Сравнительный анализ налогообложения россии и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Одним из принципиально важных направлений совершенствования любого законодательства вообще и налогового законодательства в частности является его содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон законодательства во всех аспектах его изучения: функциональном, элементном и организационном. При проведении такого анализа целесообразно использовать метод сравнения данного законодательства с его аналогом для сопоставления отдельных характеристик и определения их соответствия целям и задачам анализируемого объекта.

Содержание

Введение 4
1 Законодательство о налогах и сборах 6
1.1 Понятие, функции законодательства о налогах и сборах 6
1.2 История развития законодательства о налогах и сборах 8
1.3 Основные проблемы законодательства РФ о налогах и сборах 11
2 Сравнительный анализ налогового законодательства 18
2.1 Налоговое законодательство РФ и его анализ 18
2.2 Налоговое законодательство зарубежных стран и его анализ 24
3 Рекомендации по улучшению налогового законодательства РФ 33
3.1 Пути и возможные способы улучшения налогового законодательства РФ........................................................................................................................33
3.2 Перспективы развития налогового законодательства РФ 41
Заключение 43
Список использованных источников 45

Работа содержит 1 файл

Курсовая Сравнительный анализ н.з.Р и зс.docx

— 98.29 Кб (Скачать)

     – обложение налогами и сборами, прежде всего, фактически получаемых доходов, с тем, чтобы минимизировать негативное влияние налогового бремени на экономическое  положение хозяественных субъектов (в этом плане характерна отмена ранее действовавшего поимущественного налога в 1% с оценочной стоимости  имущества предприятий); 
– сокращение количества налогов и упрощение системы их взимания (в этих целях был, например, отменен промысловый налог, взимавшийся в 16% с налогооблагаемой прибыли и, одновременно, в 2% от фонда зарплаты); 
– сведение к минимуму льгот по налогообложению и достижение в максимально возможной степени равного положения налогоплательщиков (в качестве основополагающего элемента одинаковых для всех условий конкуренции); 
– широкая информированность предприятий о налоговых требованиях и возможность привлечения ими на договорных началах высококвалифицированных налоговых советников аудиторско-трастовых структур, институт которых весьма развит и доступен не только крупным, но также средним и малым фирмам; ответственность налоговых советников за оказываемые ими услуги и наличие института страхования этой ответственности; 
– обеспечение высокой степени законопослушания налогоплательщиков и, соответственно, собираемости налогов, которая достигается, с одной стороны, практической неотвратимостью выявления нарушений (плановые и внеплановые проверки налоговыми органами, законодательно закрепленная обязанность регулярного проведения самопроверок, ответственность налоговых советников, необходимость подтверждения балансов налоговыми органами, высокий профессионализм и строгая ответственность налоговых инспекторов, широкое применение компьютерной техники с централизованными накапливаемыми базами данных и т.п.); а с другой стороны, жесткими санкциями за нарушение налогового законодательства (как административная, так и уголовная ответственность).

     Основными налогами являются: корпорационный налог, взимается с юридических лиц  – объединений капиталов (предприятий, фирм) по единой ставке в 34% от налогооблагаемой прибыли; коммунальный налог и сбор в фонд семейных пособий, уплачиваются предприятиями и фирмами в  процентах от фонда зарплаты (соответственно в 3% и 4,5%); НДС, является косвенным и  взимается с добавленной стоимости  на каждой стадии движения товара от производителя до конечного потребителя. На практике предприниматель уплачивает НДС с разницы между суммой, начисляемой по действующим ставкам с его оборота (в зависимости от вида товаров и услуг: обычная – 20%, уменьшенная – 10%) и суммой, которая уже была уплачена со своего оборота предыдущим предпринимателем, у которого приобретен товар. Окончательная уплата налога производится конечным потребителем в цене товара. Экспортируемые товары освобождены от НДС. На импортируемые товары начисляется импортный налог с оборота, полностью соответствующий НДС.

     Фирмы, как продуценты, так и импортеры, облагаются и потребительскими налогами: на нефтепродукты, применяется в  отношении продуктов переработки  сырой нефти (бензин, мазут, газойль, минеральные масла и т.п.) и  составляет от 36,50 до 480 евро за 1 т.; табачные изделия (сигары, сигареты, трубочный  табак), составляет до 74% розничной цены товара; спиртные напитки, рассчитывается по количеству этилового спирта в 1л. продукта при температуре 20°С и составляет 726,74 евро за 1 гкл. спирта; пиво, начисляется  в 1,45 евро с 1 гкл за 1° плотности (содержание сухих веществ в 100г. напитка); игристые и некоторые другие вина, составляет от 50,87 до 145,35 евро за гкл. Потребительские налоги включаются в базу расчетов (импортного) налога с оборота (НДС).Расчеты по НДС имеют также значение для уплаты австрийскими предприятиями и фирмами определенной части членского взноса Палате экономики Австрии (членство в Палате по закону является обязательным для всех предпринимательских структур). 
Эта часть взноса исчисляется в 0,39% от суммы, составляющей разницу между суммой НДС, содержащейся в оплаченных фирмой счетах, и суммой НДС, содержащейся в выставленных фирмой счетах, и уплачивается ежеквартально (фирмами, имеющими годовой оборот не менее 145.000,00 евро). При этом, из 0,39% 0,15% целевым назначением направляется на содействие австрийским участникам ВЭД.

     В Австрии предусмотрены налоговые льготы новым предприятиям. 
Те, кто собирается открыть свою фирму в Австрии могут воспользоваться законом о поддержке новых фирм. Этот закон освобождает молодых предпринимателей, вне зависимости от их гражданства, от многочисленных государственных пошлин, связанных с регистрацией фирмы, в том числе и в торговом суде, от уплаты налога на фирму в размере 1% от суммы уплаченного уставного капитала при регистрации обществ с ограниченной ответственностью (GmbH) или акционерных обществ (AG), от уплаты государственных налогов, сопутствующих выплате зарплат всего в размере 6,88% в течении 12 календарных месяцев с момента открытия фирмы. Но чтобы воспользоваться такими льготами необходимо выполнение определенных условий, например, должна создаваться новая фирма, а не осуществляться простая передача уже существующей фирмы в другие руки и руководитель новой фирмы не должен был за последние 15 лет заниматься предпринимателькой  деятельностью. Фирмы, зарегистрированные в торговом суде, обязаны вести, так называемую двойную бухгалтерию. Некоторые из них должны сдавать годовой баланс. Сдавать баланс или нет-зависит от формы собственности предприятия. Мелкие предприниматели, работающие по лицензии, лишь тогда обязаны вести двойную бухгалтерию и сдавать годовой баланс, когда годовой оборот в течении двух лет будет превышать 400.000 евро, а предприятий, торгующих продуктами и смешанными товарами – 600.000 евро. При этом, иностранцы, работающие в Австрии, имеют, наряду с гражданами страны, ряд налоговых льгот и социальных пособий. Перечислим некоторые из них:

     Lastenausgleich - компенсация. Общее название  пособий, выплачиваемых семье  в случае ухудшения её материального  положения.

     Kinderzuschlag - налоговая льгота за детей.  
1) Подразумевает освобождение от налога части дохода малооплачиваемых категорий трудящихся.

     2) пенсионная надбавка за детей.  Пенсии для женщин увеличиваются  на сумму до 3% за каждого ребенка.

     Alleinerhalterabsetzbetrag - Налоговая льгота для главы  неполной семьи (Alleinerhalter - глава  неполной семьи). Часть дохода  главы неполной семьи, освобождаемая  от налогообложения.

     Alleinverdienerabsetzbetrag - налоговая льгота для единственного  кормильца. 
(Alleinverdiener - единственный кормилец. Лицо, чей супруг не получает дохода или получает незначительный доход.) Часть дохода единственного кормильца семьи, освобождается от налога.

     Ausgleichzulage - компенсационная выплата. Пособие,  выплачиваемое из фондов социального  обеспечения в связи с ухудшением  материального положения, напр. в  связи с увеличением количества  детей в семье, потерей кормильца.

     Ставка  налога на прибыль (Corporate income tax или Korperschaftsteuer) в Австрии на 5 % выше, чем аналогичный налог в России. В Австрии налог на прибыль составляет 25% от валовой прибыли, а в России всего 20 %. При этом австрийские компании обязаны платить минимальный налог на прибыль в независимости от результатов их деятельности и наличия прибыли. Для стартапов в Австрии существует льготный период – 4 первых квартала работы после регистрации. В этот период Австрийские ООО обязаны заплатить минимум 273 Евро в квартал. После 1 года работы ежеквартальный минимальный налог на прибыль австрийских ООО составляет 437 Евро, а для акционерных обществ, банков и страховых компаний минимальный налог еще выше.

     Из  положительных моментов Австрийской  налоговой системы – возможность оптимизации налога через создание единого налогового пула по нескольким зависимым компаниям, объединив в едином отчете все доходы и расходы по нескольким организациям.

     Налог на добавленную стоимость в Австрии на 2% выше, чем в России. 20% против 18% в РФ в 2010 году. Для этого налога существуют общие правила начисления и принятия к зачету входящего НДС, есть пониженная и нулевая ставка для определенных видов деятельности. В Австрии бизнес с оборотом менее 30 000 евро в год НДС не облагается, т.е. при средней выручке менее 2500 евро в месяц компании осбождены от уплаты НДС.

     Социальные  налоги: структура и порядок финансирования социальных налогов в Австрии существенно отличается от принятой на данный момент в России. В частности в Австрии часть социальных налогов оплачивается наемными сотрудниками за счет зарплаты, в то время, как в России все социальные налоги оплачиваются работодателем. Структура социальных налогов в Австрии включает налоги в фонды социального страхования и поддержки строительства жилья, Коммунальный налог местной администрации и налог в Фонд поддержки семьи. (Это налог для “выравнивания” социальных и финансовых условий между семейными и несемейными наемными сотрудниками – в данном случае налоговая система страны наглядно демонстрирует социальную ориентированность Австрийской экономики).

     Таким образом, общая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда (ФОТ) по социальным налогам в Австрии в 2010 году составил 47,4%. При этом 18,07% оплачивает наемный сотрудник и 29,33% начисляется сверх заработной платы за счет работодателя. Получается, что общая нагрузка по социальным налогам на ФОТ в Австрии на 21,2% больше, чем в России.

     НДФЛ, или Налог на доходы физических лиц  (Подоходный налог): социальные налоги не самая большая беда для наемного персонала Австрии, учитывая структуру личного подоходного налога. НДФЛ в Австрии – налог прогрессивный, т.е. чем больше заработал, тем больше заплатил в бюджет. Структура личного дохода: годовой доход до 11000 евро не облагается подоходным налогом, доход в интервале между 11000 и 25000 Евро в год облагается по ставке 36,5%, т.е. средняя ставка подоходного налога в Австрии составляет 20,44% для дохода менее 2083 Евро в месяц  (около 80000 рублей). С 25000 до 60000 Евро в год маржинальная ставка налога составляет 43,21%, т.е. средняя ставка 33,72% для дохода менее 5000 Евро в месяц (т.е. если общий доход сотрудника составил 5000 Евро в месяц, то налог составит 1686 Евро в месяц, а чистый доход будет равен 3314 Евро в месяц). Все доходы свыше 60000 Евро в год облагаются по маржинальной ставке 50%. Половина вам – половина Австрийскому государству. В России на данный момент подоходный налог не зависит от величины доходов и составляет всего 13% от общего дохода.

     Налог на Дивиденды (на капитал): в Австрии корпоративные учредители (т.е. организации – учредители прочих компаний) платят 25% от суммы начисленных дивидендов, а учредители физические лица – всего 12,5 %.

     В России налог на дивиденды зависит от налогового статуса налогоплательщика и для налоговых резидентов составляет всего 9%, а для нерезидентов – т.е. в основном для иностранных собственников российских компаний – 15% от суммы начисленных дивидендов.

     Налог на имущество: в Австрии этот налог называется – Налог на недвижимое имущество и составляет 1% от стоимости имущества. Однако существует также налог на продажу недвижимости, который составляет 3.5 % от цены сделки или 2% в случае, если купля-продажа происходит между близкими родственниками.

     В России общий налог на имущество  составляет 2 % от балансовой стоимости  имущества.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  налоговая система России даже при  сравнении с общей системой налогообложения, является для Австрийцев настоящим  налоговым Оазисом.

     Таблица 3-Удельный вес налоговых поступлений в различных странах

                         По отношению к ВВП (в процентах)

Страна Доля  налогов и обязательных платежей Доля  налогов без обязательных платежей
2007 2008 2007 2008
Австрия 42,2 42,8 27,9 28,4
Бельгия 43,9 44,3 30,3 30,3
Великобритания 36,5 37,3 29,8 30,5
Германия 39,4 39,3 24,2 24,3
Дания 48,0 47,2 48,0 47,2
Испания 37,1 33,1 37,1 33,1
Италия 43,1 42,8 30,1 29,4
Нидерланды 38,9 39,1 25,3 24,6
Франция 43,2 42,8 27,0 26,6
Швеция 48,3 47,1 36,1 35,9
Россия  30,7 28,4 22,1 20,5

Информация о работе Сравнительный анализ налогообложения россии и зарубежных стран