Проблемы земельного налога и пути их решени

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 03:25, контрольная работа

Описание работы

Переход к кадастровому исчислению земельного налога выявил существенные проблемы, как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков и местных бюджетов. Обзор законодательства, судебно-арбитражной практики, юридической прессы, заявлений и жалоб налогоплательщиков позволяет нам обратить внимание на отдельные сложности, связанные с администрированием земельного налога.

Работа содержит 1 файл

Проблемы земельного налога и пути их решения.docx

— 43.65 Кб (Скачать)

Учитывая, что право  собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства  подлежит государственной регистрации  на основании документов, подтверждающих факт его постройки (разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома), и передаточного акта или иного  документа о передаче объекта  долевого строительства, полагаем, что  обязанность организации-застройщика  по применению повышающих коэффициентов, установленных п. 15 ст. 396 НК РФ, прекращается с момента исполнения этой организацией обязательств перед всеми участниками долевого строительства в порядке, определенном ст. 12 Закона N 214-ФЗ (Письмо Минфина России от 05.05.2009 N 03-05-05-02/25).

Отчетность "упрощенцев" по земельному налогу 

Согласно ст. 393 НК РФ налоговым периодом по уплате земельного налога признается календарный год, а отчетными периодами для  налогоплательщиков - организаций и  физических лиц, являющихся индивидуальными  предпринимателями, признаются I, II и III кварталы календарного года.

В соответствии с  п. 1 ст. 398 НК РФ налогоплательщики - организации  или физические лица, являющиеся индивидуальными  предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности  или праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки  в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода  представляют в налоговый орган  по месту нахождения земельного участка  налоговую декларацию.

Согласно п. 2 ст. 398 НК РФ начиная с 1 января 2009 г. указанная  категория налогоплательщиков, за исключением  налогоплательщиков, применяющих специальные  налоговые режимы, установленные  гл. 26.1 и 26.2 НК РФ, уплачивающая в течение  налогового периода авансовые платежи  по земельному налогу, по истечении  отчетного периода представляет в налоговый орган по месту  нахождения земельного участка налоговый  расчет по авансовым платежам по налогу.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему  налогообложения, не обязаны подавать по земельному налогу налоговые расчеты  за отчетный период. Однако авансовые  платежи по данному налогу уплачиваются по итогам отчетного периода в  прежнем порядке. 

Вопрос: Обязан ли индивидуальный предприниматель представлять авансовые  расчеты по земельному налогу в 2009 г., если по видам осуществляемой деятельности предприниматель применяет два  специальных режима - УСНО и ЕНВД, установленные соответственно гл. 26.2 и 26.3 НК РФ? 

В случае если предпринимательская  деятельность индивидуального предпринимателя, применяющего УСНО и ЕНВД, осуществляется на одном земельном участке, указанный  индивидуальный предприниматель не освобождается от обязанности по представлению налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу в отношении такого земельного участка.

Если предпринимательская  деятельность индивидуального предпринимателя, применяющего УСНО и ЕНВД, осуществляется на разных земельных участках, индивидуальный предприниматель обязан представлять налоговые расчеты по авансовым  платежам по земельному налогу лишь в  отношении земельного участка, на котором  осуществляется предпринимательская  деятельность, в отношении которой  применяется система налогообложения  в виде ЕНВД.

Такие разъяснения  представлены в Письме Минфина России от 06.04.2009 N 03-11-09/123.

Вместо заключения 

Проблем с уплатой  земельного налога, судя по всему, в  ближайшее время меньше не будет. Спорных вопросов - тоже.

Что касается нормативно-правовых актов представительных органов  муниципальных образований, касающихся вопросов уплаты земельного налога, то Минэкономразвития дает такие советы. Согласно положению о Минэкономразвития  министерство не уполномочено проверять  легитимность нормативно-правовых актов  субъектов РФ.

В соответствии с  ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативно-правовым актом органа исполнительной власти субъекта РФ нарушаются их права и  свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативно-правовыми  актами, вправе обратиться в суд  с заявлением о признании этого  акта противоречащим закону полностью или в части.

Также сообщаем, что  в силу ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативно-правового  акта, принятого государственным  органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативно-правовой акт или отдельные его положения  не соответствуют закону или иному  нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (Письмо Минэкономразвития России от 02.06.2009 N Д06-1512). Остается только идти в суд.

Будут ли вноситься  изменения в законодательство Российской Федерации, регламентирующее установление и уплату земельного налога, арендных платежей за землю, а также определение  кадастровой стоимости земельных  участков? По мнению Минфина, согласованному с Минэкономразвития и Минрегионом, внесение изменений в законодательство Российской Федерации, регламентирующее установление и уплату земельного налога, не требуется (Письмо Минфина России от 22.06.2009 N 03-05-05-02/33).

Е.П.Зобова

Главный редактор журнала

"Упрощенная система  налогообложения:

бухгалтерский учет и налогообложени 
 
 
 

2.1. Выявление и  анализ трудностей, возникающих  при расчете земельного налога 

 Расчет земельного  налога не во всех случаях  прост, рассмотрим примеры расчета  земельного налога, вызывающие некоторые  трудности. 

 Налогоплательщики,  для которых муниципалитет установил  в качестве отчетного периода  I, II и III кварталы, сумму авансового платежа рассчитывают как 1/4 произведения установленной ставки налога на кадастровую цена(у) участка п. 6 ст. 396 НК (п. 6 ст. 396 НК). В тех случаях, когда почва пребывает в общей собственности, рассчитывать налог надобно пропорционально той доле, на которую компания имеет право. 

 Пример 1 

 Кадастровая цена(у) земельного участка на 1 января 2007 года составляет 1 500 000 руб. В собственности ООО "Пирс" пребывает 80 процентов данного надела. Ставка налога на землю в регионе максимальная - 0,3 процента. Таким образом, "Пирс" обязано уплачивать налог со стоимости 1 200 000 руб. (1 500 000 х 80%). 

 Авансовый платеж  за 9 месяцев 2007 года составит: 

1 200 000 х 0,3% х 1/4 = 900 руб. 

 Следует учесть  и такой фактор, как срок нахождения  земли в собственности, ведь  совершенно не обязательно, что  участок куплен именно в начале  календарного года. Так, если налогоплательщик  владеет наделом неполный год,  то для исчисления налога применяется  коэффициент использования земельного  участка К2. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок пребывал в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в отчетном периоде. При определении "полноты" месяцев немаловажное роль имеет дата возникновения (прекращения) права собственности на земельный участок или его долю. Так, если в срок с января по сентябрь текущего года получение (прекращение) права имело место до 15-го числа месяца включительно, то за полный принимается месяц его возникновения. Если же это случилось после 15-го числа, то за полный считают месяц прекращения права (п. 7 ст. 396 НК). 

 Значение коэффициента  использования земельного участка  применяется для исчисления налога  в десятичных дробях с точностью  до сотых долей. Приложение  № 2 к приказу Минфина от 19 мая  2005 г. № 66н Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему с учетом доли в собственности применяется и к участкам, которые находятся под приобретаемыми фирмами зданиями, строениями и сооружениями, а также являются необходимыми для их использования. Ведь при переходе права собственности на имущество, расположенное на чужом участке, покупатель автоматически получает право пользования сведениям наделом, причем на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. п. 1 ст. 35 Земельного КодесаА значит, новоиспеченный обладатель переходит в ранг "земельных" налогоплательщиков. 

 Отдельным категориям  плательщиков налога предоставляется  вероятность уменьшить "земельную"  базу на 10 000 рублей. Такое право  предусмотрено в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса. 

 Кроме того, отдельные  земельные участки могут быть  и отнюдь освобождены от налогообложения.  Условия для такого поворота  событий оговорены в статье 395 Налогового кодекса. Однако в  этом месте существенно то, что  налоговые поблажки не носят  "пожизненного" характера, то  есть потерять право на льготу  можно практически в любой  момент. Как же в такой ситуации  рассчитывать сумму налога, подлежащего  выплате в бюджет? 

 Подсказка содержится  в пункте 10 статьи 396 Налогового кодекса,  который предписывает в подобных  случаях применять специальный  коэффициент К1. Он определяется  как отношение количества полных  месяцев, в течение которых  отсутствует налоговая льгота, к  числу календарных месяцев в  отчетном периоде. Значение данного  коэффициента нужно зафиксировать  в строке 180 раздела 2 авансового  расчета. 

 Для исчисления "земельной" базы с применением  К1 следует использовать следующую  формулу: 

 Налоговая база = КСТ - Дплощ x (1 - К1), где 

 КСТ - кадастровая  цена(у) земельного участка;  

 Дплощ - доля  необлагаемой площади земельного  участка;  

 К1 - коэффициент  использования налоговой льготы. 

 Значение К1  нужно определять в десятичных  дробях с точностью до сотых  долей. подп. 12 п. 13 Приложения №  2 к приказу Минфина от 19 мая  2005 г. № 66н Также стоит иметь  в виду, что для расчета данного  коэффициента месяц возникновения  или прекращения права на льготу  принимается за полный (п. 10 ст. 396 НК). 

 В случае, когда  под действо льготы подпадает  совладелец земельного участка,  базу по налогу на землю  следует рассчитывать так: 

 Налоговая база = (КСТ x Д) - (КСТ x Д) x Дплощ x (1 - К1), где Д - доля налогоплательщика в праве на земельный участок. 

 Разумеется, не  стоит забрасывать и о том,  что уплачивается все-таки аванс,  а не налог в целом, поэтому  полученную сумму надобно будет  умножить на 1/4. 

 Пример 2 

 Остановимся на  условиях примера 1, только с  учетом того, что 15 процентов от  используемой ООО "Пирс" земли  занимает спортивный объект, на  который местные власти установили  льготу в виде освобождения  от налогообложения в соответствии  с пунктом 5 статьи 395 Налогового  кодекса. Предположим, что в  июле 2007 года тот самый участок  перестал использоваться по назначению, и, следовательно, лишился всяческих  привилегий. Июль принимается за  полный месяц, поэтому следует  считать, что льгота отсутствовала  два месяца. 
 

 В таком случае  К1 равен 0,17 (2 мес. : 12 мес.). 

 Налоговая база  составит: 

(1 500 000 руб. х 80%) - (1 500 000 руб. х 80%) х 15% х (1 - 0,17) = 1 050 600 руб. 

 Соответственно, до 31 октября ООО "Пирсу"  нужно перечислить в бюджет  авансовый платеж за 9 месяцев  в размере: 

1 050 600 руб. х 0,3% х 1/4 = 787,95 руб. 

 При расчете  авансового платежа по налогу  на землю собственникам угодий, которые планируют осуществлять  на участках жилищное строительство  (кроме индивидуального), следует  также учесть положения пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса. Данной  нормой предусмотрено исчисление  сумм налога с использованием  различных коэффициентов в зависимости  от срока проектирования и  строительства вплоть до государственной  регистрации прав на построенный  объект недвижимости. Так, если  срок жилищного строительства  не превышает трех лет, то  компания должна применять налоговую  ставку с коэффициентом

2. Если же стройка  затянулась больше, чем на три  года, то нужно использовать коэффициент

4. Период проектирования  и строительства также отражается  в авансовом расчете, для чего  используется строка 040 раздела 2. 

 Пример 3 

 Закрытое Акционерное  Общество(а) "Гавань" 10 июля 2007 года  приобрело земельный участок  для жилищного строительства.  Кадастровая цена(у) такого надела  составила 1 400 000 рублей. Предположим,  что муниципальные власти установили  налоговую ставку для подобных  объектов в размере 0,1 процента. Причем никаких льгот на данный  участок не предусмотрено (К1 = 1). 

 Так как срок  проектирования и строительства  ещё не превысил трех лет, "Гавань" должна применить ставку с  коэффициентом

2. Кроме того, с  учетом приобретения участка  до 15 июля тот самый месяц будет  считаться полным. Следовательно,  К2 будет равен 0,33 (3 мес. : 9 мес.). 

 Сумма аванса  по налогу на землю составит: 

1 400 000 руб. х 0,1% х 0,33 х 2 х 1/4 = 231 руб. 

 На применение  данных коэффициентов покупателями  земли в целях жилищного строительства  обратило чуткость и главное  финансовое ведомство. Так, в  письме Минфина от 10 мая 2007 г.  № 03-05-06-02/41 чиновники подчеркнули,  что действо пункта 15 статьи 396 Налогового  кодекса распространяется лишь  на те правоотношения по налогообложению  земельных участков, которые возникли  после 1 января 2005 года. Кроме того, финансисты указали, что обозначенный  срок проектирования и строительства  следует отсчитывать с даты  начала выполнения соответствующих  работ. 

Информация о работе Проблемы земельного налога и пути их решени