Система налогов и сборов России советского периода

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:58, реферат

Описание работы

Основной целью данной работы является рассмотрение истории налогообложения России, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстрактные налоговые предписания, а также показать тесное переплетение социальных, военных, и политических факторов, симптоматичных для состояния эпохи, показать налогообложение в ходе исторического развития.

Содержание

Введение
1. . Возникновение налогообложения в Древней Руси и его развитие в XIII - начале XX
1.1 Налоги Древней Руси
1.2 Развитие налогообложения в XIII - начале XX
2. Налоговая система России периода НЭП
3. Система налогов и сборов России советского периода
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

реферат налоги.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

    Н. Тургенев призывает к крайне осторожному  обращению с налогами. Он постоянно напоминает, что налоги уменьшают народное богатство, ибо часть дохода издерживается, не умножая сего дохода. Отнимая у промышленности часть капиталов, налоги сдерживают ее развитие. Исходя из этого, говоря о налогах на потребление, он считает желательным, чтобы предметы, необходимые для жизни, были всегда свободны от налогов. «Но сего никогда не бывает», -- добавляет автор.

    Во  второй половине 19 века большое значение приобретают прямые налоги. Основной являлась подушная подать, замененная в 1882 году налогом с городских строений. Вторым по значению налогом выступал оброк-плата крестьян за пользование землей.

    С 1898 года Николай II ввел промысловый  налог. Большое значение играл налог  с недвижимого имущества. Появляются новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, и т.д.

    2. Налоговая система России периода НЭП

    Переход к нэпу потребовал восстановления финансовой системы, нормального налогообложения. Уже в первые годы нэпа стало очевидным, что даже в такой скромной роли прямое налогообложение государственных предприятий не может удержаться. Государственные предприятия оказались значительно рентабельнее, чем частные. Потребовались многочисленные изъятия из общих правил, льготы при уплате налогов сначала для государственных, а потом и для кооперативных предприятий. Уже в 1923 - 1924 гг. формируется отдельное законодательство по обложению государственных и кооперативных предприятий.

    Как же строилась налоговая система  нэпа? Прежде всего, для нее было характерно строгое разграничение в обложении города и деревни, в этом отношении она продолжала традиции обложения в дореволюционной России. В 1921-1923гг.крестьянство платило продналог, несло целый ряд натуральных повинностей. С мая 1923 г. все поставки и повинности крестьянства были консолидированы в единый сельскохозяйственный налог, который крестьянство могло по выбору вносить либо в натуре, либо деньгами.

    Подавляющее большинство крестьян (75%) уже в  урожай 1923 г. предпочло внести налог  деньгами. С 1 января 1924 г. налоги стали приниматься только в денежной форме, все натуральные налоги и повинности были полностью упразднены.

    Продналог, введенный весной 1921 г. и просуществовавший  до весны 1923 г., предусматривал натуральные  поставки 18 видов продукции, включая  различные виды зерновых, мясо, картофель и даже сено. Натурналог не только предусматривал изъятие в пользу государства части продукции крестьянского хозяйства, но и регулировал структуру сельскохозяйственного производства, во всяком случае, неопределенной ее части. Денежный сельскохозяйственный налог играл в доходах бюджета значительно большую роль, чем дореволюционные поземельные подати, составлявшие лишь 2,5% от общей суммы доходов бюджета. В 1923--1924 гг. сельхозналог дал около половины всех налоговых поступлений или около четверти всех денежных поступлений в бюджет.

    Вывод, который можно сделать из опыта  нэпа в вопросах земельного обложения  состоит в том, что земельный  налог не должен комбинировать элементов  поземельного и подоходного обложения, а именно такое смещение было характерно для 20-х годов.

    В 20-х годах принцип подоходного  обложения деревни не был проведен последовательно. С одной стороны, поземельное обложение было по сути дела хотя бы отчасти обложением подоходным, с другой же стороны, налогообложение не распространялось непосредственно на побочные и отхожие промыслы, которым отдавали основное время малопосевные и беспосевные хозяйства

    Необходимо  также отметить, что в целом  до 1928 г. сельхозналог ставил все крестьянские хозяйства в одинаковое положение, ведь его размер зависел от реальных имущественных различий (кол-во земли, скота и т.д.)

    Характеризуя  налоговую систему 20-х годов в  целом, нужно констатировать, что  и в городе, и в деревне подоходное обложение сталкивалось с таким  непреодолимым препятствием, как взаимное недоверие власти и налогоплательщика, более того, с предвзятостью и враждебностью власти к сколько-нибудь зажиточному налогоплательщику, выражавшимися в его политической ущербности неизбежно придававшими налогообложению даже в лучшие времена нэпа черты классовой контрибуции.

    Важнейшими  видами обложения в городе были промысловый  и подоходно-поимущественный налоги.

    Промысловый налог распространялся на частные  и на государственные и кооперативные  предприятия. Фактически платежи государственных предприятий имели формальный характер, поскольку вся их прибыль распределялась централизованно. Подоходно-поимущественный налог наряду с нэповской буржуазией платила наиболее высокооплачиваемая часть служащих и лиц свободных профессий.

    Промысловый налог представлял собой сложную конструкцию, состоящую из двух вполне независимых частей: патентного сбора и уравнительного сбора.

    Патентный сбор, понятно, был связан с выборкой патентов предпринимателями. Патентный  сбор взимался при выдаче патента  на право торговой и промышленной деятельности. Цена патента определялась разрядом и местонахождением предприятия.

    Уравнительный сбор представлял собой налог, уплачиваемый с суммы хозяйственного оборота. Первоначально размер уравнительного сбора был определен в 7% к обороту (3% в госбюджет, 3% б местный бюджет, 1% в помощь голодающим). Уже в 1923 г. это явно завышенное обложение было снижено вдвое и дифференцировано по отраслям и формам собственности

    Осуществленная  в 1922 г. реформа проводила в жизнь  принцип равного обложения всех видов торговых и промышленных предприятий, независимо от их социальной природы. Последующая практика внесла, однако, свои изменения.

    Акцизы  в 20-х годах также существовали. Это были акцизы на соль, сахар, керосин  спички, текстиль, чай, кофе и, наконец, на водку, и некоторые другие товары. Увеличение продажи водки привело во второй половине 20-х годов к резкому возрастанию удельного веса акцизов в общем объеме доводов государственного бюджета.

    Вторым  важным налогом на городское население  в тот период, как уже говорилось, был налог подоходно-поимущественный, представлявший собой, подобно промысловому налогу, сложный агрегат, состоящий из двух самостоятельных частей подоходного и поимущественного обложения. Подоходно-поимущественным налогом облагались не только физические, но и юридические лица: товарищества, акционерные общества и т.д. Словом, поимущественное обложение представляло собой прежде всего налог на капитал.

    Обложение частных предприятии, было разнообразным. Они облагались в зависимости от оборота, от капитала, от дохода. Само по себе разнообразие форм обложения не порок; придостаточно умеренным ставкам, оно позволяет уловить и отразить налогоспособность предприятия. Недостатки системы налогообложения 20-х годов заключались не в ее многообразии, а в ее чрезмерности и необоснованной прогрессии обложения, в произвольном применении норм обложения на местах.

    Поимущественное обложение (т.е. обложение капитала) прогрессивно возрастало по мере роста  размера имущества. В результате всякое слияние капиталов, создание товариществ, акционерных обществ вело к удвоению и утроению обложения, приходящегося на каждого участника общества или товарищества.

    Необходимо  также упомянуть и о налоге на сверхприбыль, установленном летом 1926 г. в дополнение к подоходному налогу. Налог на сверхприбыль был объявлен временным и преследовал цель изъятия из частного хозяйства максимум прибыли, осевшей в нем за период 1925-1926 гг. Размеры обложения налогом на сверхприбыль определялись пропорционально возрастанию доходности облагаемых лиц с одного полугодия на другое и ограничивались 50% подоходного налога за этот же период.

    Рентный налог в городах состоял из двух частей: основной ренты и дополнительной ренты. Основная рента взималась  в размере средней доходности сельскохозяйственных угодий в данной местности. Дополнительная рента с городских земель взималась в зависимости от доходности строений, возведенных на этой земле. Она варьировалась в зависимости от местонахождения участка (в центре города она повышалась) и была, как правило, в несколько раз выше ренты основной. В 90-е гг. введение рентного налога могло бы воспрепятствовать бесхозяйственному отношению к земле.

    Говоря  о налоговой системе нэпа нужно  упомянуть о таком ее существенном элементе, как гербовый сбор. Казалось бы, гербовая пошлина существует и поныне, взимается за услуги государственных учреждений гражданам, и, следовательно, особой проблемы здесь нет. Нужно, однако, принять во внимание, что специфика гербового сбора, в 20-х годах заключается в том, что им были обложены не только услуги, оказываемые гражданам, но и, что самое главное внутрихозяйственный документооборот. А именно гербовым сбором облагались векселя, акции, облигации, договора о поставках, подрядах, страховании, торговые сделки и т.д. От гербового сбора были освобождены лишь правительственные учреждения, но не государственные хозяйственные организации и предприятия.

    Помимо  выше указанных основных налогов  в период нэпа существовал и ряд  более мелких платежей.

    С переходом к нэпу были провозглашены имущественные права граждан, охраняемые законом, и права наследования в пределах общей стоимости наследства до 10000 руб. золотом. В связи с этим была установлена наследственная пошлина от 1 до 4% от стоимости каждой доли наследованного имущества, получаемой каждым наследником в отдельности. От уплаты пошлины освобождались те наследники, чья доля имущества стоила меньше 1000 руб. золотом. Для нетрудовых элементов, не имеющих возможности служить в Красной Армии, в 1925 г. был введен специальный военный налог, который платили, а численные в тыловое ополчение. Налог уплачивался мужчинами от 21 до 40 лет. В течении первых двух лет налог взимался в повышенном размере - 25% от окладов подоходного или сельскохозяйственного налогов, уплачиваемых этими лицами, но не менее 100 руб. в с плательщика подоходного и 50 руб. с плательщика сельхозналога.

    Серьезное финансовое значение имел также введенный  в 1922 г. квартирный налог. Его ставки были дифференцированы в зависимости  от социального положения граждан.

    Реформа 1930 г. положила конец налоговой системе НЭПа. К 1930 г уже был ликвидирован частный сектор в промышленности и торговле и утратила свое значение вся сложная система налогообложения частного сектора. Гибло индивидуальное крестьянское хозяйство, по отношению к нему уже не действовали никакие юридические нормы, в том числе и нормы налогообложения, государство встало на путь пренебрежения законами и экспроприации собственности своих граждан.

    Основные  направления налоговой реформы 1930 г. сводились к следующему. Во-первых, акциз и промысловый налог сливались в единый налог с оборота (об этом шла речь выше). Во-вторых, налоги, уплачиваемые государственными предприятиями, консолидировались в единый платеж - отчисления от прибыли и этот платеж отождествлялся, сливался с ведомственным распределением прибыли, т.е, строго говоря, переставал быть налогом.

    В ходе реформы 1930 г. исчезли также  такие важнейшие формы налогообложения, как рента с городских земель и гербовый сбор с внутрихозяйственных  операций. Кредитная реформа, начатая в январе 1930 г., ликвидировала такой важнейший документ внутрихозяйственного оборота, как вексель; рынок "окостеневал" и разрушался, его заменяло централизованное распределение. Прибыль перестала быть стимулом производства. Предприятия были заинтересованы в получении ассигновании, которые могли превышать прибыль.

    3. Система налогов  и сборов России  советского периода

    Классовый характер марксистского учения о  государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения, товарно- денежных отношениях был положен в основу реформирования производственных отношений в СССР начиная с конца 20-х годов. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от пути налоговых преобразований, по которому пошли США, Великобритания, Германия, Франция, Япония.

    Экономическая мысль о налогах советского периода сводилась к констатации текущих событий, рекомендации вырабатывались в соответствии с резолюциями партийных съездов, всецело определявших финансовую политику. Советские ученые утверждали, что социалистическая система хозяйствования обеспечивала государственному бюджету принципиально иные источники доходов, чем система капитализма. Налоги перестают здесь быть экономическим воплощением существования государства. Государство в условиях социализма опирается на всю постоянно растущую в своем объеме социалистическую собственность и социалистическое производство, поэтому оно получает основную часть доходов от социалистического хозяйства.

Информация о работе Система налогов и сборов России советского периода