Роль МВД Российской Федерации в укреплении налоговой дисциплины

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель же данной курсовой работы - определить роль отдельного органа государственной власти - МВД (в лице его структурного подразделения - Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям) в укреплении налоговой дисциплины.

Содержание

Введение
1. МВД как участник отношений по укреплению налоговой дисциплины
1.1 Министерство внутренних дел РФ, его задачи и функции,
система органов
1.2 Место органов внутренних дел, ведущих борьбу с налоговыми
преступлениями в системе органов МВД
1.3 Преемственность ФСЭНП
1.4 Налоговая дисциплина: исторический обзор деятельности
ОВД по её поддержанию. Место ОВД в системе отношений по
укреплению налоговой дисциплины
2. Укрепление налоговой дисциплины как самоцель деятельности
Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям
2.1 Основные задачи, функции и набор прав органов ФСЭНП
2.2 Сравнение выполняемых функций и решаемых задач
налоговых органов, органов ФСЭНП и упраздненной ФСНП
2.3 Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
3. Пути повышения эффективности ОВД в укреплении
налоговой дисциплины
3.1 Международное сотрудничество ОВД по выявлению и
предупреждению налоговых преступлений, связанные с этим
проблемы и возможные пути их решения
3.2 Эффективность органов внутренних дел в укреплении
налоговой дисциплины
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.rtf

— 568.71 Кб (Скачать)

     Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации является оперативным подразделением криминальной милиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность. Департамент экономической безопасности - самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающее и осуществляющее функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической и налоговой безопасности государства.

     Департамент выполняет функции головного оперативного подразделения в системе МВД России по организации борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями.5 

 

      1.3 Преемственность ФСЭНП 

     Включение в состав Налогового кодекса РФ новой редакции главы 6 обусловлено принятым в 2003 г. решением о создании на организационной основе двух ранее существовавших структур -- системы органов по борьбе с экономическими преступлениями МВД России и системы налоговой полиции России -- единого организационно-структурного звена, обеспечивающего экономическую безопасность государства посредством выявления, предупреждения и пресечения экономических и налоговых преступлений и правонарушений (до 1 июля 2003 г. гл. 6 НК имела иное название и была посвящена деятельности органов налоговой полиции России -- самостоятельного правоохранительного органа в системе обеспечения экономической безопасности РФ).

     Оперативные подразделения БЭП в системе ОВД осуществляли решение задач, направленных на борьбу с преступлениями в сферах приватизации, финансово-кредитной, внешнеэкономической деятельности, оборота подакцизных товаров, а также на потребительском рынке.

     Налоговая полиция в системе налоговой администрации РФ являлась специализированным правоохранительным органом, усилия которого были сконцентрированы на выявлении, предупреждении и пресечении налоговых правонарушений и преступлений. Проведенные преобразования были направлены на исключение дублирования действий в деятельности системы БЭП МВД России и органов налоговой полиции в сфере борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями.

     Правопреемницей указанных структур стала Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, созданная в структуре центрального аппарата МВД России. Она подчинена непосредственно министру внутренних дел России, а функции по координации ее деятельности осуществляет первый заместитель министра -- начальник ФСЭНП МВД России. О преемстве ФСЭНП говорит не только передача прав и обязанностей новой службе, но и , для примера, то, что в процессе формирования Управления по налоговым преступлениям ГУВД Ростовской области максимального был использован кадровый потенциал упраздненного Управления ФСНП России по Ростовской области, и так по всей стране. Одним из первых мероприятий вновь созданной службы было принятие в производство уголовных дел, возбужденных ранее Федеральной службой налоговой полиции  и переданных прокуратурой в ГУВД.6

     Структура ФСЭНП состоит из ранее входящих в ФСНП и ОБЭП подразделений, и имеет деление:

     Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями ФСЭНП МВД России;

     Главное управление по налоговым преступлениям ФСЭНП, в состав которого входят организационно-аналитическое управление, три оперативно-розыскных бюро и управление документальных проверок и ревизий;

     оперативно-розыскные бюро по экономическим и налоговым преступлениям главных управлений МВД России по федеральным округам;

     управления по налоговым преступлениям в министерствах, главных управлениях, управлениях внутренних дел субъектов РФ и непосредственно им подчиненных подразделениях.

     ФСЭНП, образованная именно в системе МВД России, одновременно получила статус функционального элемента национальной органа контроля налоговой дисциплины и элемента системы ОВД, что повлекло за собой необходимость адекватного изменения существующего законодательной базы регулирования правоохранительной деятельности в сфере противодействия налоговой и экономической преступности. Для этого потребовалось зафиксировать в законодательных актах роль образованной структуры в деятельности по обеспечению налоговой безопасности, что и обусловило изменение главы 6 НКРФ. 

      Налоговая дисциплина: исторический обзор деятельности ОВД

      по её поддержанию. Место ОВД в системе отношений по укреплению налоговой дисциплины 

     Под дисциплиной понимают строгий порядок действий в соответствии с установленной нормой.

     Налоговая дисциплина - обязательный для всех юридических и физических лиц строгий порядок соблюдения налогового законодательства, правильного исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

     Отечественные органы внутренних дел - первопроходцы в деятельности по предупреждению, выявлению и раскрытию налоговых преступлений, осуществляемой ими в процессе оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной, административной и иной проверочной деятельности.

     В период НЭП широкое место в практической деятельности милиции занимала работа по выявлению лиц, уклоняющихся от уплаты продовольственного налога. В случае установления милицией фактов сокрытия или прямого отказа от сдачи сельскохозяйственных продуктов к плательщикам указанного налога на основании Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 15 июля 1921 г. применялись принудительные работы либо лишение свободы с конфискацией имущества.

     С 1922 г. ответственность за неплатеж или отказ от уплаты налогов предусматривалась первым Уголовным кодексом РСФСР. А следующий УК РСФСР (1926 г.) налоговыми преступлениями признавал: неплатеж в назначенный срок налогов и сборов; сокрытие или неверное показание по сговору об объектах обложения; искусственное уменьшение стоимости имущества с целью обойти закон о налоге с наследства и имущества.

     Расследованием преступлений в первые годы Советской власти занимались следственные комиссии, а позднее следователи, которые организационно не входили в структуру органов НКВД -   МООП-МВД.

     В УК РСФСР 1960 г. долгое время отсутствовали нормы об ответственности за налоговые преступления, но уже в 80-х, начале 90-х гг. ХХ в. в число деяний, образующих юридические составы налоговых преступлений, дополненный УК РСФСР включал: уклонение от подачи декларации о доходах; сокрытие доходов или иных объектов налогообложения; противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов или неуплаты налогов.7

     В условиях несовершенства уголовно-правового законодательства в области налогов и сборов органы внутренних дел осуществляли предварительное расследование в форме дознания преступлений, предусмотренных: ст. 162.1 УК, ст. 162.2 и ст. 162.3 УК.

     В исключительных случаях органы внутренних дел могли по названным статьям УК РСФСР осуществлять предварительное следствие, если такой порядок признавался необходимым прокурором либо судом.

     Это положение сохранялось до 15.07.93., до вступления в силу Закона РФ о федеральных органах налоговой полиции, в соответствии с которым вести дознание по этим делам поручалось федеральным органам налоговой полиции.

     Затем вступил в силу Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации о федеральных органах налоговой полиции и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 17 декабря 1995 г. N 200-ФЗ, в соответствии с которым обязанность вести предварительное следствие по этим делам поручалась органам налоговой полиции.

     На время переходного периода, потребовавшего от органов налоговой полиции адаптации и накопления опыта, налоговые и правоохранительные органы, в том числе милиция, руководствовались преимущественно указаниями Генерального прокурора РФ, межведомственными приказами и соглашениями о совместной деятельности, письмами.

     Должностные лица органов внутренних дел в рамках реализации требований Указа Президента РФ от 14.12.1996 N 1680 "Об участии органов внутренних дел Российской Федерации в работе по обеспечению поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджеты" наделялись правом по согласованию с налоговыми органами: участвовать в обеспечении личной безопасности сотрудников налоговых органов при проведении ими контрольных проверок; участвовать в охране объектов налоговых органов на основе договоров.

     Долгое время основной, если не единственной правовой нормой, обязывающей органы внутренних дел взаимодействовать с налоговыми органами, являлась ст. 5 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации". В соответствии с этой нормой органы внутренних дел обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей. При этом они должны обеспечивать принятие законных мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению должностными лицами налоговых органов своих профессиональных функций.

     Приказом Госналогслужбы и МВД России определялись основные направления взаимодействия в целях выявления и пресечения нарушений налогового законодательства и иных финансовых и экономических правонарушений.

     Органы внутренних дел обязывались оказывать содействие налоговым органам в осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах в пределах и объеме, установленных Законами РФ "О милиции", "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ" и другими правовыми актам.

     Как было давно замечено, внимание (общественное, государственное, отдельных лиц) привлекают действия и определенные показатели, имеющие отклонения. Так дело обстоит и с налоговой дисциплиной, а именно: действия дисциплинированных плательщиков налогов по своевременному и полному осуществлению своих налоговых обязанностей перед государством последним никак не поощряются (можно ли считать отсутствие пеней и штрафов, и других санкций поощрением?) (для примера, во Франции существует льгота для бюджетников как вынужденных честных плательщиков), в то время как основное внимание направлено на устранение и предупреждение нарушений налоговой дисциплины.

     В России главную роль  в устранении и предупреждении нарушений налоговой дисциплины играют две федеральные службы - ФНС и ФСЭНП.

     Как известно, на службы возложены обязанности по анализу, контролю и регулированию отдельных отраслей общественных отношений. Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям создана в структуре МВД для решения вопросов, связанных с укреплением налоговой дисциплины, то есть в результате реализации задач налогового контроля, осуществляемого ФСЭНП на основе проверочных мероприятий, оперативно-розыскной деятельности, расследований и предупреждения налоговых правонарушений и преступлений, укрепляется налоговая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Налоговые же органы контролируют соблюдение законодательства о налогах и сборах.

     Однако следует учитывать и правоприменительную практику, которая в развитых странах играет значительную роль в укреплении налоговой дисциплины. В условиях становления рыночной экономики потребность государства повысить собираемость налогов не может быть обеспечена только путем укрепления финансовой дисциплины и усиления финансового контроля. Отсюда следует необходимость стимулировать налогоплательщиков к уплате налогов путем укрепления уголовно-правового регулирования налоговых и бюджетных отношений. Таким образом, уголовное законодательство, непосредственно применяя различные санкции к нарушителям налогового законодательства, влияет на налоговую дисциплину (меры устрашения).

 

     2.  Укрепление налоговой дисциплины как самоцель деятельности

     Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям 

     2.1 Основные задачи, функции и набор прав органов ФСЭНП 

     Отнесение Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям к правоохранительной системе предопределяет основную задачу ее деятельности -- выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, следствием чего является укрепление налоговой дисциплины. Кроме названной, основными задачами ФСЭНП, играющими немаловажную роль в деле борьбы с нарушениями налоговой дисциплины являются:

     * подготовка предложений по основным направлениям государственной политики по борьбе с налоговыми преступлениями и правонарушениями;

     * организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия налоговых преступлений;

     *  организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности;

     * координация и организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по экономическим и налоговым преступлениям;

     * совершенствование нормативно-правовой основы деятельности подразделений по экономическим и налоговым преступлениям и организация исполнения органами внутренних дел законодательства по вопросам борьбы с преступлениями в экономической и налоговой сферах;

Информация о работе Роль МВД Российской Федерации в укреплении налоговой дисциплины