Современные бюджетно-налоговые отношения на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 02:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение взаимоотношений предприятий с бюджетом, анализ влияние налогообложения на экономическое состояние предприятия на примере ПК «Монолиттранс» и разработка предложений по совершенствованию налогообложения.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и классификацию налогов, уплачиваемых юридическими лицами;
2. провести анализ налоговых платежей;
3. разработать направления совершенствования налоговой системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…...3
1 . Сущность и функции налогов и их роль в формировании доходов бюджета.5
1.1.Понятие и сущность налогов, их функции…………………………………...5
1.2. Классификация налогов, их виды и распределение…………….……….....9
2. Состав, структура и динамика налоговых доходов Республики Беларусь…12
3. Современные бюджетно-налоговые отношения на современном этапе……27
Заключение…………………………………………………………….………….35
Список использованных источников…………………………….….…………..37

Работа содержит 9 файлов

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

глава 1.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

глава 2.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

*без учета ФСЗН

Отметим, что в 2005 году централизация ресурсов республиканского бюджета  в  ВВП  в сопоставимой  с 2001 годом  структуре (т.е. в структуре доходов бюджета 2001 года)  составила  34,6%.  Этот  показатель свидетельствует о выполнении  параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, в соответствии с которой  уровень централизации в консолидированном бюджете к 2005 году необходимо было снизить до 35-37%  ВВП.

Одним из факторов повышения  уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности  доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за  2005 год  энергетичность доходов составила 1,106, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов республиканского бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на  11,7 п.п.),  и,  во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более  чем на единицу (для сравнения отметим, что за 2004 год энергетичность доходов  составила  1,04).

Необходимо отметить, что если дебиторская задолженность  консолидированному бюджету на 1 января 2006 года сложилась в сумме  281,7 млрд. руб.,  то  кредиторская задолженность республиканского бюджета составила  228,9 млрд. руб., т.е. чистая дебиторская задолженность бюджета  равна  52,8  млрд. руб.,  или  0,2% от доходов республиканского бюджета  за  2003 г.  Для сравнения проанализируем данный агрегат за последние  пять  лет, табл. 2.4[46].

Таблица 2.4. Динамика  чистой кредиторской задолженности республиканского бюджета

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005*

Дебиторская задолженность консолид. бюджету на конец года, млрд. руб.

134,2

218,6

250,0

235,2

281,7

Кредиторская задолженность консолид. бюджета на конец года, млрд. руб.

312,6

243,6

227,3

171,1

228,9

Чистая кредиторская задолженность  бюджета:   

-  в млрд. рублей

178,4

25,0

     

Чистая дебиторская задолженность бюджета:   

-  в млрд. рублей

   

22,7

64,1

52,8

- в процентах к доходам 

республиканского бюджета (без  ФСЗН)

3,1

0,3

0,2

0,4

0,2


*до заключительных оборотов 

 

В разрезе основных налогов  структура республиканского бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) за 2001-2005 годы по основным налогам представлена в табл. 4.  В 2005  году  по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре республиканского бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%,  прямые налоги на доходы и прибыль –  с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился –  10,3%, акцизы сократились – с 8,2%  до 7,5%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций  также вырос  - с 8% до 9,2%, а вот доли текущих и капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей сократились на 0,2 и 0,1 п.п[46].

Таблица 2.5. Динамика структуры  доходов республиканского

 бюджета за 2001-2005 гг., %

Показатели

2001

2002

2003

2004

2005

НДС

30,7

30,2

28,8

27,9

32,1

 

Налоги на доходы и прибыль

16,6

12,7

13,4

15,6

16,1

 

Подоходный налог

11,3

10,8

10,2

10,3

10,3

 

Акцизы

9,4

8,3

8,4

8,2

7,5

 

Доходы от  внешней торговли

6,4

7,3

9,6

8,0

9,2

 

Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи

5,3

5,3

6,0

6,9

6,7

 

Капитальные неналоговые доходы 

1,3

6,3

0,5

0,2

0,1

 

Прочие поступления в бюджет

19,1

19,1

23,1

22,9

18,0

 

Итого доходов  (без доходов  гос. целевых бюджетных и внебюджетных   фондов и ФСЗН)

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

 

 

Для того,  чтобы  показать количественное влияние основных налогов на величину общей налоговой нагрузки, были проведены расчеты их удельного веса в текущем и реальном выражении в соответствующих налоговых  базах  за январь-декабрь 2005 г. по сравнению с январем-декабрем 2004 года,  табл. 2.6.

Таблица 2.6. Динамика налогового бремени по основным поступлениям в  бюджет за  январь-декабрь  2004-2005 гг.

 

В текущих ценах 

2005 г. к

 
 

2004 год

2005 год

2005 г. к

2004 г., %

 
 

млрд. руб.

млрд. руб.

2004 г., %

(реал. выр.)

 
 

НДС

3814,6

5892,3

154,5

140,0

 

 Удельный вес в ВВП, %

7,6

9,3

   
 

 Удельный вес в выручке  от реализации, %

2,6

4,9

   
 

Акцизы

1121,6

1367,8

121,9

110,6

 

 Удельный вес в ВВП, %

2,2

2,1

   
 

 Удельный вес в выручке  от реализации, %

0,8

1,1

   
 

Доходы от внешней торговли и  внешнеэкономических 

1094,8

1682,3

153,7

139,3

 

операций

       
 

 Удельный вес в ВВП, %

2,2

2,6

   
 

 Удельный вес в выручке  от реализации, %

0,7

1,4

   
 

Прямые налоги на доходы и 

2135,0

2944,5

137,9

125,0

 

прибыль  с юридических лиц

       
 

 Удельный вес в ВВП, %

4,3

4,6

   
 

 Удельный вес в выручке  от реализации, %

1,4

2,5

   
 

 Удельный вес в  прибыли до налогообложения, %

30,6

29,6

   
 

Чрезвычайный налог

391,2

401,5

102,6

93,0

 

 Удельный вес в ВВП, %

0,8

0,6

   
 

 Удельный вес в выручке  от реализации, %

0,3

0,3

   
 

 Удельный вес в фонде оплаты  труда, %

2,4

1,8

   
 

Подоходный налог

1403,8

1882,8

134,1

121,6

 

 Удельный вес в ВВП, %

2,8

3,0

   
 

 Удельный вес в выручке от реализации, %

0,9

1,6

   
 

 Удельный вес в фонде оплаты  труда, %

8,5

8,5

   
 

Итого доходов  (без доходов государственных

13677,9

18345,1

134,1

121,6

 

целевых  бюджетных и внебюджетных  фондов)

       
 

 Удельный вес в ВВП, %

27,4

28,8

   
 

Доходы госуд. целевых бюджетных  и внебюджетных фондов

2991,1

5068,5

169,5

153,6

 

 Удельный вес в ВВП, %

6,0

8,0

   
 

Итого доходов  (с доходами государственных

16669,1

23413,6

140,5

127,3

 

целевых бюджетных  и внебюджетных  фондов, без ФСЗН)

     
 

 Удельный вес в ВВП, %

33,3

36,8

   
           
 

Налогооблагаемые базы:

       
 

ВВП

49991,8

63678,9

127,4

109,2

 

Выручка от реализации

148319,4

119805,7

123,8

112,2

 

Прибыль до налогообложения

6979,8

9958,0

142,7

129,3

 

Фонд оплаты труда 

16460,7

22076,4

134,1

121,6


Таким образом, что реальный рост доходов бюджета в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 26,4%. При этом  в реальном выражении доходы бюджета (без доходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных  фондов)  увеличились  на 21,6%. Реальный рост наблюдался по всем выбранным налогам за исключением чрезвычайного: по НДС  - на  40%,   по акцизам – на 10,6%, прямым налогам на доходы и прибыль с юридических лиц - на 25%, по подоходному - на 21,6%, по доходам от ВЭД - на 39,3%. В  реальном исчислении по сравнению с 2004 годом сократились поступления в 2005 году по чрезвычайному налогу -  на  7% (при сокращении номинальной ставки этого налога на четверть - с 4% в 2004 году до 3% в 2005 году).  Увеличение доли  доходов бюджета в ВВП за 2005 год наряду с включением в его состав инновационных фондов  обусловлено ростом удельных весов поступлений доходов от НДС, внешней торговли и внешнеэкономических операций, прямых налогов на доходы и прибыль, подоходного налога.

В 2006 году макроэкономическая ситуация характеризовалась высокой деловой и инвестиционной активностью в большинстве отраслей экономики, замедлением инфляционных процессов, ростом уровня занятости и реальных денежных доходов населения, а также увеличением объемов внешней торговли. Высокие темпы экономического роста, превысившие прогнозные параметры, улучшение финансового состояния организаций и предприятий способствовали более высокому, чем планировалось, росту доходов консолидированного бюджета. Наряду с продуманной политикой государственных расходов это позволило сформировать бюджет с профицитом и тем самым ослабить инфляционное давление на экономику.

В январе-декабре 2006 года в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 38,4 трлн. рублей доходов  с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 102,3% годового плана. Из них на долю НДС, налога на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,7%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 37,3 трлн. рублей, что составляет 95,8% годового плана. В реальном выражении это на 14% больше, чем за январь-декабрь 2005 года при реальном росте доходов на 16,4%. Профицит консолидированного бюджета за январь-декабрь 2006 года составил 1,1 трлн. рублей, или 1,4% к ВВП (за январь-декабрь 2005 года профицит - 0,4% к ВВП), приложение.

Данные анализа налоговых  поступлений свидетельствуют о  том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки и ФСЗН) в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась с 47,8 до 48,8%, или на 1 п.п. При этом удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП вырос с 47,4 до 48,5% в сравниваемых периодах (рост – на 1,1 п.п.), а недоимка сократилась с 0,4 до 0,3% ВВП (падение – на 0,1 п.п.), табл. По данным Министерства по налогам и сборам, задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 января 2007 года составила 234,7 млрд. рублей и сократилась по сравнению с началом 2006 года на 16,7%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,2% на 1.01.2006 г. до 0,8% на 1.01.2007 г.

Таблица 2.7. Динамика централизации доходов консолидированного бюджета

Показатели

Ед. изм.

2005 г., 
январь-декабрь

2006 г., 
январь-декабрь

1. Валовой внутренний продукт

млрд. руб.

65067,1

79231,4

2. Доходы консолидированного бюджета  (с государ. целевыми бюджетными  и внебюджетными фондами и  ФСЗН)

млрд. руб.

30824,9

38391,2

3. Недоимка по доходам и поступлениям

млрд. руб.

281,7

234,7

4. Уд. вес недоимки по доходам  и поступлениям к доходам консолидированного  бюджета 

%

0,9

0,6

5. Централизация с учетом недоимки

%

47,8

48,8

в том числе:

     

уд. вес доходов консолидированного бюджета в ВВП (централизация)

%

47,4

48,5

уд. вес недоимки в ВВП

%

0,4

0,3


 

Одним из факторов повышения  уровня централизации бюджетных  средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2006 год энергетичность доходов составила 1,06, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 6,5 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в 2005 году энергетичность доходов была 1,16).

Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) по новой  бюджетной классификации за 2005-2006 годы, табл. 2.8. Как видно из таблицы, в 2006 году выросли поступления, рассчитываемые от фонда заработной платы, – подоходный налог, налоги на фонд заработной платы, взносы на государственное социальное страхование. Налоги на товары и услуги увеличились на 2,5 п.п. в основном за счет роста акцизов (в реальном выражении акцизы выросли в 1,9 раза). Неналоговые доходы выросли на 1,9 п.п. по сравнению с 2005 годом за счет увеличения доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в 2,3 раза в реальном выражении.

Таблица 2.8. Динамика структуры  доходов консолидированного бюджета 
за 2005-2006 гг., %

Показатели

январь-декабрь 2005

январь-декабрь 
2006

Налоговые доходы - всего

72,4

70,1

в том числе:

   
  • Прямые налоги на доходы и прибыль

16,0

16,0

в т.ч. - подоходный налог

6,1

6,5

  • Налоги на фонд заработной платы

1,7

1,8

  • Налоги на собственность

3,7

3,3

  • Налоги на товары и услуги

35,9

38,4

в т.ч. - НДС

19,2

19,2

- акцизы

4,4

7,4

  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

5,5

5,4

Взносы на государственное социальное страхование

23,8

24,2

Неналоговые доходы

3,8

5,7

Итого доходов 

100,0

100,0


В 2006 году доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили  расходы на 285 млрд. рублей, или 0,4% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 1 178,5 млрд. рублей, или 1,5% ВВП [47].

Практика свидетельствует также о том, что многие предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, обостряя проблемы накоплений, расширения инвестиционной деятельности. Следствием является то, что налоги и неналоговые платежи перекладываются на потребителей.

Таким образом, налоговая  система Республики Беларусь пока имеет  в своей основе малоэффективный налоговый механизм, который, опираясь на преобладание косвенной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уровень изъятия доходов, неравномерность распределения налогового бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной стороны, недостаточно обеспечивает требуемую доходность бюджета, а с другой – отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.

глава 3.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.doc

— 40.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложения.doc

— 266.50 Кб (Открыть, Скачать)

РЕФЕРАТ.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИ.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

Список литературы.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Современные бюджетно-налоговые отношения на современном этапе