Налоговая политика государства на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности той или иной теории.
Взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и принципы построение налоговой системы 4
2. Основные характеристики налоговой системы 7
3. Направления развития системы налогообложения в России 9
4. Понятие и назначение современной политики 11
5. Новации в системе налогообложения 12
Вывод 14
Перечень источников 15
Расчетная часть. Вариант № 5 16

Работа содержит 1 файл

Налоговая политика в стране на соврем.этапе ВТУ.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

       В широком смысле налоговое бремя (налоговая нагрузка) – это общая сумма уплачиваемых налогов, в узком смысле – уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов и отвлечением их от других возможных направлений использования.

       Налоговый гнет (налоговое бремя) – отношение  общей сумы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.

       На  государственном уровне сумма налогов обычно сопоставляется с валовым внутренним продуктом; в последние годы это отношение находится в пределах 30-34%. Так, по данным Минфина объем налогов по отношению к ВВП составлял: 2000 г. – 33,55; 2001 г. – 33,9%; 2002 г. – 32,9%. В период 2000-2002 г.г. наблюдается увеличение налогов, связанных с использованием природных ресурсов, а также доли налогов на доходы физических лиц. Уровень налогового бремени в 2003 г. Оценивается в размере 31%, а в 2004 г. – около 30%.

       На  макроуровне применяется также понятие «полная ставка налогообложения», которое показывает, какая часть добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в госбюджет. Эта величина в конце 1990-х г.г. составляла 53-60%. Эффективная ставка налогообложения с 2002 г. Оценивается как 40-45%.

       Налоговая нагрузка хозяйствующего субъекта –  относительная величина, характеризующая долю налогов в выбранном результативном показателе (доход, добавленная стоимость, прибыль  т.д.). в настоящее время предложены различные методики определения налогового бремени экономического субъекта. Различие их проявляется не только в определении результативного показателя, с которым соотносится сумма налогов, но и в использовании различного количества налогов, включаемых в расчет, в способах формализованного расчета (суммовые, мультипликативные).

       Соотношение прямых и косвенных налогов. В  менее развитых странах доля косвенных  налогов высока, так как механизм их взимания и контроля более прост  по сравнению с прямыми налогами. Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет России заметно отличается от многих промышленно развитых стран: низка доля прямых налогов в доходной части бюджета и высока доля косвенных налогов.

       Низкая  доля прямых налогов обусловлена незначительной по сравнению с другими странами важной составляющей – налогом на доходы физических лиц. В странах с развитой рыночной экономикой данный налог составляет 24-72% совокупных налоговых поступлений, а в России – на два порядка ниже. Характерно, что в нашей стране основная ставка этого налога составляет 13%, в Японии варьирует от 10 до 50%, в США – от 15 до 39,6%.

       Соотношение между налогами от внутренней и внешней  торговли – другой экономический показатель, характеризующий налоговую систему. Величина этого показателя в странах ОЭСР составляет 12:1, в России – примерно 2:1.

       Особенности налоговых систем также связывают  с преобладанием в них тех или иных типов налогообложения. Для налоговой системы нашей страны характерны и пропорциональное налогообложение (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц), и прогрессивное (налог на имущество физических лиц), и регрессивное (единый социальный налог).

       2. Политико-правовые характеристики  налоговой системы. Эти характеристики отражают, во-первых, пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти; во-вторых, роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней; в-третьих, степень контроля центральной администрацией за органами местной власти.

       Технические решения по реализации этих факторов охватывают три формы взаимоотношений  бюджетов различных уровней, условной именуемых:

       - разные налоги – эта форма  подразумевает полное и неполное  разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. Пример: центр устанавливает полный перечень налогов и вводит федеральные налоги, а органы на местах – местные налоги;

       - разные ставки – означает, что  основные условия взимания того  или иного налога устанавливает центральный орган власти, а местные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в конкретный местный бюджет;

       - разные доходы – для этой  формы характерна ограниченность  действий местных органов власти, поскольку между бюджетами различный уровней делятся суммы собранного налога. 

3. Направления развития системы налогообложения в России. 

       Реформирование  налоговой системы – это ее преобразование на основе государственной  политики. Во всех развитых странах  основными стимулами к реформированию налогообложения является стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности. Одна из ключевых задач реформы – снятие всех налоговых преград для экономического роста.

       В настоящее время одним из препятствий  на этом пути является невысокая эффективность  государственного управления, вмешательство  органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов. Налогообложение в России имеет ярко выраженный фискальный интерес, а роль его регулирующей функции принижена. Именно поэтому необходимо обеспечить приоритет производства над интересами бюджета. «Налоги не должны мешать производству», - отмечал итальянский профессор финансового права Ф.С. Нити (1868-1953).

       В конце 90-х г.г. XX в. в рамках структурной перестройки российской экономики были определены три приоритетных направления развития и совершенствования системы налогообложения:

1. достижение  стабильности и определенности  налоговой системы;

2. снижение  налогового бремени хозяйствующих  субъектов;

3. повышение  сбора налогов.

       По  всем этим линиям можно отметить положительные  сдвиги и тенденции.

       Основные  параметры Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 г.г.) предусматривают:

  • Совершенствование налогового законодательства, в том числе завершение реформирования имущественных налогов, сокращение использования трансфертного ценообразования для уклонения от налогов.
  • Преобразование системы налогов. Оно затрагивает: а) изменение порядка исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых в части его дифференциации, введения при разработке новых месторождений «налоговых каникул», применения стимулирующих коэффициентов; б) совершенствование взимания налога на добавленную стоимость и улучшение его администрирования, уменьшение ставки НДС; в) сохранение плоской шкалы налога на доходы физических лиц, постепенное увеличение налоговых вычетов на образование и здравоохранение.
  • Улучшение налогового администрирования с одновременным снижением административной нагрузки. Планируется упорядочение проведения камеральных и выездных налоговых проверок, оптимизация процедур регистрации и постановки на учет налогоплательщиков, повышение стабильности и прозрачности налоговой системы в целом.

       Основные  пути достижение указанных среднесрочных  целей:

  • Модернизация информационных технологий, используемых налоговыми органами, - ибо ежегодно в стране обрабатывается 85 млн. налоговых деклараций, которые поступают на бумажных носителях (57,3%), дискетах (37,3%), по каналам связи (5,4%).
  • Повышение качества услуг, предоставляемых плательщикам. Это достигается, в числе прочего, за счет применения новых технологий (считывание шрихкода при сдаче деклараций, электронный документооборот, доступ налогоплательщика к лицевому счету).
  • Улучшение контрольной работы налоговой службы. Данное направление увязывается с внедрением в практику контроля системного подхода к анализу финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов.
  • Сближение правил налогового и бухгалтерского учета для того, чтобы обеспечить значительное снижение затрат на формирование налоговой отчетности.

       Таким образом, совершенствование налоговой  системы в среднесрочной перспективе представляет собой некий компромисс между интересами государства и налогоплательщиков. В ближайшие годы нововведения должны способствовать снижению налогового бремени, росту деловой активности хозяйствующих субъектов, повышению конкурентоспособности, а также упрощению процедур налогового производства и налогового администрирования. Все текущие новации в сфере налогообложения необходимо рассматривать с учетом этих положений.

 

4. Понятие и значение современной налоговой политики. 

       Слово «политика» имеет в русском языке  много значений, из которых, имея в виду именно налоговую сферу, наиболее точным следует признать определение политики как «искусства государственного управления». Соответственно, под налоговой политикой понимается «искусство налогового управления», где субъектом управления является государство, а непосредственным объектом управления служат налоги, налоговая система.

       Так как налог – это, прежде всего, государственный1 доход, то налоговая политика тождественна политике госдоходов, которые генетически завязаны на госрасходах. Отсюда немедленно следуют два важных вывода. Первый (логический) – политика государственных доходов (налоговая политика) неразрывно связана с политикой расходов государства. В теории поэтому налоговая политика и политика государственных расходов объединяются одним терминов – фискальная политика. Второй актуальный вывод (практического порядка) вытекает из первого: коль скоро налоги и бюджетные расходы неразрывны, то налоговая политика, как и политика государственных расходов, должна определяться Минфином.

       Еще одна характеристика налоговой политики состоит в том, что она всегда выступает частью общей социально-экономической  политики. Государство как субъект управления имеет множество целей во всех сферах общественной жизни, для достижения которых использует весь арсенал имеющихся у него средств. В том числе, разумеется, и налоги. Так в общих чертах представляется положение налоговой политики при внешнем рассмотрении. Но можно взглянуть и на ее внутреннее состояние.

       Налоговая политика (управление налоговой системой) осуществляется с помощью определенных мероприятий (управленческих решений) в области налогов. Эти решения определяются направлениями (целями) налоговой политики и могут занимать широкий диапазон: от косметических, корректировочных, текущих до реформаторских с существенными изменениями налоговой системы и заметными социально-экономическими последствиями.

       Как в любом управленческом процессе, в налоговой политике обязательно присутствует постоянное соотнесение целей и результатов с тем, чтобы своевременно выявить их нежелательное расхождение и вносить необходимые изменения в решения.

       Таким образом, налоговая политика выступает  в единстве целей, мер и результатов. В действительности, это единство весьма относительно, поскольку имеет исключительно сложную причинно-следственную структуру, ибо то, что на одном этапе представляется целью, на следующем – может становиться средством. Например, снижение ставки налога и общего налогового бремени, являясь промежуточной целью реформы, может служить, в свою очередь, толчком (средством) для развития производства, что можно рассматривать как цель более высокого порядка. 

5. Новации в системе  налогообложения. 

       Приоритетные  направления налоговой политики предусматривают в отношении системы налогов следующее:

       - изменение порядка налогообложения  добычи полезных ископаемых (дифференциация НДПИ, введение для новых месторождений «налоговых каникул», применение стимулирующих коэффициентов);

       - улучшение администрирования НДС и уменьшение его ставки;

       - сохранение плоской шкалы НДФЛ, постепенное увеличение налоговых вычетов на образование и здравоохранение.

       С этих позиций и следует рассматривать  текущие новации в налоговой сфере.

       Текущие новации в сфере налогообложения (конкретные нововведения с 1 января 2006 г.):

       - устанавливается единый метод  уплаты НДС – «по отгрузке».  Отменяется уплата НДС с авансовых платежей, вводится ускоренный порядок возмещения при капитальном строительстве. При бартерных операциях НДС уплачивается только деньгами;

       - увеличивается с 1 до 2 млн. руб.  сумма выручки предприятия, которая позволяет получить освобождение от уплаты НДС. Также вдвое повышается порог выручки, при наличии которой сдавать отчетность и платить налог нужно не ежемесячно, а ежеквартально4

       - индексируются специфические ставки  акцизов на подакцизные товары (за исключением нефтепродуктов  и сигарет), а также ставки налога на добычу полезных ископаемых (по природному газу) в среднем на 9%;

Информация о работе Налоговая политика государства на современном этапе