Налоговая политика государства на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности той или иной теории.
Взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и принципы построение налоговой системы 4
2. Основные характеристики налоговой системы 7
3. Направления развития системы налогообложения в России 9
4. Понятие и назначение современной политики 11
5. Новации в системе налогообложения 12
Вывод 14
Перечень источников 15
Расчетная часть. Вариант № 5 16

Работа содержит 1 файл

Налоговая политика в стране на соврем.этапе ВТУ.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

ВСЕМИРНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ»

«НАЛОГОВАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 

НА  СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ» 
 
 
 
 
 
 
 

                Студента  группы 3/3-05

                Направление «Экономика»

                Синцовой  Татьяны Анатольевны

                Преподаватель

                Терентьева  Татьяна Александровна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Оренбург 2008

 

Содержание 

Введение            3

  1. Понятие и принципы построение налоговой системы   4
  2. Основные характеристики налоговой системы     7
  3. Направления развития системы налогообложения в России  9
  4. Понятие и назначение современной политики     11
  5. Новации в системе налогообложения      12

Вывод            14

Перечень  источников          15

Расчетная часть. Вариант № 5        16

 

    Введение 

       Страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности той или иной теории.

       Взимаемые в установленном законодательством  порядке налоги, сборы, пошлины и  другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой  системы. Но налоговые системы существенно  отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей.

       В условиях  рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из  важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

       От  того, насколько правильно построена  система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование  всего  народного хозяйства.

В рыночной экономике налоги выполняют столь  важную роль, что можно с уверенностью  сказать:  без  хорошо  налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

       С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно, применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

       Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более  полного выполнения  государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти,  грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано.

 

1. Понятие и принципы построения налоговой системы. 

       В каждой стране существуют свои виды налоговых  систем, подчас весьма существенно отличающихся друг от друга, что во многом обусловлено традициями, а также конкретной социально-экономической ситуацией и задачами, которые решает налоговая система в тот или иной период времени. Тем не менее, современные национальные налоговые системы объединяют общие черты, характерные для всех стран.

       Налоговая система, в ее обобщенном понимании  – это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с национальным законодательством; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; норм и правил, определяющих правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений.

       В зависимости от преобладания тех или иных видов налогов определяются особенности национального налогообложения.

       Главным органично связанным элементом  налоговой системы является налоговый механизм. Он представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на решение конкретных социально-экономических задач.

       Наиболее  значимую роль в налоговом механизме  играет налоговое законодательство, устанавливающее конкретный механизм налогообложения, т.е. порядок исчисления того или иного налога (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).

       Построение  и функционирование национальной системы  налогообложения зависят от состояния экономики и общественно-политической ситуации в стране в конкретный временной период. Известны концепции ресурсного, имущественного обложения; обложения конечных стоимостных результатов, дохода; преимущественного обложения сделок купли-продажи; рентного налогообложения и др.

       Реальное  позитивное воздействие налоговой  системы, практически применяемой в том или ином государстве, возможно лишь при соблюдении ряда научно обоснованных и апробированных положений – принципов ее построения.

       В настоящее время получили признание  следующие фундаментальные (классические) принципы налогообложения:

  • справедливость (равенство) налогообложения;
  • определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщику);
  • удобство сроков и способ уплаты;
  • экономичность (эффективность) налогов, т.е. расходы по сбору и обслуживания налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.

       Наряду  с общими (классическими) принципами построения налоговых систем в налоговой теории разработаны специальные (частные) принципы, к числу которых относятся:

  • стабильность налогового законодательства;
  • однократность взимания налогов;
  • предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности;
  • оптимальный уровень налоговых ставок;
  • обоснованность системы налоговых льгот;
  • оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др.

       Следует отметить, что при построении современных  налоговых систем указанные принципы используются с учетом экономической, социально-политической целесообразности.

       Вышеизложенное  дает все основания утверждать, что  налоговая система Российской Федерации  находится на стадии реформирования, имеющего подчас революционный характер. Первоначально концепция налогообложения в России базировалась на зарубежном опыте, при этом принципы ее построения не вполне совпадали с традиционно применяемыми в развитых странах. Особенности национального налогообложения наличествуют и в настоящее время и имеют существенный характер.

       В широком смысле налоговая система  может быть определена как основанная на определенных принципах система  урегулированных нормами права совокупности общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов, осуществлением налогового контроля, привлечением к финансовой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах и т.п.

       Помимо  налогового механизма, элементами налоговой системы являются:

       Система налогов, пошлин и сборов – это  совокупность взимаемых в установленном порядке в РФ налогов, сборов, пошлин, иных приравненных к налогам платежей.

       Система налогового законодательства устанавливает  принципы налогообложения, порядок установления, введения и взимания налогов и сборов, определяет правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений.

       Система научных знаний в области налогообложения  представляет собой совокупность теоретических знаний, полученных в результате научных разработок, анализа практики налогообложения, накопленных на определенный период времени.

       Для современной России важное значение имеет разработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения. Однако какие бы обоснования ни выдвигались для расширения сферы налоговых изъятий, они не могут опровергнуть требований экономических законов. Власть может игнорировать аксиомы экономических закономерностей и тем самым направлять развитие народного хозяйства по заведомо ложному пути, но история доказала – этот путь тупиковый.

       Как уже отмечалось, комплекс принципиальных установок для системы налогообложения  разграничивается на две подсистемы:

       1. всеобщие, или фундаментальные, принципы, которые, так или иначе, используются в податных системах стран мирового сообщества. Они как бы идеализируют налогообложение. Если налоговая система строится строго на основе их использования, то ее можно считать оптимальной. Это и есть подсистема общенациональных принципов построения системы взаимоотношений налогоплательщиков и государства.

       2. функциональные, или экономические  организационно-правовые, принципы  построения налоговой системы  в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Это внутринациональные принципы, на основе которых создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.

       Данная  система демонстрирует, какие фундаментальные  принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие – лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему правовых отношений налогоплательщиков с государством.

       Налоговая система, построенная и функционирующая  на основе вышеназванных принципов, способна быть мощным стимулом экономики. Это подтверждает опыт промышленно развитых стран с социально-ориентированной экономикой. 

2. Основные характеристики налоговой системы. 

       Налоговую системы характеризуют, во-первых, экономические  показатели и, во-вторых, факторы политико-правового характера.

       1. Экономические характеристики налоговой  системы – это налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также между налогами от внутренней и внешней торговли. Кроме того, налоговые системы раскрываются через те или иные типы налогообложения.

       Развитие  экономики во многом определяется достигнутым  уровнем налоговых поступлений и той предельной налоговой нагрузкой, которая возможна в условиях действующей экономической политики государства и налогового законодательства. В России отсутствует общепринятая методика исчисления данного показателя. Имеются лишь отдельные измерители, дающие представление о тяжести обложения.

Информация о работе Налоговая политика государства на современном этапе