Социально-экономический аспект НДС

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:03, реферат

Описание работы

Быстрое кажущееся совершенно беспрепятственным распространение налога на добавленную стоимость – это самое важное и поразительное достижение двадцатого века в сфере налогообложения. Еще сорок лет назад мало кто знал об этом налоге, информацию о нем можно было подчеркнуть только из научных трактатов. А сейчас 70% населения Земли, проживает в странах применяющих НДС, и поступления этого налога составляют почти четверть всех государственных доходов в мире. В последние десять лет этот налог стал распространяться особенно широко. Будучи в первое время уделом только развитых стран Европы и Латинской Америки, он постепенно превратился в основной элемент налоговых систем развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Работа содержит 1 файл

Содержани1.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

      Особенностью  НДС, отличающей его от других и не только косвенных налогов, является возмещение государством суммы налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг). Эта особенность определяет механизм формирования налоговых доходов бюджета в части НДС.

      Основной  недостаток НДС заключается в  его неравномерности и обременительности  для малоимущих слоев населения, так как тяжесть обложения налогом обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большая часть его направляется на потребление. Поскольку с ростом доходов доля НДС в доходе его реального плательщика уменьшается, НДС можно относить к группе регрессивных налогов. Проблема регрессивности как раз и состоит в том, что НДС затрагивает значительную долю дохода малообеспеченного человека. Тот же, кто получает высокие доходы, часть этих доходов сберегает, и они не облагаются НДС. Например, имеются два человека: у одного доход 5000 руб., а у другого - 25 ООО руб. Они оба потратят на потребление по 5000 руб. и при этом уплатят по 1000 руб. НДС. Но в доходе первого сумма налога составит 20%, а в доходе второго - 4%. Поскольку налог охватывает подавляющее большинство товаров, работ, услуг, то сложно уклониться от роста цен, связанного с введением налога или повышением его ставки путем переориентации расходов на потребление необлагаемых налогом товаров, работ, услуг, т.е. цены которых не включают сумму НДС. 
 
 
 
 

      Заключение

     1) Налог на добавленную стоимость  имеет широкую налоговую базу, взимаемый с добавленной стоимости реализуемой продукции и охватывающий, по меньшей мере, стадию производства; с регулярным вычетом налога, уплаченного за приобретенные товары и услуги (за исключением, возможно, основных средств), из налога, включаемого в добавленную стоимость реализуемой продукции. НДС впервые был введен почти 50 лет назад. Его часто называют «европейским налогом». Сегодня НДС является важнейшим источником налоговых поступлений более чем в 120 странах, население  которых составляет примерно 70 % общей численности  населения Земли.

      2) В России этот новый вид  налога был введен в 1992 году  для  замены двух ранее действовавших  налогов (с оборота и продаж). При этом необходимость его введения в Российской Федерации была обоснована рядом факторов:  пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях; создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики; присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.

     3) Сегодня этот налог стал первым среди доходных источников федерального бюджета Российской Федерации, и он уверенно занимает там место (около 35% доходов бюджета). При этом НДС является косвенным федеральным налогом со 100% зачислением в федеральный бюджет.

     4) Кроме России, налог на добавленную  стоимость является одним из  ключевых налогов в современной  налоговой системе большинства  стран мира. Он взимается более чем в 50 странах. При этом существует разнообразная практика применения НДС. Сравнительный анализ международного опыта взимания налога на добавленную стоимость показывает, что в большинстве развитых стран мира с современными системами НДС налог взимается по единой ставке, с применением метода возмещения и счетов-фактур, метода начислений при определении момента возникновения налоговых обязательств, а также принципа страны назначения при налогообложении экспортно-импортных операций. Также во многих странах мира действует порядок добровольной регистрации предприятий в качестве плательщиков НДС в случае, если их оборот в установленный период не превышает законодательно утвержденной суммы. Для малых предприятий, критерием для определения которых является, как правило, величина годового оборота, во многих странах действуют особые правила уплаты налога на добавленную стоимость.

      5) В  российской практике система  взимания НДС имеет свои особенности.  Рассмотрев пример взимания НДС  на конкретном предприятии, можно сказать, что НДС имеет очень устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Но выделение налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается.

      6) Налог на добавленную стоимость вошел в налоговую систему Российской Федерации 6 декабря 1992 год, когда был принят Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". С тех пор он претерпел много изменений и сегодня он регламентируется  главой 21 Налогового кодекса РФ, вступивший в силу с 1 января 2001г. В результате, накопив определенный опыт, можно сказать, что он имеет свои достоинства и недостатки. С его помощью не удалось сразу решить все финансовые проблемы, накопившиеся в стране. Да это вряд ли было возможно, так как решить их может только масштабный комплекс мер. Но в целом он имеет позитивное значение и будет функционировать в России в обозримом будущем.

      7) На основе проведенного анализа тенденций начисления и уплаты НДС в России за последние три года 2001-2003 было установлено, что наблюдается  рост объемов, как начисленного налога, так и налоговых вычетов, что в свою очередь свидетельствует не только об экономическом росте, но и о росте уклонения от налогообложения.

      8) Особенно в настоящее время широкое распространение получил способ минимизации налоговых обязательств с применением фирм-однодневок. Для борьбы с этим способом обсуждается возможность введения в 2004 году специальных банковских счетов (или НДС-счетов), основным назначением которых будет проведение расчетов по налогу на добавленную стоимость между налогоплательщиками, а также между налогоплательщиками и бюджетом. Сегодня Болгария - единственная страна в мире, где введены НДС-счета. Помимо использования фирм однодневок, существуют и другие способы уклонения от налогообложения и для борьбы с ними нужно искать не только конкретные меры, но и  продолжать дальнейшее реформирование системы НДС в России.

      9) Исходя из проведенного в работе анализа сущности и роли НДС в мире, а также на основе исследования международного и отечественного опыта взимания НДС, можно сформулировать ряд рекомендаций по реформированию системы НДС в Российской Федерации. Среди основных предложений следует выделить отказ от пониженной ставки налога и переход на единую ставку, расширение базы налога и отмена большинства несоциальных льгот по налогу, переход на метод начислений при определении момента возникновения обязательств по налогу, введение метода возмещения при исчислении обязательств по НДС в торговле. Кроме того, следует разработать особый порядок налогообложения малых предприятий т.д.

 

Литература

1. Налоговый  кодекс РФ. Часть 1 и 2. М.:Омега-Л, 2003г.

2. Закон  РСФСР "О налоге на добавленную стоимость" №1992-1 от 6.12.1992 (утратил силу)

3. Алексашенко  С.Н. Западноевропейская практика  использования НДС// Экономические  науки, 1991, № 6.

4. Караваева И.В. Эволюция налога на добавленную стоимость в налоговой теории и практике/ Право и экономика, 1996, № 9.

5. Комментарий  к Налоговому кодексу РФ (части  первой и второй)/Под.ред. Р.Ф.Захаравой.- М.: Аналитика-Пресс, 2001.

6. Система налогов и сборов России/ Под.ред. А.Н.Козырина.- СПб.:Питер, 2004.

7. Ракатина М.Ю. Налог на добавленную стоимость// Российский налоговый курьер, 2002, №4.

8. Тимофеева О.А. Налог на добавленную стоимость. Опыт зарубежных стран. Франция// Экономическая газета, 1992, № 2.

9. Толкушкин А.В. История налогов в России.- М.: Юристь, 2001.

10. Финансы и кредит СССР/ под ред. Л.А. Дробозиной.-М.: Финансы и статистика, 1988.

11. Эбрилл Л., Кин М., Ж.-П. Боден, В. Саммерс. Современный НДС- М.: Весь Мир, 2003.


Информация о работе Социально-экономический аспект НДС