Совершенствование развития системы налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение исчисления и уплаты акциза на нефтепродукты, совершенствование развития системы налогообложения акцизов.
При написании данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические аспекты исчисления и уплаты акциз; порядок исчисления и уплаты акциз на нефтепродукты; изучить экономическое содержание акциз и их взимание; выявить проблемы системы развития налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗ 5
1.1 История становления налога в СССР и в современной РФ 5
1.2 Экономическое содержание акцизов и механизм взимания 13
1.3 Место акциза в налоговой системе страны ФРГ 15
2 ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗА НА НЕФТЕПРОДУКТЫ
2.1 Формирование налоговой базы по акцизам на нефтепродукты 18
2.2 Расчет и уплата акциза на нефтепродукты 22
2.3 Порядок заполнения декларации по акцизам на нефтепродукты в организациях с обособленными подразделениями на примере ООО Актив 34
3 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗОВ………………………………………………………………………..35
3.1 Перспективы развития системы налогообложения акцизов……….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

курсач налоги2.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

     В 1960-е годы существенный поворот «вокруг  собственной оси» произошел в сфере налоговой идеологии. По инициативе Н.С. Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь было намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с заработной платы трудящихся. Для этого был принят специальный законодательный акт — Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих».

     Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг. В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

     В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение  или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.

     Доходы  от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в  зависимости от их суммы и с  учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

     Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа  системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:

     Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»;

     постановления Совета Министров СССР:

     «О  порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и  организаций СССР и других стран  — членов СЭВ» от 13 января 1987 г.;

     «О  порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий  с участием советских организаций  и фирм капиталистических и развивающихся  стран»;

     Указ  Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий»;

     постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической  деятельности государственных, кооперативных  и иных общественных предприятий, объединений  и организаций».

     Указом  Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с  владельцев транспортных средств. В  последующие годы издан целый  ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые  впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.

     Были  внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения  граждан (физических лиц). В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.

     В 1991 г. налогообложение и налоговое  законодательство использовалось бывшими  союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные  налоги. Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения: Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет».

     В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная  налоговая инспекция, которая через  год стала Государственной налоговой  службой (с 1998 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. — Федеральная налоговая служба). Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

     Становление налоговой системы современной  России. Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г.

     Законами  Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный  налог и налоги, зачисляемые в  дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.

     Был принят Закон Российской Федерации  от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.[4]

     Кроме того, в 1992 г. было создано Главное  управление налоговых расследований  при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное  через год в самостоятельный  правоохранительный орган в сфере  налогообложения — Федеральную  службу налоговой полиции России.

     В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные  главы второй. В настоящее время  продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих налогах.

     В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой  полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.

     В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных  органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.

     Российская  история акцизов связана в  основном с налогообложением таких  товарных групп, как соль, алкогольные  напитки табак, сахар, нефтепродукты. Объемы акцизных поступлений в бюджет достигали весомых размеров, особенно быстро росли они во второй половине XIX века.

     Еще одной предпосылкой возникновения  акцизов является потребность перераспределения  высоких доходов от изготовления и реализации отдельных видов  продукции, в том числе товаров на производство (добычу) которых государство имеет монополию. По этой причине возникли, например, акцизы на нефть и природный газ. Следовательно, кроме фискальной функции акцизы призваны осуществлять регулирование объемов реализации и потребления отдельных групп товаров.[7]

     Таким образом, акцизы являются представителями  косвенных налогов, включаются в  цену товара и перелагаются в результате на конечного потребителя. Индивидуальные акцизы используются в современных  налоговых системах практически  всех стран мира. Это обусловлено их высоким фискальным эффектом и способностью регулировать потребление отдельных товаров, перераспределять доходы высокооплачиваемых слоев населения и доходы от производства и реализации определенных видов продукции (нефть, природный газ, нефтепродукты). 
 

1.2 Экономическое содержание акцизов и механизм взимания 
 

     Акцизы - относятся к косвенным и общегосударственным  налогам, входят в группу налогов  на потребление.

     Экономическое содержание и значение акцизов заключается  в следующем. Обложение акцизами отдельных товаров оказывает значительное влияние на условия производства и потребления данных товаров.[6] В сфере потребления происходит удорожание подакцизных товаров, что заставляет потребителей сокращать свой спрос на них. Этого, кстати, и добивается государство, облагая акцизами товары повышенного спроса и регулируя тем самым спрос потребителей. В сфере производства происходят следующие процессы: так как спрос на подакцизные товары сокращается, то производители вынужденно выпускают относительно меньшее количество продукции. В результате чего часть материальных, трудовых, денежных ресурсов может перетекать из этих отраслей в другие, что создает предпосылки изменения структуры производства. В настоящее время акцизам, как составной части общей налоговой политики, уделяется большое внимание. Они используются для увеличения доходов бюджета, корректировки прогрессивного подоходного налогообложения, в целях протекционизма, а также для ограничения отрицательного влияния отдельных видов производства на природу и стимулирование спроса на отдельные товары.

     Теоретическую основу налогов составляют их элементы. Каждый налог содержит следующие  основные элементы: субъект, объект, источник обложения, налоговую ставку, налоговую базу, налоговые льготы, налоговый период.

     Субъект налога или налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, на которое  законом возложена обязанность  уплачивать налог.

     Объект  налога – предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из объекта. Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.

     Источник  налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог.

     Налоговая база – это стоимостная, количественная или физическая характеристика объекта  налогообложения.

     Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы. Различают процентную ставку (адвалорная) и твердые ставки ( специфические).

     Налоговые льготы – полное или частичное  освобождение от налогов субъекта в  соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

     Налоговый период – это календарный год  или иной период времени по истечении  которого рассчитывается и уплачивается налог.

     Способы взимания налога. В налоговой практике существуют три способа взимания налогов:

     – кадастровый:

     – изъятие налога до/после получения  дохода (владельцем по декларации).

     Основной  причиной взимания акциза на нефтепродукты  помимо решения фискальной задачи, является изъятие сверхдоходов у производителей. Кроме того, акцизы на нефтепродукты призваны выполнять экологическую функцию, стимулируя потребление более качественных его видов. В России система акцизного обложения, в частности автомобильного бензина, ориентирована на фискальный эффект. Поэтому при установлении твердых ставок на бензин, вопреки мировой практике дифференциации специфических ставок акциза в целях стимулирования производства и потребления боле качественных товаров, главой 22 НК РФ на марки бензина

с высоким  октановым числом установлена ставка акциза в 1,37 раза выше, чем на менее качественные его виды. 

     1.3 Место акциза в налоговой системе страны ФРГ 
 

     Немецкие  акцизы сходны с российскими акцизами. Например, в Германии, так же как и в России, начисляются акцизы на табак и на алкоголь. Есть и отличия: в Германии взимаются «кофейные» и «электрические» акцизы, а в России таких платежей нет.[12]

     В этой стране акцизами облагаются подакцизные  товары, которые находятся в обороте  и потребляются на налоговой территории. Налоговая территория — это вся  территория ФРГ и свободные порты. Не входят в нее территория Бюзинген и острова Хелголанд.[9]

Информация о работе Совершенствование развития системы налогообложения