Система и форма налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение действующей системы и формы налогового контроля.
Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы осуществления налогового контроля
-проанализировать налоговый контроль на примере предприятия ОАО «АЛНАС»;
-рассмотреть пути совершенствования налогового контроля.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы осуществления налогового контроля 5
1.1. Понятие и значение налогового контроля 5
1.2. Формы налогового контроля 9
1.3. Нормативно-правовая база регулирующая порядок
осуществления налогового контроля 14
2. Анализ налогового контроля на примере предприятия ОАО «АЛНАС» 17
2.1. Анализ налогов уплачиваемых предприятием 17
2.2. Анализ процедур налогового контроля предприятия 20
2.3. Анализ результатов налогового контроля 22
3.Пути совершенствования налогового контроля 25
3.1. Обобщение зарубежного опыта проведения налогового контроля 25
3.2. Реформирование налогового контроля 31
Выводы и предложения 35
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая Система и форма налогового контроля.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

      Налоговым кодексом Германии предоставлены значительные полномочия налоговой полиции на проведение обысков и личных досмотров граждан, задержание подозреваемых лиц и конфискацию документов.

      Руководство «Штойфа» имеет право назначать  специальное расследование по любому факту нарушения налогового законодательства. При этом налоговая полиция наделена исключительным правом изъятия документов и получения необходимых ей сведений практически из всех государственных и частных учреждений страны, за исключением некоторых специальных служб. В деятельности налоговой полиции Германии и России много схожего. Однако судебная практика Германии более широко раскрывает факты нарушения налогового законодательства.

      В немецкой судебной практике в делах  по расследованию фактов уклонения  от налогов различают следующие стадии правонарушений:

      -уклонение от налогов - завершенное действие;

      -попытка уклонения;

      -подготовительные  действия к уклонению от налогов.

      В Соединенных Штатах Америки федеральным  органом на 
логового контроля является Служба внутренних доходов (СВД).

      На уровне субъектов федерации действуют налоговые службы штатов.

      Будучи  структурным подразделением Министерства финансов, СВД осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства и сбором федеральных налогов: подоходного налога, налога на дарение, а также некоторых акцизов.

      Деятельность  СВД направлена на обеспечение получения  государственной казной налоговых  поступлений в надлежащем объеме при минимальных издержках.

      Каждое  налоговое бюро Службы внутренних доходов  состоит из 6 отделов: административного, выдачи лицензий (на занятие определенным видом деятельности), обработки информации, сбора налогов, контроля за правильностью уплаты налогов, а также следственного.

      Действовавшие в рамках СВД отдельные оперативно-розыскные группы были объединены в самостоятельное подразделение налогового сыска - Штаб специальной службы, превратившийся к началу 90-х гг. в мощное Генеральное управление налоговых расследований (ГУНР).

      Особое  место в структуре ГУНР отводится  Следственному управлению, состоящему из нескольких оперативных отделов, функциональных и информационно-аналитических служб, криминалистических лабораторий.

      Все поступающие в СВД сведения вводятся в компьютеризированную учетную систему, автоматически обрабатываются и сопоставляются с данными, содержащимися в налоговых декларациях. Применение при обработке информации специальных математических моделей позволяет проводить отбор налоговых деклараций для тщательной проверки, которая впоследствии осуществляется налоговыми инспекторами.

      Кроме того, налоговые власти располагают достаточными полномочиями, чтобы в подавляющем большинстве случаев заставить население платить налоги, не прибегая к судебному иску. Так, если платежи просрочены и после нескольких официальных напоминаний не уплачены, налоговая служба имеет право наложить арест на банковский счет или имущество налогоплательщика, удержать причитающиеся суммы из его заработной платы, закрыть его предприятие или лишить частной практики.

      Таким образом, обобщая зарубежный опыт проведения налогового контроля необходимо отметить, что особенностью налогового контроля во Франции является то, что, в отличие от российского, французский налогоплательщик должен быть предупрежден о налоговой проверке, как минимум, за 8 дней. Без предупреждения внезапная проверка может быть проведена лишь при наличии достоверной информации о том, что предприятие уклоняется от уплаты налогов. Налоговая ревизия в Болгарии очень сходна с проводимыми налоговыми проверками в Российской Федерации. Специальным органом Минфина Германии, в компетенцию которого входят вопросы практической реализации налоговой политики страны, является налоговая полиция - «Штойфа». Налоговым кодексом Германии предоставлены значительные полномочия налоговой полиции на проведение обысков и личных досмотров граждан, задержание подозреваемых лиц и конфискацию документов. В Соединенных Штатах Америки федеральным органом налогового контроля является Служба внутренних доходов (СВД). В Италии функции налоговой полиции выполняет Финансовая Гвардия. 
 

3.2. Пути повышения эффективности налогового контроля в Российской Федерации 
 

      В НК РФ законодатели четко прописали процедуры вынесения налоговым органом решения по материалам камеральной и выездной налоговых проверок. Таким образом, налогоплательщик получает законодательно установленную возможность ознакомиться с содержанием претензий к нему со стороны налоговиков и, соответственно, подготовить свои аргументы до принятия налоговым органом решения.

      Кроме того, бизнес приветствует новую норму  налогового закона, согласно которой решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и решение об отказе к привлечению к налоговой ответственности не вступают в силу, если эти решения в течение 10 дней обжаловал налогоплательщик в вышестоящий налоговый орган. Следовательно, в этом случае с предприятия не взыскиваются пени, штрафы (до разрешения спора вышестоящим налоговым органом или судом).

      В НК РФ прописано, что налоговый орган не вправе проводить у налогоплательщика в течение одного года более двух выездных налоговых проверок. Однако здесь же предусматривается целый ряд исключений, которые могут сочетаться в различных вариантах. Тем самым проверка с учетом возможных продлений опять может быть затянута на длительный срок (до 15 месяцев) [31, С. 20].

      Вызывает опасения, что продолжается практика неправомерного толкования налоговыми службами положений Налогового кодекса РФ. Например, 25 декабря 2009 г. Приказом ФНС России фактически установлен открытый перечень оснований для проведения выездных налоговых проверок. В документе налоговые органы определили, что продлевать проверки они могут в отношении крупнейших налогоплательщиков, имеющих обособленные подразделения, а также налогоплательщиков, которые по требованию проверяющих не представили в срок запрашиваемые документы.

      В частности, согласно Приказу выездная проверка может быть продлена до четырех  месяцев, если проверяемая компания имеет четыре обособленных подразделения  и более. Если таких подразделений  меньше четырех, проверка может быть также продлена до четырех месяцев при условии, что на обособленные подразделения приходится не менее 50% общей суммы налогов, уплачиваемых компанией, или удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50% общей стоимости имущества организации. При наличии 10 и более обособленных подразделений проверка может быть продлена до шести месяцев. Форс-мажорные обстоятельства также могут служить основанием для продления проверки. Полагаем, что от подобной практики своевольной трактовки норм НК РФ нужно уходить.

      Следует также отметить, что в окончательном  тексте Федерального закона № 137-ФЗ остался неисправленным ряд логических и стилистических ошибок, неточностей в изложении отдельных нормативных предписаний. На наш взгляд, допущенные при работе над законопроектом погрешности могут существенно затруднить практическое применение отдельных нормативных предписаний НК РФ в их новом изложении.

      Кроме того, на наш взгляд необходимо отметить, что в НК РФ отсутствуют правовые нормы, которые могли бы заставить сотрудников налоговых органов исполнять Налоговый кодекс, а именно:

      - отсутствуют нормы, обеспечивающие  соблюдение налоговыми органами  сроков проверки и сроков вынесения  решения по ним;

      - отклонены поправки, предусматривающие  уголовную ответственность должностных лиц налоговых органов за вынесение заведомо незаконных решений и злоупотребления своими правами.

      Внесение  изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части  установления ответственности сотрудников  налоговых органов за вынесение  заведомо незаконного решения, а также за превышение должностными лицами органов налогового контроля своих должностных полномочий обусловлено следующими обстоятельствами  [30, С. 16].

      Для реформирования налогового контроля и  налоговой отчетности необходимо:

      1) Упростить систему бухгалтерского учета, перейти от ежеквартальной отчетности к ежегодной.

      2)Законодательно ввести принцип одного окна для налоговой отчетности. Попав единожды в систему налоговых органов, документы должны передаваться вышестоящим налоговым органам при повторных проверках или другим инспекциям в рамках встречных проверок без их повторного предоставления налогоплательщиком. Для этого следует установить прямой законодательный запрет на повторное истребование документов любым налоговым органом, если налогоплательщик подтверждает описью факт ранее состоявшейся передачи документов.

      3) Радикально сократить размер форм налоговой отчетности (до 2 - 6 листов).

      4) Признать оправданным истребование первичных документов в рамках камеральной проверки только при экспорте товаров и в иных случаях, когда налогоплательщик претендует на возмещение денежных сумм из бюджета. При этом в случае использования налогоплательщиком льгот и вычетов проверка правильности их применения должна проводиться в ходе выездной налоговой проверки.

      5) Все налоги и сборы к установленному сроку платить единым платежным поручением с указанием в примечании суммы каждого налога.

      6) Следует продолжить работу по упорядочению полномочий налоговых органов, в том числе путем устранения многочисленных отсылочных норм в законодательстве, позволяющих контролерам трактовать те или иные положения по своему усмотрению. Разъяснения финансовых и налоговых органов должны уйти в прошлое, поскольку если какая-то норма НК РФ требует пояснений, то ее надо должным образом изменить в самом Кодексе путем принятия поправок в его нормы.

 

       Выводы и предложения 
 

      Таким образом, подводя итог необходимо отметить, что контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, является одной из главных задач налоговых органов. Основной целью налогового контроля является проверка и сопоставление данных налоговой отчетности предприятия и данных, полученных проверяющими.

      Существует  несколько видов налогового контроля: предварительный, текущий, последующий. Они различаются по временному критерию. Выбор конкретного вида зависит  от уровня развития налоговой системы и общей организации контроля. В России в настоящее время преобладает последующий налоговый контроль.  Формы налогового контроля: наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия. Круг субъектов налогового контроля ограничен должностными лицами налоговых органов. Объект налогового контроля - отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.

      Нормативно-правовую базу, регулирующую порядок ведения  налогового учета и отчетности определяют Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы о налогах и сборах, например Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» Федеральный закон  РФ «О бухгалтерском учете», подзаконные нормативные акты, например Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Приказы ФНС и другие. В настоящее время в РФ действуют более двухсот актов федерального и регионального уровня, а также актов органов местного самоуправления, регулирующих отношения в области налогового контроля.

      Анализ показателей налоговой отчетности предприятия ОАО «АЛНАС» показал,  что общая сумма налогов, уплачиваемых предприятием в бюджет, за анализируемый период увеличилась на 62365 тыс. руб., в том числе в 2009 году на сумму 27537 тыс. руб. и в 2007 году на сумму 34828 тыс. руб.  Данное изменение объясняется увеличением налогооблагаемой базы ОАО «АЛНАС» за 2007-2009гг. За анализируемый период в ОАО «АЛНАС» увеличилась выручка от реализации товаров, оказанных услуг, выполненных работ. В связи с чем, увеличивается сумма налога на добавленную стоимость, начисленная с оборотов по реализации продукции, работ и услуг. Соответственно увеличивается налогооблагаемая база по налогу на прибыль.  За анализируемый период возросла численность предприятия, а также были повышены оклады и тарифные ставки работников предприятия, что объясняет рост налога на доходы с физических лиц. Увеличение наблюдается  по каждому виду налога, уплачиваемого предприятием в бюджет. В частности, в 2007 году рост налога на прибыль составил 27 тыс. руб., налога на добавленную стоимость – 33467 тыс. руб., налога на доходы физических лиц – 1170 тыс. руб., по прочим налогам увеличение составило 164 тыс. руб.

Информация о работе Система и форма налогового контроля