Сравнительный анализ налогообложения россии и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Одним из принципиально важных направлений совершенствования любого законодательства вообще и налогового законодательства в частности является его содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон законодательства во всех аспектах его изучения: функциональном, элементном и организационном. При проведении такого анализа целесообразно использовать метод сравнения данного законодательства с его аналогом для сопоставления отдельных характеристик и определения их соответствия целям и задачам анализируемого объекта.

Содержание

Введение 4
1 Законодательство о налогах и сборах 6
1.1 Понятие, функции законодательства о налогах и сборах 6
1.2 История развития законодательства о налогах и сборах 8
1.3 Основные проблемы законодательства РФ о налогах и сборах 11
2 Сравнительный анализ налогового законодательства 18
2.1 Налоговое законодательство РФ и его анализ 18
2.2 Налоговое законодательство зарубежных стран и его анализ 24
3 Рекомендации по улучшению налогового законодательства РФ 33
3.1 Пути и возможные способы улучшения налогового законодательства РФ........................................................................................................................33
3.2 Перспективы развития налогового законодательства РФ 41
Заключение 43
Список использованных источников 45

Работа содержит 1 файл

Курсовая Сравнительный анализ н.з.Р и зс.docx

— 98.29 Кб (Скачать)

 

     

  1. Сравнительный анализ налогового законодательства

     России  и зарубежных стран

2.1 Налоговое законодательство  РФ и его анализ

 

     Налоговая система Российской Федерации  проходит  в  настоящее  время стадию становления,  что  существенно  затрудняет  ее  анализ.  На  практике заметно  очевидное  несоответствие  между  высоким   качеством   нормативно-законодательного обеспечения системы налогообложения на  его  высшем  уровне (налоговый кодекс  Российской  Федерации,  НК  РФ),  более низким  уровнем руководящих  методических   материалов   (особенно   в   части   определения налогооблагаемой  базы  основных  налогов)  и  критически  низкой  налоговой дисциплиной.

            Приведем краткие результаты  анализа российской налоговой  системы. Экономическая (регулирующая) функция налоговой системы России в целом реализуется весьма слабо, механизм налогового регулирования экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для этого имеются. Инвестиционный потенциал налоговой системы России включает такие элементы, как ускоренная амортизация, льготы по налогу на прибыль, идущую на развитие хозяйствующего субъекта, и возможность получения инвестиционного налогового кредита. Однако использование этих рычагов стимулирования инвестиций на практике затруднено, во-первых, излишне сложной административной процедурой их задействования и,  во-вторых, общей тенденцией завышения издержек для уклонения от уплаты налогов.

            Региональный потенциал системы  налогообложения России следует оценивать с двух точек зрения: во-первых, требования НК РФ оставляют весьма ограниченные возможности для проведения хотя бы в узких пределах самостоятельной региональной налоговой политике, а во-вторых, отдельные автономные территории получают значительные налоговые льготы, которые оформляются вне рамок налогового законодательства. Последнее обстоятельство означает, что наличие возможностей регионального стимулирования является не сильной, а слабой стороной налоговой системы.

            Отраслевой потенциал как элемент  российской системы налогообложения представлен фактически только практикой ее функционирования, которая свидетельствует о том, что предоставление отраслевых налоговых льгот имеет бессистемный характер и часто лишено экономического смысла.

            Конкурентный потенциал данной  системы следует признать весьма  низким (отсутствует даже такой его механизм, как прогрессивное налогообложение доходов предприятий), о чем свидетельствует, например, чрезмерно высокий общий уровень монополизации в экономике.

            Фискальная функция системы налогообложения  России представлена более существенно, чем экономическая, однако, как показывает положение дел с собираемостью налогов (разница между ожидаемыми, начисленными и уплаченными объемами налоговых платежей), и здесь положение нельзя признать благополучным.

            Доходы физических лиц, в отличие  от других стран, не являются в России первым и даже вторым по значению источником налоговых поступлений, составляя 11,82% к общему объему поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет.

            Для получения реальных денежных  доходов государства большое  значение имеет налогообложение доходов хозяйствующих субъектов, занимая больше 20% в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета, что фактически задает определенные ограничения в использовании регулирующего (стимулирующего) потенциала налогов.

            Налогообложение собственности,  которое в условиях тотальной

     приватизации  могло бы быть полноценной формой мобилизации финансовых ресурсов, не стало таковым в силу существенно заниженной стоимости имущества и отсутствия объективной системы оценки стоимости земельных участков.

            Главным источником государственных  доходов в России являются косвенные налоги, среди которых первостепенное значение имеет НДС, занимающий 21,1% в структуре консолидированного бюджета и 44,6% в структуре федерального бюджета. Такое положение определяется простотой взимания и администрирования этого вида налогов и возможностью переложить тяжесть его уплаты на население.

            Степень реализации той или  иной функции или ее отельных  составляющих должна быть адекватна, во-первых, реальной экономической ситуации и, во-вторых, поставленным целям и задачам социально-экономического развития.

     Целесообразным  представляется проанализировать изменение  структуры налоговых доходов в динамике в период 2008-2010 год.

Таблица 1 - Структура налоговых доходов консолидированного

                  Бюджета РФ в 2008-2010 годах

     
Показатели, в % 2008 2009 2010
- налог  на прибыль организаций 18,88 +0,24 +0,91
- НДФЛ 10,02 +0,63 +0,54
- НДС 20,86 -3,57 +3,82
- акцизы 3,59 -0,49 -0,72
- налоги  на совокупный доход 1,10 +0,01 +0,05
- налоги  на имущество 3,59 -0,03 +0,28
- платежи  за пользование природными ресурсами 14,19 +0,48 -2,37
- налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические  операции 22,99 +2,62 -3,93
- единый  социальный налог 3,80 -0,18 отм
- прочие  налоги и сборы 0,98 -0,33 +0,49
 

     Из  приведенных данных видно, что в  структурном плане наибольшие изменения  коснулись следующих видов налогов  – налог на прибыль организаций (его удельный вес в общей структуре  налоговых поступлений вырос  с 14,78 до 20,27 %), таможенные пошлины (с 10,31 % до 21,68 %). Практически неизменным остался  удельный вес налога на доходы физических лиц, налогов на совокупный доход (специальные  налоговые режимы), налогов на имущество. Несколько сократился удельный вес  налога на добавленную стоимость (с 24,01 до 21,11 %). Значительно сократился удельный вес таких налогов, как  единый социальный налог, акцизы.

     Анализируя  структуру налоговых доходов  консолидированного бюджета РФ, интересно  также проанализировать изменение  структуры косвенных и прямых налогов в динамике. Графически изменение структуры прямых и косвенных налогов представлено на рисунке 1. 

     

     Рисунок 1 – Изменение удельного веса косвенных и прямых налогов в общей сумме доходов консолидированного бюджета 

     Приведенный график говорит о том, что в  целом за рассматриваемый период произошло уменьшение доли косвенных  налогов в формировании бюджета, и увеличение доли прямых налогов. По итогам 2010 года, доля прямых налогов составила 64,5 % от общей величины доходов консолидированного бюджета РФ; доля косвенных налогов – 19,94 %. В рамках анализируемого периода наблюдалась тенденция к росту удельного веса прямых налогов и сокращению удельного веса косвенных налогов.

     Также необходимо проаналировать насколько  исполняется бюджет в целом по всем налогам и по отдельным их видам. Для анализа берем данные за последние года – 2008-2010 года.

Таблица 2- Исполнение налоговых доходов консолидированного бюджета

                     В 2008-2010

Показатель Исполнение, %
2008 2009 2010
Налоговые доходы 103,71 105,65 111,11
Налоги  на прибыль (налог на прибыль организаций, НДФЛ) 105,99 111,11 121,62
Налоги  и взносы на социальные нужды 106,26 96,78 100,63
Налоги  на товары, реализуемые на территории РФ (НДС, акцизы) 97,58 100,78 114,34
Налоги  на товары, ввозимые на территорию РФ 101,84 102,62 106,07
Налоги  на имущество 103,89 106,05 102,68
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 101,23 104,00 101,67
Государственная пошлина 104,67 110,69 100,08
Таможенная  пошлина 100,22 101,84 101,13
 

     Из  таблицы видно, что в целом  государственный план по налоговым  доходам перевыполняется, причем с  каждым годом процент его выполнения растет – по итогам 2010 года он был перевыполнен более чем на 11 %. Однако, по некоторым видам налогов и сборов имеет место и недовыполнение плана. Для наглядности представим данные таблицы 2 в виде гистограммы. 

     Рисунок 2 – Исполнение налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2007-2009 годах 
 

     Из  гистограммы видно, что по большинству  налоговых доходов консолидированный  бюджет исполняется – значительно  перевыполняется план по налогам  на прибыль, государственным пошлинам. Регулярное недовыполнение плана имеется  по двум группам налогов – налоги и взносы на социальные нужды, налоги на товары, реализуемые на территории РФ (НДС, акцизы – в 2008 году). За их счет финансируется медицинское обслуживание населения, пенсионное обеспечение и социальные нужды. Недофинансирование внебюджетных социальных фондов может негативно сказаться указанных выше направлениях.

     2.2 Налоговое законодательство зарубежных стран и его анализ

     Налоговая система Австрии насчитывает 100 различных  налогов и сборов. В ходе эволюционного  развития и постепенного реформирования налоговой системы был выработан  ряд важных принципов и подходов налоговой политики, лежащих в  основе современной законодательной  философии в данной сфере и  в полной мере используемых в практике налогообложения экономических  операторов (предприятий, фирм и др.), в т.ч. и осуществляющих внешнеторговую деятельность.

     При этом законодатель исходит из невозможности  проведения автономной авторитарной налоговой  политики и, как следствие, вытекающей отсюда необходимости соблюдения оптимального баланса интересов государства  и предпринимателей (налогоплательщиков), понимая, что нарушение этого  баланса и несоразмерное увеличение налогового бремени неизбежно приведет к оттоку капитала и передислокации предприятий в другие (в частности, соседние с Австрией восточноевропейские) страны. А это, в свою очередь, диаметрально расходится с одной из основных стратегических целей экономической политики правительства  страны – превращения Австрии  и ее столицы Вены в один из ведущих  мировых центров финансовой, инвестиционной и предпринимательской активности и создания за счет этого дополнительных рабочих мест. 
К числу вышеупомянутых принципов (подходов) относятся:

Информация о работе Сравнительный анализ налогообложения россии и зарубежных стран