Система и форма налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение действующей системы и формы налогового контроля.
Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы осуществления налогового контроля
-проанализировать налоговый контроль на примере предприятия ОАО «АЛНАС»;
-рассмотреть пути совершенствования налогового контроля.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы осуществления налогового контроля 5
1.1. Понятие и значение налогового контроля 5
1.2. Формы налогового контроля 9
1.3. Нормативно-правовая база регулирующая порядок
осуществления налогового контроля 14
2. Анализ налогового контроля на примере предприятия ОАО «АЛНАС» 17
2.1. Анализ налогов уплачиваемых предприятием 17
2.2. Анализ процедур налогового контроля предприятия 20
2.3. Анализ результатов налогового контроля 22
3.Пути совершенствования налогового контроля 25
3.1. Обобщение зарубежного опыта проведения налогового контроля 25
3.2. Реформирование налогового контроля 31
Выводы и предложения 35
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая Система и форма налогового контроля.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                                      3

1. Теоретические   основы осуществления налогового  контроля                           5

     1.1. Понятие  и значение налогового контроля                                               5

     1.2. Формы налогового контроля                                                                      9

     1.3. Нормативно-правовая база регулирующая  порядок

     осуществления налогового контроля                                                              14

2. Анализ  налогового контроля на примере  предприятия ОАО «АЛНАС»        17

     2.1. Анализ налогов уплачиваемых  предприятием                                        17

     2.2. Анализ процедур налогового контроля предприятия                            20

     2.3. Анализ результатов налогового  контроля                                               22

3.Пути  совершенствования налогового контроля                                                 25

     3.1. Обобщение зарубежного опыта проведения налогового контроля      25

     3.2. Реформирование налогового контроля                                                    31

Выводы и предложения                                                                                           35    

Список  использованной литературы                                                                    39                                                   

Приложения   

 

Введение 
 

      Налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения налогового законодательства. Как элемент налоговой системы налоговый контроль реализует фискальную функцию налогов, является ее носителем, а экономическая сущность проявляется через механизм фискальной функции, и степень проявления этой экономической функции зависит от того, как осуществляется сбор налогов. Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение налогового законодательства или их число незначительно.

      Актуальность  темы исследования заключается в  том, что налоговая проверка, направлена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых бюджетной системой недополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, составляющие значительную часть доходов государства, но и на предупреждение и пресечение нежелательных последствий несоблюдения действующих на территории Российской Федерации правил осуществления деятельности, ведения учета и заполнения отчетности.

      Целью исследования является изучение действующей  системы и формы налогового контроля.

      Для достижения цели  поставлены и решены следующие задачи:

      - рассмотреть теоретические основы  осуществления налогового контроля 

      -проанализировать  налоговый контроль на примере предприятия ОАО «АЛНАС»;

      -рассмотреть пути совершенствования налогового контроля.

      Объектом  исследования является открытое акционерное общество «АЛНАС» (далее ОАО «АЛНАС»).

      Предметом исследования является механизм осуществления  налогового контроля на примере предприятия ОАО «АЛНАС».

      Прикладное  исследование проводилось абстрактно-логическими, расчетно-конструктивными, монографическими аналитическими, экономическими, математическими и статистическими методами исследования.

      Методологическую  основу определили  Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты,  научные труды таких авторов как   Булатова А.С., Кучерова И.И., Морозов В.П., Починок А.П., Черник Д.Г.,  Юткина Т.Ф.,  а так же материалы  периодических изданий по изучаемой проблеме таких как Гусева И.П., Козырина А.Н., Паскачева А.В..

      Информационной  базой исследования послужили данные органов статистики, материалы бухгалтерской  и налоговой  отчетности предприятия  ОАО «АЛНАС».

      Работа  состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы.

      В первой главе рассмотрены формы, виды и методы налогового контроля, а так же нормативно-правовая база регулирующая порядок ведения налогового учета и отчетности.

      Вторая  глава посвящена анализу показателей налоговой отчетности предприятия,  а так же анализу процедур налогового контроля.

      Третья  глава обобщает зарубежный опыт в области налогового контроля, а так же пути реформирования налогового контроля в РФ.

 

       1. Теоретические  основы осуществления налогового контроля 

1.1. Понятие и значение налогового контроля 

      В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (одной из главных задач налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

      Налоговый контроль - один из важнейших институтов налогового законодательства. Он может  быть определен как контроль над  правильностью и своевременностью уплаты установленных действующими законодательными актами налогов и сборов [13, С. 96].

      Само  слово «контроль» имеет латинские  корни. И это не случайно. Организация  эффективного налогового контроля входила  в число важнейших задач, которые  решал римский император Август Октавиан. Для ее выполнения во всех провинциях Древнего Рима им были созданы финансовые учреждения, в компетенцию которых, помимо контроля над сроками поступления налогов, входили оценка и определение налоговых взносов общин.

      Необходимость более глубокого изучения методологических основ налогового контроля в условиях российской экономики вызвана несколькими причинами.

      Во-первых, налоговый контроль как элемент  налоговой системы является составной частью налоговой реформы, которая, в свою очередь, выступает одним из основных элементов экономической реформы, проводимой в Российской Федерации.

      Экономика России находится на чрезвычайно  ответственном этапе становления рыночных отношений, эффективность которых подтверждена мировой практикой. Этот этап отличается большим своеобразием и не имеет исторических аналогов. В России должны использоваться адекватные методы управления производством, наиболее полно учитывающие специфику российской действительности. Это относится, прежде всего к налоговой системе, которая, как уже было сказано, выступает одним из основных элементов экономической реформы. Через налоговую политику реализуются основные пропорции экономического развития. В их формировании осуществляется одна из основных функций государства в условиях рынка. Опыт многих стран свидетельствует о том, что налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Таким образом, налоги и налогообложение приобретают первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений и как орудие формирования соответствующей экономической системы [12, С. 132].

      Во-вторых, налоговая система представляет собой сложный социальный феномен, тесно связанный с экономикой. Постоянно трансформирующаяся налоговая система в рыночных условиях должна отвечать потребностям развития экономики в целом, поэтому необходимо дальнейшее глубокое изучение налоговой системы и ее структурных элементов.

      С самого начала построения налоговой  системы был взят неверный фискальный ориентир. В результате неразумной налоговой политики, неправильного распределения накоплений предприятий уже в ближайшее время потребуются огромные инвестиции в производство, но эту задачу современная налоговая система решить не сможет, так как она совершенно лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения: фискальной, регулирующей и контрольной. Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета путем усиления налогового бремени, расширения круга налогоплательщиков, увеличения ставок, не решая при этом проблемы дефицитности бюджетов. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия - сами по себе. В настоящее время необходимо отказаться от преимущественно фискально-ориентированной налоговой системы. В то же время требуется коренное улучшение положения дел с формированием доходной базы бюджетов, так как сейчас налоговая система не обеспечивает полноты поступлений в бюджеты финансовых ресурсов в объеме, необходимом для финансирования государственных расходов. Таким образом, пополнение доходной части бюджетов должно происходить не за счет усиления налогового бремени, как это практиковалось ранее, а прежде всего за счет осуществления мер, относящихся к налоговому администрированию и совершенствованию налогового контроля, главной целью которых является улучшение положения дел со сбором налогов. Как видно, значимость налогового контроля в современных условиях функционирования налоговой системы возрастает [22, С. 15].

      В-третьих, налоговый контроль обеспечивает реализацию основных задач, стоящих перед налоговыми системами стран с рыночным курсом развития.

      Как элемент налоговой системы налоговый контроль реализует фискальную функцию налогов, является ее носителем, а экономическая сущность проявляется через механизм фискальной функции, и степень проявления этой экономической функции зависит от того, как осуществляется сбор налогов. Вместе с тем экономическая функция налогов может быть выполнена довольно полно независимо от фискальной функции, но только в том случае, если законом в целях стимулирования деятельности предусмотрено освобождение хозяйствующих субъектов от налогов, снижение налогового бремени либо отмена некоторых налогов. В случае отсутствия контроля за поступлением налогов, уклонение от их уплаты достигнет высокого уровня, а доходы, оставшиеся в распоряжении налогоплательщиков сверх предусмотренных льготами, будут расцениваться как незаконные, и о выполнении экономической функции налогов не может быть и речи.

       В-четвертых, налоговый контроль обеспечивает формирование доходной базы бюджетов всех уровней, финансовые ресурсы которых направляются на реализацию социальных, экономических и других реформ, то есть налоговый контроль обеспечивает формирование материальной базы для проведения различных преобразований.

       Предметом налогового контроля, в первую очередь, является своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию. Однако, при этом следует также учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков-организаций, в соответствии со ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации, относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для начисления и уплаты налогов. С учетом этого законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля [10, С. 17].

       Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение налогового законодательства или их число незначительно. Наряду с основной целью налогового контроля  выделяются также цели отдельных его направлений. Так, целью контроля за расходами физических лиц является установление соответствия осуществляемых ими крупных расходов получаемым доходам, а контроля за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин – обеспечение полноты учета выручки денежных средств в организациях.

       К числу основных задач налогового контроля относятся:

       -неотвратимое  наказание нарушителей законодательства  о налогах и сборах;

       -обеспечение  правильного исчисления, своевременного  и полного внесения налогов  и сборов в бюджет (государственные  внебюджетные фонды);

       -предупреждение  нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей.

Информация о работе Система и форма налогового контроля