Сравнительная характеристика налоговой системы России и Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -основная форма доходов государства.
В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85 %

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Ряд товаров не облагается НДС, включая:

- товары, импортируемые в качестве помощи (в порядке и в случаях, установленных  правительством республики);

- товары, импортируемые частными лицами, в объеме, не превышающем установленный  предел;

- товары, импортируемые иностранными посольствами, консульствами и международными организациями;

- иные  товары согласно положениям законодательства  Литовской Республики.

     Акцизный  сбор в Литве уплачивается юридическими и физическими лицами, являющимися  производителями и (или) импортерами товаров, облагаемых акцизным сбором. Исключением является уплата акцизного сбора со сжиженного газа для автомобилей, в этом случае акциз уплачивается продавцом сжиженного газа. Предприятия, зарегистрированные в свободной экономической зоне, освобождаются от уплаты акцизного сбора.

       Объектами налогообложения для  акцизного сбора (с указанием  соответствующей налоговой ставки) являются следующие товары: 
1. этиловый спирт, кроме медового бренди, - 3 200 LTL/гл чистого этилового спирта; 
2. виноградное вино – 150 LTL/гл; 
3. напитки с объемным содержанием алкоголя до 8,5% - 40 LTL/гл; 
4. иные напитки – 130-250 LTL/гл; 
5. пиво (1 гл) – 7 LTL/1%/об/л (с каждого процента фактического объемного содержания алкоголя); 
6. табак – 50%, сигареты – 32 LTL/1 тысяча единиц; 
7. кофе – 10%, шоколад – 10%; 
8. сахар – 1 LTL/кг; 
9. ювелирные изделия, драгоценные камни – 10%; 
10. автомобили представительского класса – 15% цены свыше 600 тысяч лит; 
11. электроэнергия – 1%; 
12. издания эротического или агрессивного характера – 75%; 
13. смазочные вещества – 240 LTL/т; 
14. топливо для ДВС – 1210 LTL/т; 
15. топливо для реактивных двигателей – 560 LTL/т; 
16. мазут – 20 LTL/т; 
17. сжиженный газ для автомобилей – 170 LTL/1 тысяча литров.

       Налоговой базой в целях исчисления  акцизного сбора принимается: 
1. для товаров, произведенных в Литвы, - реализационная цена за вычетом НДС; 
2. для импортированных товаров – таможенная стоимость включая сумму таможенной пошлины. 
Импортированные товары, не облагаемые таможенной пошлиной, также не облагаются акцизным сбором.

       Общая ставка налога на прибыль – 15%. Нулевая ставка применяется налогоплательщиками, выпускающими сельскохозяйственную продукцию и оказывающими специализированные услуги предприятиям сельского хозяйства, но лишь в том случае, если указанные виды деятельности налогоплательщик приносят более 50% прибыли компании. Ставка 13% применяется всеми налогоплательщиками, прибыль которых за налоговый период не превышает 500 тысяч лит (144 810 евро), а число работников не превышает 10 человек.

           Дополнительные льготы предоставляются налогоплательщикам, зарегистрированным и осуществляющим предпринимательскую деятельность в свободных экономических зонах.

          В налогооблагаемую прибыль включается капитальная прибыль. Капитальная прибыль облагается налогом на прибыль по общей ставке. 
            Порядок уплаты налога. Налоговым периодом по налогу на прибыль юридических лиц является календарный год. Особый налоговый период может быть установлен для тех юридических лиц, деятельность которых носит сезонный характер, при условии, что особый период будет оставаться неизменным и равным 12 месяцам.

            Налог на прибыль юридических лиц уплачивается в авансовом порядке, за исключением предусмотренных законом о налоге на прибыль случаев. Вновь созданные юридические лица освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первого налогового периода. Однако во втором налоговом периоде те налогоплательщики, которые выбрали схему авансовых платежей исходя из результатов деятельности за прошлый год, начинают перечислять авансовые платежи по налогу на прибыль начиная с десятого месяца налогового периода.

            Если сумма дохода за предыдущий налоговый год не превышает 100 тысяч лит, налогоплательщик не обязан в текущем налогом году уплачивать налог на прибыль в авансовом порядке.( 3)

     Налог на недвижимое имущество - до 1% от средней  рыночной стоимости недвижимого имущества.

      Земельный налог в Литве платят предприятия и частные собственники - 1% в год от стоимости. Местные муниципалитеты могут назначать льготные категории участков.  
 
 

     Налог на пользование государственными природными ресурсами платят лица, добывающие установленные законом ресурсы, за исключением сырья для строительных материалов и воды, не предназначенных  для продажи. Налог зависит от количества добываемых ресурсов.

     Налог за загрязнение окружающей среды  платят юридические и физические лица, превышающие установленные  для них нормы загрязнения. Налог  выплачивается в зависимости  от вида и от количества выбрасываемых  загрязнителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.Сравнительная характеристика России и Литвы

3.1.Сходства  и различия налоговых  систем России  и Литвы

 
 

              Если же в Российской Федерации есть Налоговый кодекс РФ который определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.[2] ,то Налогообложение в Литве производится в соответствии с законом о налоговом регулировании, а также рядом законов об отдельных видах налогов и сборов.

  В Литве Правовая форма налогообложения также весьма несовершенна. Налоговое законодательство излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью, наличием пробелов.

      Опыт налоговой системы в Литве говорит о том, что только законодательная форма дает оптимальную возможность обеспечения правомочия участников налоговых отношений, воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придавать этим отношениям необходимую стабильность и определенность.

налог Россия Литва
1. НДС

2. НДФЛ

3.Налог  на прибыль

3. Земельный  налог

4. Налог  на имущество организаций

0%, 10%, 18%

9%, 13%, 35%

0% - 24%

До 0,3%

2,2%

0% ,5% ,9%, 21%

15% ,24%

0%, 13%, 15%

1%

0,3% - 1%

3.2. Анализ динамики  налоговых поступлений

     Россия.

     Федеральная налоговая служба (ФНС) за январь-август 2010 года перечислила в федеральный бюджет РФ 2 трлн 50,2 млрд рублей, что на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом говорится в сообщении ведомства.

     Основная  масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (43%), НДС (41%) и налога на прибыль (8%).

     Поступления налога на прибыль организаций за 8 месяцев 2010 года составили 159,2 млрд рублей, что на 19% больше, чем в январе-августе прошлого года.

       Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, за отчетный период поступило 837,7 млрд рублей, что на 8% больше, чем в январе-августе 2009 года.

     Налога  на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, поступило 28,6 млрд рублей, что в 1,5 раза больше, чем за 8 месяцев 2009 года.

     Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-августе 2010 года достигли 73,1 млрд рублей и выросли относительно января-августа 2009 года в 1,4 раза.

     Налога  на добычу полезных ископаемых за 8 месяцев текущего года поступило 889,1 млрд рублей, в том числе на добычу нефти – 815,2 млрд рублей, газа горючего природного – 57,7 млрд рублей, газового конденсата – 6,7 млрд рублей.

     По  сравнению с январем-августом 2009 года поступления НДПИ выросли в 1,6 раза, что обусловлено повышением цены на нефть (с 50,7$ в декабре 2008 года — июле 2009 года до 75,2$ в декабре 2009 года – июле 2010 года, или в 1,5 раза).

     Отметим, что всего в бюджетную систему страны (консолидированный бюджет) за январь-август 2010 года поступило 5 трлн 27,8 млрд налоговых рублей, что на 24,1% превышает показатель 8 месяцев 2009 года.( http://www.rosbalt.ru)

     Система налогообложения должна опираться  на достижения науки и опыт зарубежных стран, строиться на сходных принципах в соответствующей ситуации.

       Литва.

     План по сбору налогов и сумму средств от продажи разрешений на загрязнение выполнить не удалось. К 1 марта 2011 года в госбюджет было собрано 2,58 млрд. литов.

     Вместе  со средствами Европейского Союза и  помощью других зарубежных государств, за два месяца в государственный  бюджет поступило 3,35 млрд. литов, сообщают СМИ.

     Доходы  от налогов составили за этот период 2,34 млрд. литов, что на 16% больше, чем  за аналогичный период 2010 года. Однако прогноз не реализован на 53 млн. литов. Кроме того, в государственный бюджет не поступило 86,8 млн. литов от продажи разрешений на загрязнение.  
           В январе-феврале 2011 года от налога на добавленную стоимость (НДС) в бюджет поступило 1,65 млн. литов. 475,2 млн. литов получено от акцизов (от всех акцизных товаров).

     Доход в национальный бюджет от подоходного  налога для жителей составил в  первые месяцы года 472,4 млн. литов.( http://www.newslitva.)

3.3. Тенденция перспективы налогов

 

     Россия.

     Для России, как для Федерации, очень  важна централизация управления, но для такой обширной территории как в нашей стране необходима эффективная система перераспределения  финансовых ресурсов. Для этого не обязательно использовать высокие ставки налогов, а достаточно повысить качество сбора налогов. Для этого нужно оставлять основные налоги в бюджетах субъектов РФ. Сейчас России очень нужна эффективная налоговая система, и в первую очередь – система перераспределения бюджетных средств.

     Для решения этой проблемы возможна передача полномочий по распределению средств  администрациям субъектов федераций  и муниципалитетам.

     Можно выделить два основных направления  совершенствования нормативной  базы для налоговой системы в РФ.

     Во-первых, желательно пересмотреть ряд основополагающих принципов налогообложения в  направлении их большей демократизации и расширения коллегиальности при  выработке и принятии решений.

       Во-вторых, предстоит провести значительную нормотворческую деятельность по уточнению, пополнению и изменению ряда статей всех законодательных актов в соответствии со складывающимися рыночными отношениями в России и становлением цивилизованного гражданского общества в стране.

     Существует  ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.

     Основные  направления налоговой политики на 2010-2012 годы, подготовленные Минфином РФ, не предполагают существенных изменений налоговой системы, а будут создавать условия для восстановления экономического роста в России. заявил журналистам директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики министерства Илья Трунин.

     "Никаких  сенсаций, принципиальных мер изменения налоговой системы не содержится. Мы считаем, что основная часть антикризисной программы с точки зрения налогов уже была реализована... и, по крайней мере, на ближайшие годы особого масштаба для маневра в части налогов у нас уже нет", - сказал Трунин.

     В настоящее время документ направлен  на согласование в Минэкономразвития  и Федеральную налоговую службу, затем после доработки будет  вынесен на рассмотрение правительственной  комиссии по бюджетным проектировкам.

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговой системы России и Белоруссии