE for Business»……………………..….56
2.3. Анализ контрольной работы УМНС по РСО-Алании по исчислению и
уплате НДС проводимой самостоятельно и с участием органов МВД...73

3. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В
ОБЛАСТИ НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………..……..…..81
3.1. Механизмы администрирования НДС на 2008 год……………..….…81
3.2. Проблемы и тенденции в администрировании налога
на добавленную стоимость УФНС по РСО-Алания …...……….…….86
3.3 Пути совершенствования администрирования
налога на добавленную стоимость …………..……………………..….93

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..… 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ…108

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ НДС 2008.doc

— 984.00 Кб (Скачать)

Канцлер ФРГ Ангела Меркель (ХДС) считает неизбежными жесткие меры по экономии в бюджете государства, которые были согласованы ХДС/ХСС и СДПГ в ходе восьминедельных "коалиционных переговоров". Она не видит возможности без жесткой экономии вывести страну из кризиса и добиться того, чтобы через десять лет Германия снова вошла в тройку лидирующих стран Европы.

Посредством перечисленных в договоре мер кабинет во главе с Меркель должен закрыть брешь в госбюджете в размере 35 миллиардов евро и тем самым впервые за последние годы не стать нарушителем стабилизационного пакта Евросоюза, по которому дефицит бюджета страны-члена организации не должен превышать 3% ВВП.

Этой цели должно служить повышение с 2007 года НДС с 16% до 19%, уменьшение бюрократии, сокращение налоговых субсидий, ограниченное (только на частные доходы) повышение так называемого налога на богатых, повышение ставки пенсионных отчислений с 19,5% до 19,9%, урезание различных социальных дотаций, временное замораживание ряда дотаций в сфере социального обеспечения, в частности в больничных кассах.

За счет повышения НДС предлагается частично финансировать сокращение расходов предпринимателей на социальные нужды - еще один пункт программы по борьбе с безработицей.[16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СВЯЗАННЫХ С НДС: СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО НАЛОГУ И РОСТ МАХИНАЦИИ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ НДС В 2005-2007 гг

 

2.1 Анализ поступления НДС в бюджетную систему Российской Федерации в 2005-2007 гг.

 

Можно без преувеличения сказать, что налог на добавленную стоимость (НДС) – главный налог в нашей стране. В первом полугодии 2006 года по сравнению с соответствующим периодом 2005 года начисления НДС по операциям по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации увеличились на 47,4%, что опережает сложившуюся динамику темпов роста начислений по этому налогу (за шесть месяцев 2004 года и 2005 года темп роста налоговых начислений составлял около 30%).

В 2005 г. его поступления в доходную часть бюджета составили 1 трлн. 200 млрд. руб., или 23,4% всех поступлений. Из них 775 млрд. руб. составил НДС за продукцию, произведенную в России. Чтобы представить, насколько велика эта сумма, достаточно сказать, что на финансирование всех приоритетных национальных проектов (жилье, здоровье, образование, сельское хозяйство) на 2006 год было выделено 156,5 млрд. рублей, а на 2007 год – 231,3 млрд. рублей.

С другой стороны, НДС очень сложен и обладает большой коррупционной емкостью. Существующая методика расчета НДС и система его администрирования открывают большие возможности для уклонения от уплаты НДС и для его законной «оптимизации». В переводе на простой язык «оптимизировать» НДС – значит минимизировать уплачиваемую сумму налога, а то и получить дополнительный доход из бюджета.

Процесс уклонения и оптимизации набирает силу. В результате, в первом полугодии 2006 года по сравнению с соответствующим периодом 2005 года темпы роста возмещений НДС (законных и незаконных) существенно превысили темпы роста его уплаты. Еще немного и НДС перейдет из доходной части бюджета в расходную.

Налоговые вычеты за первое полугодие 2006 года увеличились на 64,5%, что также опережает сложившуюся динамику темпов роста налоговых вычетов (за шесть месяцев 2004 года и 2005 года темп роста налоговых вычетов составлял около 35%).

Превышение темпов роста налоговых вычетов относительно начислений налога за шесть месяцев 2006года составило 5,1%, в то время как за 2005 год опережение составляло 1,6%.

В первом полугодии 2006 года поступление НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, составили 467,4 млрд. руб. (3,8% к ВВП), что на 47,1 млрд. руб. или на 9,2% меньше плановых поступлений. При этом по сравнению с аналогичным периодом 2005 года (без учета поступления налога от одного из крупнейших налогоплательщиков по результатам контрольной работы) поступления налога увеличились на 3,9% (составив в 2005 году 428,81 млрд. руб.)[17].

На изменение поступлений налога в федеральный бюджет оказали влияние следующие факторы:

- с 1 января 2007 года к вычету принимаются суммы НДС по товарам (работам, услугам) без их оплаты поставщикам;

- с 1 января 2007 года принципиально изменен порядок вычетов по объектам капитального строительства, согласно которому к вычету принимаются суммы налога по подрядным работам, по оборудованию и материалам в течение всего периода строительства объектов, а не после окончания строительства и ввода объектов в эксплуатацию. При этом согласно переходным положениям, предусмотренным в законодательстве, в течение 2006 года к вычету дополнительно принимаются равными долями по налоговым периодам суммы налога по подрядным работам, выполненным в 2005 году;

- согласно переходным положениям налогоплательщики налога, определяющие момент определения налоговой базы до 1 января 2006 года как день отгрузки товаров (работ, услуг), производили вычеты не оплаченных сумм налога по товарам (работам, услугам), принятых к учету до 1 января 2006 года, в первом полугодии 2006 года равными долями;

- увеличение за 9 месяцев 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года объема импорта, в том числе технологического оборудования, соответственно на 36 и 48%.

Действие указанных факторов оказывает влияние на уровень поступлений налога в доходах бюджета и до сих пор, то есть до окончания переходного периода, законодательно установленного для налогоплательщиков.

Кроме того, к числу факторов, повлиявших на снижение темпов роста поступлений, относится увеличение фактически возмещенных сумм налога по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%.

Так, в первом полугодии 2006 года возмещение налога увеличилось более чем в 1,6 раза по сравнению с соответствующим периодом 2005 года. При этом на увеличение сумм налога, заявленного к возмещению по нулевой ставке, наряду с ростом объема экспорта повлиял рост цен на нефть, газ, черные и цветные металлы. [18]

Таким образом, вступившие в действие с 1 января 2006 года принципиально новые нормы законодательства по НДС, направленные на сокращение отвлечения оборотных средств налогоплательщиков, в том числе на уплату этого налога, а также на стимулирование инвестиционной, инновационной деятельности и поддержку отечественных товаропроизводителей и экспортеров, в свою очередь, отражаются в отрицательной динамике поступлений НДС в доход бюджета, что не является неожиданным явлением.

В 2007-2008 годах вступили в действие нормы по совершенствованию механизма применения НДС, направленные как на упрощение исчисления и уплаты этого налога налогоплательщиками, так и на стимулирование положительной динамики налоговых поступлений.

При этом вступила в действие норма об обязательном перечислении НДС денежными средствами при совершении бартерных операций, при расчетах ценными бумагами и при других формах неденежных расчетов, что позволяет получить более целостный информационный массив о суммах НДС, перечисляемых налогоплательщиками.

С 1 января 2008 года для всех налогоплательщиков НДС установлен квартальный налоговый период, что не только сэкономит затраты налогоплательщиков на представление отчетности, но и в какой-то мере будет сдерживающим фактором в отношении имеющихся темпов роста сумм возмещаемого налога. При этом вступление в действие норм первой части Налогового кодекса Российской Федерации в отношении упорядочения проведения налоговых проверок и возмещения налога позитивно повлияют на ситуацию с возмещением налога экспортерам даже при условии квартальной отчетности.

Как известно, несмотря на предпринимаемые меры, продолжают оставаться высокими масштабы уклонения от уплаты НДС, в том числе за счет лжеэкспорта (от 10 до 30 млрд. руб. в год)[19]. Поэтому необходимо введение дополнительных механизмов, направленных на улучшение администрирования этого налога и одновременно позволяющих пресечь случаи злоупотреблений при его уплате. [20]

Доходы федерального бюджета в январе - марте 2007 года составили 1 триллион 421,1 миллиарда рублей. Это на 10 процентов меньше, чем предполагалось планом. Основной недобор произошел по линии ФНС. Так, доходы, мобилизованные за три месяца в бюджет Федеральной налоговой службой, составили 674,1 миллиарда рублей, что на 105 миллиардов рублей меньше предусмотренного бюджетным заданием. Федеральной таможенной службой было собрано 678,5 миллиона рублей, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом - 9,3 миллиарда рублей, а всеми другими ведомствами - 59,2 миллиарда рублей. Снижение поступлений в бюджет выглядит особенно странным на фоне девятипроцентного роста промышленности в феврале, отмечают эксперты.

Для Минфина подобное развитие событий неожиданностью не стало. Об этом говорится еще в "Основных характеристиках федерального бюджета на 2008 - 2010 годы", опубликованных в конце марта 2008 года на сайте ведомства. По сравнению с параметрами, утвержденными Законом "О федеральном бюджете на 2007 год", в этом документе доходы федерального бюджета прогнозируются с уменьшением на 716,2 миллиарда рублей.

Изменение макроэкономических факторов в целом приводит к снижению доходов федерального бюджета на 469,6 миллиарда рублей, отмечается в "Основных характеристиках федерального бюджета"[21]. Среди них специалисты Минфина выделили следующие факторы снижения: изменение цен на нефть марки "Юралс"; изменение экспортных цен на природный газ; снижение объема ВВП; изменение курса рубля по отношению к доллару США; снижение прочих объемных показателей (в том числе прибыли прибыльных организаций). По оценке, основное снижение доходов ожидается по поступлениям от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых, вывозных таможенных пошлин.

Федеральная налоговая служба, по-видимому, считает основной причиной завышение задания по сбору НДС. По крайней мере, именно об этом говорили представители ФНС на заседании правительства в марте этого года. В недавнем интервью официальному изданию ФНС - журналу "Российский налоговый курьер", заместитель руководителя ФНС России Владимир Гусев сообщил, что ФНС совместно с Минфином России согласовала оценку поступления НДС на 2007 - 2010 годы. В 2007 г. Поступило немногим свыше 1 триллиона рублей вместо 1,4 триллиона рублей, предусмотренных в бюджете[22].

Он заметил, что за 2006 год показатели по НДС не выполнены. Основной фактор, повлиявший на динамику его поступления, - увеличение налоговых вычетов вследствие изменений законодательства о налогах и сборах. Потери ФНС оценивает в 373 миллиарда рублей. В расчетах же бюджета на 2006 год и дальнейших корректировках эти потери учтены в меньших размерах - 265 миллиардов рублей. В итоге в федеральный бюджет поступило 924 миллиарда рублей от сбора НДС, а неисполнение составило 34 миллиарда рублей[23].

Федеральная налоговая служба неоднократно докладывала в минфин и правительство о значительном влиянии на поступления НДС налоговой политики, принимаемой на 2006 год, с учетом того, что создание эффективных инструментов контроля отложено на 2008 - 2010 годы.

Очередное снижение поступлений от налога на добавленную стоимость, похоже, могут использовать в своих целях сторонники замены НДС на налог с продаж. Три российских бизнес-объединения (РСПП, "Деловая Россия" и "ОПОРА России") подписали совместное заявление о позиции предпринимателей в отношении налоговой политики. В нем, в том числе говорится о желательной замене НДС на налог с продаж.

Сборы от НДС внушают тревогу и в этом году - его поступления составили 924,2 миллиарда рублей, то есть выросли всего на 4 процента. А возмещение НДС компаниям-экспортерам увеличилось на 30 процентов[24]. Проблемы вызваны со схемами по уклонению от уплаты НДС с помощью фирм-однодневок, через которые проходит незаконное возмещение налога. С ними и намерены бороться налоговики.

Как правило, "воровство", или незаконное возмещение НДС из бюджета, происходит с помощью так называемых фирм-однодневок. Часто они регистрируются на подставных лиц. По некоторым данным, уклонения отечественных компаний от уплаты НДС составляют около 30 миллиардов рублей в год. Для того чтобы усложнить жизнь махинаторам, налоговики предлагают ужесточить законодательство о регистрации юридических лиц. Сейчас этот законопроект, подготовленный ФНС совместно с минэкономразвития, проходит согласование в других ведомствах. Он предполагает, что основанием для отказа в регистрации юридических лиц будет являться несоответствие заявленных данных о юридическом адресе компании, других сведений. А чтобы налоговики имели возможность проверить документы и паспорта, срок регистрации предлагается увеличить с нынешних 5 до 10-30 дней. Не исключено также, что будет запрещено регистрировать фирмы по доверенности.

Но сборы по НДС падают и по другим причинам. Вступили в силу законодательные изменения, расширяющие круг компаний, которым возмещается НДС, и упрощающие его возмещение. В результате налоговая нагрузка на предприятия уже снизилась на 1 процент ВВП, сообщил недавно Минфин. В 2007 году компании перешли к заявительному порядку возмещения НДС вместо разрешительного, а с 2008 года они отчитываются по этому налогу ежеквартально, а не помесячно.

И потому налоговики предлагают ускорить введение системы информационного обмена с Федеральной таможенной службой, которую раньше панировалось запустить только с 2010 года. Торопят налоговики и с решением вопроса о регистрации плательщиков НДС. По замыслу Минфина, создание такого элитного клуба, куда войдут крупнейшие плательщики НДС, существенно облегчит контроль за компаниями. Эту новацию Минфин намерен внедрить уже в этом году.

НДС - это пресс на развитие производства, особенно в трудоемких отраслях: машиностроении, легкой, пищевой промышленностях. Фактически налог на добавленную стоимость - это налог на заработную плату и прибыль. Чем выше у предприятия заработная плата и прибыль, тем соответственно и больше суммы НДС, уплачиваемые в бюджет. Производством готовой продукции заниматься не очень выгодно, проще торговать, ввозить готовую продукцию и вывозить сырье, топливо, полуфабрикаты. Что мы и наблюдаем по сей день.

Информация о работе Проблемы и тенденции налоговой политики в области НДС в РФ