Совершенствование развития системы налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение исчисления и уплаты акциза на нефтепродукты, совершенствование развития системы налогообложения акцизов.
При написании данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические аспекты исчисления и уплаты акциз; порядок исчисления и уплаты акциз на нефтепродукты; изучить экономическое содержание акциз и их взимание; выявить проблемы системы развития налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗ 5
1.1 История становления налога в СССР и в современной РФ 5
1.2 Экономическое содержание акцизов и механизм взимания 13
1.3 Место акциза в налоговой системе страны ФРГ 15
2 ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗА НА НЕФТЕПРОДУКТЫ
2.1 Формирование налоговой базы по акцизам на нефтепродукты 18
2.2 Расчет и уплата акциза на нефтепродукты 22
2.3 Порядок заполнения декларации по акцизам на нефтепродукты в организациях с обособленными подразделениями на примере ООО Актив 34
3 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗОВ………………………………………………………………………..35
3.1 Перспективы развития системы налогообложения акцизов……….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

курсач налоги2.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗ      5                        

      1.1 История становления налога в СССР и в современной  РФ               5                         

      1.2 Экономическое содержание акцизов и механизм взимания          13

      1.3 Место акциза в налоговой системе страны ФРГ                               15

2 ПОРЯДОК  ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗА НА НЕФТЕПРОДУКТЫ                                                                                                                                                                                       

      2.1 Формирование налоговой базы по акцизам на нефтепродукты       18

      2.2 Расчет и уплата акциза на нефтепродукты                                        22

      2.3 Порядок заполнения декларации по акцизам на нефтепродукты в организациях с обособленными подразделениями на примере ООО Актив 34

3 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ  РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ      АКЦИЗОВ………………………………………………………………………..35

      3.1 Перспективы развития системы налогообложения акцизов……….42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Акциз – является косвенным налогом. Он устанавливается на отдельные виды товаров. И как любой косвенный  налог включается в цену товара.

     Известно, что акцизы являются одной из древних форм налогообложения. Первое упоминание об акцизах относится к эпохе Древнего Рима. Новый этап восстановления акцизов в Российской Федерации связан с переходом к рыночным отношениям и становлением налоговой системы, а также принятием Налогового кодекса РФ. В процессе перехода к рыночным условиям хозяйствования Россия встала перед сложной проблемой формирования налоговой системы, отвечающей как задачам продвижения экономики по пути рыночных преобразований, так и обеспечивающей адекватный масштабам российского государства фискальный эффект. За годы реформ в современной России сложилась своеобразная налоговая система с ярко выраженной ориентацией на косвенное налогообложение: на протяжении последнего десятилетия доля косвенных налогов в налоговых поступлениях федерального бюджета составляла не менее 70%. Прежде всего, это объяснялось отсутствием объективной возможности отдавать приоритет прямым налогам при формировании налоговой системы из-за недостаточной базы для их взимания. Низкий уровень благосостояния основной части населения, глубокий кризис многих отраслей и производств не позволяли государству при формировании бюджетных назначений ориентироваться на прямое налогообложение. В связи с этим на начальных этапах образования современной налоговой системы в РФ предпочтение было отдано косвенным налогам, во многих странах мира получившим широкое распространение благодаря ощутимым фискальным выгодам и высокой скорости мобилизации доходов бюджета. [8]

     Одним из первых косвенных налогов налоговой системы реформированной России явился акциз на отдельные товары потребления и некоторые виды минерального сырья, введенный в России с 01.01.1992 г., наряду с универсальным акцизом НДС. В 1992 - 2002 г.г. акцизам (универсальному - НДС в совокупности с подтоварными акцизами) принадлежала существенная роль в формировании.[5]

     Мировой опыт применения акцизов свидетельствует  об успешной практике использования  данного налога, в частности, в  борьбе с некоторыми отрицательными социально-экономическими явлениями, такими, например, как употребление населением социально опасных товаров (алкогольной продукции, табачных изделий). В России алкогольная продукция является подакцизной, как и во многих странах мира. Однако применявшаяся в последние годы акцизная политика, направленная в первую очередь на постоянное увеличение государственных доходов за счет косвенных налогов, не только не способствовала сокращению потребления крепких алкогольных напитков, но на некоторых этапах экономического развития алкогольной отрасли приводила к спаду легального производства при одновременном росте продаж нелегального алкоголя. В итоге на практике повышение ставок акциза приводило к прямо противоположному эффекту: поступления в бюджет снижались вследствие спада легального.

  Сложившаяся на сегодня в России система акцизного налогообложения характеризуется громоздкостью, является малопонятной для налогоплательщика, требует больших расходов по налоговому администрированию со стороны государства. При этом сформированный в РФ механизм взимания акциза не имеет четкого экономического обоснования, основанного на содержании данного налога, что в ряде случаев приводит к искажению объекта акцизного налогообложения, порождает массу возможностей для недобросовестных налогоплательщиков для ухода от налогообложения, стимулирует развитие «теневого» бизнеса. В ряде случаев применяемая система акцизного налогообложения допускает неоднократное взимание налога с одного и того же объекта. Много вопросов вызывает содержание и экономическая обоснованность действующего перечня подакцизной продукции, политика формирования ставок.

     К сожалению, теоретические и практические аспекты воздействия акцизного  налогообложения на развитие сферы  производства и потребления тех  или иных товаров, вопросы повышения  регулирующего значения косвенного налогообложения остаются до настоящего времени слабо разработанными. Не уделяется достаточного внимания изучению экономического содержания косвенных налогов, природы акцизного налогообложения, возможности использования альтернативных вариантов налогообложения товаров, включенных.

     Целью данной курсовой работы является изучение исчисления и уплаты акциза на нефтепродукты, совершенствование развития системы  налогообложения акцизов.

     При написании данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические аспекты исчисления и уплаты  акциз; порядок исчисления и уплаты акциз на нефтепродукты; изучить экономическое содержание акциз и их взимание; выявить проблемы системы развития налогообложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗ 

1.1 История  становления налога в СССР  и современной  РФ                   
 

     История налогообложения в России — сложное  переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в  большей или меньшей мере и для других стран. В значительной мере они сохранены и в современной России.[6]

     Первым  известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных  лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 году.[8]

     К более поздним относится упоминание об элементах налогообложения в виде некоторого прообраза подушной подати, относимое к 1016 году. На протяжении XIII века в различных княжествах проводятся переписи населения с целью определения, как мы сейчас говорим, налоговой базы и более полного сбора дани. Так, в 1245 году ордынцы проводят перепись населения Великого Киевского княжества, в 1257 году переписано население Суздальской, Рязанской и Муромской земель, в 1259 году проведена перепись Новгородских земель. Собираемая на основе переписей дань постепенно сосредоточивается в руках великого князя.[8]

     Налоги  Советской России в эпоху «военного  коммунизма», налоговая система  во время нэпа в 1922—1929 гг. Основными  источниками доходов бюджета  в первые годы советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы.

     8 ноября (26 октября) 1917 г. в составе  наркоматов учрежден Народный  комиссариат финансов (Наркомфин)  — центральный орган государственного  управления отдельной сферой деятельности или отдельной отраслью народного хозяйства.

     Одним из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции  стало принятие Декрета Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов». Декретом предусматривались твердые сроки уплаты налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты «вплоть до расстрела».

     В условиях диктатуры пролетариата налогообложение  и налоговое право стали средством  классовой борьбы. Так, Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНК от 30 октября 1918 года введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов денежные средства и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны». Взимался этот налог по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была «производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян». Городская и деревенская беднота полностью от уплаты налога освобождалась. Впрочем, экономический и политический эффект налога был невелик — вместо 10 было собрано около 1,5 млрд. руб.[8]

     Главным источником доходов местных бюджетов в этот период стал разовый сбор за торговлю, первоначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 3 декабря 1918 г. На основании принятых в 1919, 1921 и 1922 гг. декретов об изменении перечня местных налогов и сборов местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогом продажу товаров вразнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке.

     Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 г. В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной.

     Переход к нэпу обусловил возрождение  налоговой системы, повторившей  в общих чертах налоговую систему  дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.

     Вместе  с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного  и культурно-бытового строительства.

     Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль.

       Налоговая реформа 1930—1932 гг. В  соответствии с постановлением  ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа. В ходе этой реформы была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложения во многом утратили значение для бюджета.

     Изменения в налоговом законодательстве СССР в 1941—1965 гг. Во время войны действовала система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период. Но в связи с дополнительными потребностями бюджета указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. введены новые налоги и сборы с населения: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР; военный налог; сбор с владельцев скота; сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.[8]

     Самый экзотический из применявшихся в  СССР налогов — на холостяков, одиноких и малосемейных граждан — был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям. Он был призван способствовать росту населения страны. Этот налог не имеет аналогов в истории и, кроме СССР, был установлен только в Монголии. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990-х годов.

     В послевоенный период происходило постепенное  замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным  из них было перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40% доходной части бюджета СССР. Кроме того, определенные особенности налогово-правового статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов могли взыскиваться только через народный суд. Взыскание же задолженности с предприятий и организаций финансовые органы осуществляли во внесудебном порядке. В литературе это объяснялось различной природой финансовых ресурсов (форм собственности). Ведь ресурсы организаций и предприятий были всенародной собственностью, а колхозов — групповой, колхозно-кооперативной.

Информация о работе Совершенствование развития системы налогообложения