Проблемы и тенденции налоговой политики в области НДС в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС) В
СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………..……..…………7
1.1. Роль и значение НДС в налоговой системе Российской Федерации…. 7
1.2. Порядок исчисления и уплаты НДС ……………………………...……12
1.3. НДС в зарубежных странах и странах СНГ……………………...…….36

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СВЯЗАННЫХ С НДС:
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО НАЛОГУ И
РОСТ МАХИНАЦИИ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ НДС В 2005-2007 годах...…44
2.1. Анализ поступления НДС в бюджетную систему
Российской Федерации в 2005-2007 годах……..………………………44
2.2. «Лжеэкспортные» махинации и возмещение НДС. Возврат
НДС по программе «TAX FREE for Business»……………………..….56
2.3. Анализ контрольной работы УМНС по РСО-Алании по исчислению и
уплате НДС проводимой самостоятельно и с участием органов МВД...73

3. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В
ОБЛАСТИ НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………..……..…..81
3.1. Механизмы администрирования НДС на 2008 год……………..….…81
3.2. Проблемы и тенденции в администрировании налога
на добавленную стоимость УФНС по РСО-Алания …...……….…….86
3.3 Пути совершенствования администрирования
налога на добавленную стоимость …………..……………………..….93

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..… 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ…108

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ НДС 2008.doc

— 984.00 Кб (Скачать)

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

1) Отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы

2) Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Как уже говорилось выше, введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из широко распространенных косвенных налогов во многих странах с рыночной экономикой. В отечественную налоговую систему НДС введен в 1992 году в рамках новой концепции налогообложения. НДС выступает эффективным фискальным инструментом, ибо отлича­ется регулярностью поступления и универсальностью. Роль НДС в формировании доходов федерального и консолидированного бюджета в динамике отражена в Приложении 3.

Доля НДС в дохо­дах федерального бюджета Российской Федерации по годам изменяется, но стабильно высока. Так, в 2005 году доля НДС в налоговых платежах феде­рального бюджета составила 51,87%, в 2006 году – 51,98%, а в 2007 – 48,97%.[4]

Основной рост собираемости НДС в 2007 году пришелся на июнь – в бюджет поступила задолженность по НДС от обанкроченного ЮКОСа. Если в январе-мае доля НДС в общих налоговых доходах федерального бюджета составляла 33% (уровень 2004 года), то в январе - июне  уже 37%. Если в среднем за первые пять месяцев платежи НДС составляли примерно 80 млрд. руб., то в июне -- уже 190 млрд. руб., 27 июня в бюджет было перечислено 151 млрд. руб. от ЮКОСа, еще 350 млрд. руб. в сентябре.

Иными словами, прирост налоговых поступлений предопределен ростом доходов от НДС. На первый взгляд может показаться, что речь идет о том, что закончилось временное ухудшение собираемости налога. Несмотря на значительный рост номинального ВВП, то есть совокупной добавленной стоимости, по сравнению с предыдущим годом, в первые месяцы 2007 года сборы НДС были ниже, чем в 2006 году.

Переход на уплату налога по методу исчисления привел к росту поступлений на 92 млрд. руб., однако в то же время переход на заявительный порядок возмещения НДС по экспорту привел к снижению поступлений на 172 млрд. руб. Кроме того, на 77 млрд. руб. снизилось поступление НДС в связи с переходом на общий порядок вычета НДС по капстроительству, на 72 млрд. руб. произошло снижение в связи с увеличением сумм налоговых вычетов по импорту.[5]

Налог на добавленную стоимость имеет и определенное регули­рующее, и контрольное значение. Механизм исчисления НДС высту­пает как одна из мер по ускорению процесса продвижения товаров. В некоторых экономических условиях НДС может выступить одним из инфляционных факторов.

 

1.2. Порядок исчисления и уплаты НДС

Налогоплательщики НДС

Плательщиками НДС (ст. 143 НК РФ) выступают:

   организации, юридические лица, а также иностранные юридические лица и международные организации. При этом не имеет значе­ния их ведомственная подчиненность и форма собственности;

   индивидуальные предприниматели (семейные, частные пред­приятия);

   лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с пе­ремещением товаров через таможенную границу РФ.

Налогоплательщик подлежит обязательной постановке на учет в налоговом органе как плательщик НДС. Иностранные организации также имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве нало­гоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представи­тельств.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

В налоговом законодательстве предусмотрено (ст. 145 НК РФ) пра­во организаций и индивидуальных предпринимателей на освобожде­ние от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате НДС (Таблица 1). Критерием освобождения выступает объемный показа­тель. Сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организа­ций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС за три предшествующих последовательных календарных месяца не должна превышать в совокупности 2 млн. руб. (до 1 января 2006 года — 1 млн. руб.). На сумму выручки от реализации подакцизных товаров такого освобождения нет.

Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика при выполнении ус­ловий на срок, равный 12 последовательным календарным месяцам. Если в течение периода освобождения выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит налоговые ограничения, налогоплательщики, начиная с 1 -го числа месяца, в котором имело место такое превыше­ние, и до окончания периода освобождения утрачивают право на осво­бождение и уплачивают налог на общих основаниях.

Согласно законодательству, лица использующие право на освобождение, должны предоставить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление, выписку из бухгалтерского баланса (для организаций), выписку из книги продаж, выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей). Освобождение не применяется в отношении обязанностей по ис­числению и уплате НДС, возникающих в связи с ввозом товаров на та­моженную территорию РФ.

Таблица 1

Освобождение налогоплательщиков от обязанности по исчислению            и уплате НДС[6]

 

Описание процедуры

Комментарии

1.

Основание для приме­нения освобождения

Ст. 145 НК РФ

 

2.

Условия применения освобождения

Выручка от реализации товаров, работ, услуг без НДС за три предшествующих месяца не превышает 2 млн. руб.

3.

Начало использования освобождения

Месяц, в котором выполняется условие приме­нения освобождения и который указан в уве­домлении (см. п. 2)

4.

Период использования

Не менее 12 месяцев с момента начала исполь­зования освобождения (см. п. 3)

5.

Продление периода использования

Носит уведомительный характер. Организация по истечении 12 месяцев при соблюдении усло­вий применения освобождения (см. п. 2) не позднее 20-го числа следующего месяца предо­ставляет в налоговые органы документы, под­тверждающие право на применение освобожде­ния (см. п. 9)

6.

Отмена освобождения

При нарушении условий применения освобож­дения (см. п. 2). Право на освобождение не предоставляется, начиная с 1-го числа месяца, в котором произошло превышение условий. Право утрачивается до окончания периода освобождения

7.

Ограничения по при­менению освобожде­ния

Освобождение не распространяется на:

1)  сумму выручки от  реализации подак­цизных товаров;

2) обязанности, возникающие в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ

8.

Прочие условия

 

Постоянный контроль выполнения объемного норматива в отношении выручки от реализации за три последовательных месяца

9.

Документы для под­тверждения права на освобождение

1)  Выписки из бухгалтерского баланс);

2)  выписки из книги продаж;

3)  копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур;

5) уведомление об использовании / продлении использования права на освобождение

Хотя п. 2 ст. 145 НК РФ гласит что освобождение не распространяется на организации реализующие подакцизные товары в течении трех предшествующих месяцев, определение Конституционного суда РФ от 07.02.2002 № 37-0 разъясняет  что данный пункт не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от уплаты НДС по операциям с неподакцизными товарами.

Решение об освобождении от исполнения обязанностей налогопла­тельщика принимается в добровольном порядке. Но лица, использую­щие это право, обязаны письменно уведомить о своем решении налоговый орган по месту налогового учета. Уведомление и документы, под­тверждающие право на освобождение, представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого субъекты предпринимательства при­меняют освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика. Налогоплательщик вправе направить уведомление и документы по почте. В данном случае датой представления будет считаться шестой день со дня направления письма.

Объект налогообложения налогом на добавленную стоимость

Объектом налогообложения НДС (ст.  146 НК РФ) выступают:

                    реализация товаров, выполненных работ и оказанных услуг, осуществляемая на территории Российской Федерации, передача иму­щественных прав;

                    передача на территории РФ товаров (работ, услуг) внутри, пред­приятия для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организацией, в том числе через амортизационные отчисления;

                    выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

                    ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

К операциям реализации для целей обложения НДС с учетом положений п. 1 ст. 39 НК РФ и особенно­стей по НДС относятся:

1) передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, воз­мездное оказание услуг;

2) выдача (передача) заказанных изделий, т.е. передача производи­телем заказчику продукции, которая изготовлена им из давальческого сырья;

3) продажа товаров на комиссионных началах и на аукционах;

4) обмен товаров (работ, услуг) на другие товары (работы, услуги);

5) передача (безвозмездно или с частичной оплатой) товаров (ра­бот, услуг) другим организациям (предприятиям) или физическим ли­цам, в том числе своим работникам;

6) реализация предметов залога, включая их передачу залогодержа­телю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

7) передача товаров (работ, услуг) по соглашениям о предоставле­нии отступного или новации.

В объект налогообложения НДС не включаются операции, кото­рые не признаются реализацией товаров (работ, услуг). Налоговый ко­декс РФ предусматривает общие случаи таких положений и конкрети­зирует их по видам налогов. Согласно п. 3 ст. 39 НК РФ не относятся к реализации:

1) операции, связанные с обращением российской или иностран­ной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации; некоммерческим организациям на осуществление основной уставной Деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

3) передача имущества, если такая передача носит инвестицион­ный характер (в частности, вклады в уставный капитал);

4) передача жилых помещений физическим лицам в домах госу­дарственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

5) изъятие имущества путем конфискации; наследование имущест­ва, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных, брошен­ных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ; иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ.

Для целей налогообложения НДС реализацией не признается:

1) передача на безвозмездной основе объектов социально-культур­ного и жилищно-коммунального назначения (жилых домов, детских садов и т.п.) и некоторых других видов имущества (дорог, газовых се­тей и т.п.) органам государственной власти и органам местного само­управления;

2) передача имущества государственных и муниципальных пред­приятий, выкупаемого в порядке приватизации;

3) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в сис­тему органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления, в рамках выполнения возложенных на них функций;

4) передача на безвозмездной основе объектов основных средств бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным уни­тарным предприятиям;

5) операции по реализации земельных участков;

6) передача имущественных прав организации ее правопреемнику.

Место реализации товаров (работ, услуг)

Местом реализации товаров (ст. 147 НК РФ) признается территория РФ, если:

. товар находится на территории РФ и не отгружается и не транс­портируется;

. товар в момент отгрузки или транспортировки находится на тер­ритории РФ.

Местом реализации работ (услуг) (ст. 148 НК РФ) признается тер­ритория Российской Федерации, если:

Информация о работе Проблемы и тенденции налоговой политики в области НДС в РФ