Роль налоговой политики в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Эффективная налоговая политика по праву считается одним из главных условий динамичного развития экономики России. Посредством воздействия на хозяйственную деятельность и частные финансы, а также через бюджетно-перераспределительные процессы формируется инвестиционный климат в стране, создаются условия для реализации политических, экономических и социальных функций государства. Налоговая политика не только оказывает прямое влияние на данные сферы, но и формирует налоговое правосознание граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ. ХАРАКТЕР НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и значение налоговой политики……………………….…..5
1.2 Теории налогов…………………...……………………………………...7
1.3 Эффективность реализации налоговой политики в России…...........12
1.4 Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики…………………………………………………......…15

2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………19
2.1 Механизм функционирования налоговой политики………………..19
2.2 Основные итоги реализации налоговой политики за 2008-2010 гг..23
2.3 Проблемы реализации налоговой политики на современном этапе.28
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ…..36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...……..51
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….53

Работа содержит 1 файл

РОЛЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

3. Индексация ставок акцизов

В связи с уточнением размеров планируемой инфляции при составлении проекта федерального бюджета на 2009 – 2011 годы ставки акцизов были проиндексированы среднем до 10 процентов ежегодно (за исключением нефтепродуктов и табачных изделий). Таким образом, решается проблема применения максимальных розничных цен и, соответственно, уплаты акцизов, по табачным изделиям, реализуемым организациями общественного питания, в районах Крайнего Севера и других отдаленных регионах.

4. Совершенствование налога на доходы физических лиц

В целях создания благоприятных налоговых условий для формирования добровольных пенсионных накоплений с привлечением государственного софинансирования было предусмотрено исключение из базы по налогу на доходы физических лиц взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, направляемых для обеспечения реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, установлено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом взносов работодателя, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. №56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и с 2009 года увеличен размер социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц со 100 000 рублей до 120 000 рублей.

5. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц [15, с. 177]

График работ по принятию главы Кодекса, регулирующей налогообложение недвижимости, которым предусматривается:

- разработка и принятие нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (2008-2012 годы);

- принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации", предусмотренного проектом №445126-4;

- разработка нормативных правовых актов в целях реализации положений Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" (2008 – 2009 годы);

- информационное наполнение кадастра объектов недвижимости, в том числе перенос сведений из Государственного земельного кадастра и данных БТИ (2008-2012 годы);

- определение эффективной налоговой ставки и налоговых льгот для исчисления местного налога на недвижимость и подготовка проекта поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Кодекса и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (2010 год).

6. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых

В отношении налогообложения добычи нефти в дополнение к мерам, введенным с 2007 года, в целях стимулирования добычи нефти из месторождений, разработка которых связана с повышенными затратами, в 2008 году принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", направленный на решение проблемы сохранения уровня добычи нефти, а также вовлечение в разработку новых месторождений, разработка которых связана с повышенными затратами в неосвоенных регионах с неразвитой инфраструктурой. [16, с. 126]

7. Налогообложение водным налогом

На основании поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в 2008 году проводилась работа по подготовке нормативного правового акта, предусматривающего с 2009 года индексацию водного налога и платы за пользование водными объектами. Однако, учитывая сроки подготовки и согласования указанных нормативных актов, а также положения Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации, данная работа в 2008 году не закончена и срок ее выполнения перенесен на 2009 год, имея в виду индексацию ставок водного налога, начиная с 1 января 2010 года. Представляется, что в условиях экономического кризиса является нецелесообразным существенное увеличение нагрузки на водопользователей путем значительного увеличения ставок водного налога. [17, с. 133]

8. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов

Сравнительно низкий уровень развития малого бизнеса в России по сравнению с ведущими зарубежными странами, а также ослабление государственной поддержки развития сельского хозяйства в переходный период формирования рыночных отношений предопределили необходимость разработки при проведении налоговой реформы особых мер по поддержке указанных секторов экономики. Отмена в связи с введением части второй Кодекса налоговых льгот для субъектов малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставлявшихся по основным налогам в рамках общего режима налогообложения, была компенсирована введением специальных налоговых режимов, которые в значительной степени способствовали стабилизации их экономического положения и снижению социальной напряженности в обществе.

9. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен

В рамках международных налоговых отношений Российской Федерации и зарубежных государств в 2008 году был ратифицирован Протокол к Соглашению об избежании двойного налогообложения с Германией, в соответствии с которым, в частности, обмен налоговой информацией будет распространен на налоги любого вида и содержания, а не только на прямые налоги, непосредственно входящие в сферу действия Соглашения. Это позволит улучшить информационный обмен и транспарентность налоговых отношений между Россией и Германией, будет способствовать повышению эффективности борьбы с правонарушениями в налоговой области. [17, с. 135]

10. Совершенствование налогового администрирования

В предыдущий трехлетний период особое внимание уделялось повышению качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также обеспечению эффективного использования инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.

 

2.3 Проблемы реализации налоговой политики на современном этапе

 

Первая группа проблем, заключается в том, что несмотря на совершенствование налоговой политики российской экономики, выраженное в снижении налоговой нагрузки на экономику, осуществлении важных мероприятий по упрощению налоговой системы страны путем установления закрытого перечня налогов, сокращении числа и унификации налоговых баз, правил и порядка уплаты конкретных налогов, формирование налоговой политики страны на долгосрочный период еще не закончено. В системе налоговых отношений имеются значительные проблемы, многие из которых не решены. До настоящего времени не решены многие принципиальные теоретические и практические вопросы налогообложения. К ним относятся и многочисленные проблемы налогового администрирования, исчисления и уплаты конкретных видов налогов. Нет единой позиции по вопросу целесообразности дальнейшего снижения налоговой нагрузки, нет конкретных решений по вопросу налогового стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности в стране, по налогообложению недвижимости. При осуществлении попыток стимулирования российских налогоплательщиков нет четко определенной системы. Проводимые мероприятия разрознены и не позволяют добиваться существенного изменения сложившегося положения в инновационном развитии экономики. Нет четкой позиции в решении важнейшего для страны вопроса налогообложения малого и среднего бизнеса. [18, с. 133]

Практика применения налогового законодательства серьезно осложняется недостаточной нормативно-правовой базой, приводящей к решению проблем недоработки налогового законодательства на уровне прецедентного судебного права.

Приведенные проблемы налоговой политики страны серьезно влияют на ее налоговый климат, нарушают систему доходов бюджета, ухудшают инвестиционную привлекательность, затрудняют инновационное развитие. В этой связи основной задачей становится создание прозрачной, стабильной и простой налоговой системы. Направления налоговой политики на долгосрочную перспективу должны быть основаны на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и с другой – отвечает потребностям расширенного производства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций. [19, с. 152]

Вторая группа проблем. Многообразие воздействия налогов на важнейшие социальные и экономические процессы предъявляет исключительно высокие требования к налоговой политике.

Характеристика налоговой системы измеряется такими показателями, как виды налогов, их ставки, суммы и структуры поступлений, задолженность и другими реальными величинами. Последовательное изменение состояния налоговой системы, т.е. ее движение – результат определенной налоговой политики, а оценка этого движения и есть оценка налоговой политики.

Говоря о проблеме развития системы налогообложения, о внесении тех или иных жизненно важных поправок в конкретные законы о налогах, необходимо подчеркнуть, что речь идет не об изменениях текущего (тактического) характера, которые устраняют те или иные недостатки в конкретном налоге, а о поиске оптимального сочетания налоговых и неналоговых методов мобилизации государственных доходов.

Назрела необходимость коренного обоснованного выравнивания налоговых изъятий в различных секторах экономики с учетом их особенностей в целях стимулирования расширенного воспроизводства и регулирования перелива отраслевого капитала. Действующая в России налоговая система в настоящее время не в полной мере способствует этому.

Третья группа проблем, состоит в том, что проводимая реформа налоговой политики России не в полной мере учитывает условия, в которых находится экономика нашей страны. Практически значимым представляется решение поставленной задачи – оценки параметров функционирования налоговой системы посредством исследования показателя налоговой нагрузки и выявления налогового потенциала экономики региона. [20, с. 125]

По определению автора, «налоговый потенциал» в широком смысле – это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории, а в более узком смысле –   представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства.

На величину налогового потенциала территории оказывают влияние множество факторов, как объективных, так и субъективных. К первым относятся действующее налоговое законодательство, уровень развития экономики региона, его отраслевая структура, уровень и динамика действующих цен, объем и структура экспорта и импорта и т.д. Субъективными факторами считаются состояние региональной налоговой политики, количество предоставляемых льгот и отсрочек и др.

Без точной оценки налогового потенциала нереальна разработка органами власти проектов бюджетов различных уровней на предстоящий период, поскольку она играет важную роль в совершенствовании процесса планирования бюджетных доходов. [21, с. 116]

Четвертая группа проблем, состоит в том, что в проводимой государственной налоговой политике фискальный подход к вопросам организации налогового контроля считается преобладающим. Ориентация системы налогового контроля в основном на мобилизацию дополнительных средств в бюджет не в полной мере отражает как внутреннюю суть налогового контроля, так и его место в экономической и финансовой системе. В современных реалиях контроль выступает не только в роли фискального инструмента, он, главное, должен выполнять регулятивную функцию, направленную на развитие экономики посредством приведения в равные условия участников экономической деятельности. Именно такое понимание налогового контроля делает его инструментом долгосрочной налоговой политики.

От уровня организации налогового контроля, его эффективности зависит возможность достижения стратегических и тактических целей налоговой политики.

В современных условиях, серьезной проблемой, препятствующей наиболее полному обеспечению доходной части бюджетов всех уровней, считаются фирмы-«однодневки», которые являются неотъемлемой частью схем ухода от налогообложения. В этой связи мероприятия по учету и привлечению к регистрации налогоплательщиков, ведение их реестра, являются важной частью организации налогового контроля.

Квалификацию фирмы в качестве «однодневки» следует производить исходя из цели создания и характера и условий функционирования. В действующем законодательстве, регулирующем государственную регистрацию, существуют проблемы, приводящие к злоупотреблению, а именно: создание фирм-«однодневок» для их участия в цепочках по незаконному уклонению от уплаты налогов, незаконному возмещению налогов из бюджета, переложению на них ответственности по обязательствам, отчуждению имущества, а также к корпоративным захватам.

Эти негативные явления весьма пагубно сказываются на российской экономике, препятствуют нормальному инвестиционному процессу, влекут дополнительные издержки и риски для добросовестных участников гражданского оборота, а также бюджетные расходы государственных органов, в чью компетенцию входят соответствующие функции контроля и надзора. [22, с. 124]

Объективной тенденцией последних лет стало как снижение показателя количества проводимых ВНП, так и снижение показателя охвата ими налогоплательщиков. Именно поэтому встает вопрос о необходимости повышения как качества, так и результата каждой проверки, выходя на которую необходимо иметь четкое понимание того, что необходимо делать в процессе проверке, для того чтобы она дала результат.

Необходимо признать, что проводимая в настоящее время работа по предпроверочному анализу носит скорее эпизодический характер, ограничиваясь проведением анализа финансово-хозяйственной деятельности, либо описанием тех направлений проверки, которые изложены в заключение отдела камеральных проверок, либо аналитической группы. В большинстве случаев подобная информация не содержит конкретных направлений проверки, имеет не значительную практическую ценность с точки зрения составления программы ВНП и планирования конкретных контрольных мероприятий. Кроме того, проводимый анализ финансово-хозяйственной деятельности обычно содержит исключительно цифровой материал, без выводов и предложений.

Информация о работе Роль налоговой политики в рыночной экономике