Сравнительный анализ налогообложения в оффшорных зонах России и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 01:37, реферат

Описание работы

Цель работы: провести сравнительный анализ особенностей налогообложения в оффшорных зонах России и зарубежных стран для выявления преимуществ и недостатков.
Задачи:
охарактеризовать основные понятия и виды оффшорных зон;
определить основные принципы налогообложения в оффшорных зонах;
провести сравнительный анализ условий налогообложения в Российских и зарубежных оффшорах.

Содержание

Введение
Глава 1 Классификация и основные характеристики оффшорных зон
Виды оффшорных зон
Виды оффшорных компаний
1.3. Оффшорные схемы
Преимущества и недостатки оффшорных зон
Глава 2 Принципы налогообложения в оффшорных зонах
2.1. Роль оффшорных зон в налоговой системе
2.1. Роль налогового планирования в оффшорных зонах
Глава 3 Сравнительный анализ условий налогообложения в Российских и зарубежных оффшорах
3.1 Характеристика оффшорных зон в России
3.1.1. Российские льготные регионы: сравнительная характеристика.
3.1.2. Краткий обзор основных льготных районов России.
3.1.3. Особенности российских оффшоров
3.2. Зарубежный опыт
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

налоги курсовая.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

Инвестиционная деятельность предполагает деятельность с фондами и капиталом. При этой схеме вся полученная прибыль от имени оффшорной компании вкладывается в развитие различных корпораций западных стран по усмотрению инвестора. Оффшорная схема может строиться по принципу создания портфеля инвестиций. Эта схема удобна частным лицам. Средства, расположенные в зоне оффшорной компании, не подлежат уплате налогов и поэтому их можно инвестировать в любые виды бизнеса на территории западных стран.

Управление имуществом (продажа-купля) от лица оффшора осуществляются быстрей  и выгодней, чем от частного лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Преимущества и недостатки оффшорных зон

Оффшорные зоны дают большие преимущества, в частности, налоговые льготы, практически  полное отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с  резидентами в любой иностранной  валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций. 

Преимущества оффшорного бизнеса:

  • Минимизация налогообложения. Оффшор, как правило, имеет незначительное или даже нулевое налогообложение. Таким образом, если оффшор сделать центром прибыли группы компаний, то общие налоговые расходы группы уменьшатся.
  • Разделение рисков в бизнесе. Разделение рисков, связанных с несколькими направлениями бизнеса, несколькими компаниями в бизнесе, несколькими владельцами бизнеса.
  • Защита активов. Придание международного статуса владельцам бизнеса или активов, защита иностранных инвестиций, дозирование предоставляемой информации полезной для данного бизнеса вместе с разделением рисков.
  • Простота корпоративных процедур, минимум бюрократичности, быстрое оформление. Поскольку законодательство большинства оффшорных зон максимально упрощено по сравнению с развитыми странами (оншорами), то сама регистрация, последующая работа с компанией, получение всевозможных выписок и других дополнительных документов происходит очень быстро.
  • Простота продажи бизнеса. Если владельцем бизнеса или его части является оффшорная компания, то при продаже можно легко передать новому владельцу саму компанию.
  • Отсутствие отчётности и минимальный контроль со стороны страны регистрации. Как правило, при нулевом налогообложении, требований о подаче отчётности в стране регистрации нет, от результатов отчётности налогообложение зависеть не будет; нет также валютного и какого-либо другого контроля государства за деятельностью компании.
  • Выгодность нерезидентного статуса по сравнению с резидентным. Международная деятельность компании вне контроля государства основного бизнеса.
  • Конфиденциальность владельца. Информация о директорах и акционерах компании во многих юрисдикциях не вносится в публичный реестр компании; в странах, где вносится, возможны услуги номинальных директоров и акционеров; в некоторых странах возможны акции на предъявителя
  • Гибкость и либеральность законодательств оффшорных зон позволяет развивать нетрадиционные формы ведения бизнеса, в то время как на внутренних рынках предложение финансовых услуг ограничено или предполагает множество бюрократических процедур. Кроме того, на внутреннем рынке существенно выше степень риска, в то время как на международном рынке всегда возможно найти услугу, которая действительно необходима.  

Принципиальным моментом является то, что оффшорный режим вводится именно для привлечения иностранных инвестиций. Поэтому, как правило, налоговые и другие льготы устанавливаются лишь для иностранных компаний, и параллельно принимаются меры для изоляции оффшорного бизнеса от внутреннего рынка. При этом, как правило, ограничивается возможность выхода оффшорных компаний на внутренний рынок, чтобы не допустить использования ими льготного статуса для конкурентной борьбы с национальными компаниями и подрыва национального валютного, таможенного и налогового законодательства и контроля.

Негативным фактором создания оффшорных  зон является то, что они практически  лишены доверия со стороны государственных  органов. Тогда возникает вопрос: а зачем же государство идет на создание оффшорных зон. Выгода для государства здесь состоит в том, что, создавая оффшорные зоны на своей территории, страна способствует привлечению иностранных инвестиций, увеличению число новых рабочих мест, что в итоге способствует развитию экономики. Следовательно, оффшоры выгодны практически всем участвующим сторонам - и предприятиям, и государству, и населению самой зоны.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Принципы налогообложения в оффшорных зонах

2.1. Роль оффшорных зон в налоговой  системе

В современных экономических условиях особое значение отводится совершенствованию налоговой системы на макроэкономическом (государственном) уровне и микроуровне субъектов предпринимательской деятельности. Важная роль при этом придается использованию налоговых рычагов регулирования экономики и грамотному налоговому планированию хозяйствующих субъектов.

Недооценка стимулирующего воздействия  реформы налоговой системы на экономику приводит к росту налогового давления, препятствует активному инвестированию и, как следствие, к утечке капитала за рубеж при общем снижении налоговой дисциплины.

С макроэкономических позиций необходимы регулирующие меры по поддержке отдельных  регионов и сфер, сдерживанию безработицы  и выполнению государством функций  по социальной защите населения при  совершенствовании системы налогообложения.

Мировой опыт развития рыночной экономики  показывает целесообразность создания в отдельных регионах, так называемых оффшорных зон - избирательных территорий, в которых при благоприятном налоговом климате предпринимательская деятельность находится под регулирующим контролем государства.

В Российской Федерации существует несколько территорий, аналогичных  оффшорным и подпадающих под  статус «свободная экономическая зона». К сожалению, в связи с большой макроэкономической специфичностью российских регионов не разработан механизм, позволяющий четко увязать факторы, в результате которых возникает необходимость создания оффшорных зон, и с четкой методикой их функционирования.

2.1. Роль налогового планирования  в оффшорных зонах

Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения. Налоговые льготы для компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах весьма существенны и, как правило, представляют собой полное освобождение от уплаты всех местных налогов. Оффшорные компании обязаны уплатить лишь разовый регистрационный сбор и оплачивать годовой сбор, ставки которого обычно фиксированы и не зависят от коммерческой активности оффшорной компании.

Налоговое планирование представляет собой программу, использующую в  целях эффективного управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов любую законно допустимую возможность оптимизации налогооблагаемой базы (экономию собственных средств, уменьшающую зависимость от внешних источников финансирования). Размещение капитала в оффшорных зонах представляет собой метод налогового планирования.

1. Льготное налогообложение (предполагает  фиксированный ежегодный платеж (пошлину) или понижение ставок  налогообложения).

2. Налоговые каникулы и налоговые  льготы (Лихтенштейн).

3. Перемещение капитала от центральной компании дочерним отделениям за рубеж (трасты в Гонконге)6.

4. Совмещение различных сфер  деятельности в рамках финансово-промышленных  групп (ФПГ) в разных регионах, когда капитал не выходит за  рамки структур ФПГ (слияние  производственной, банковской, финансовой, страховой деятельности отдельных структур одной ФПГ).

5. Использование механизма кредитования, инвестирования, страхования, перестрахования  для оптимально эффективного  размещения капитала.

6. Разработка финансовых схем  с учетом структурных, финансовых, страховых механизмов для оптимизации налогооблагаемой базы.

7. Использование льготных ставок  налогообложения при дешевых  ресурсах (сырья, рабочей силы  и т.д.) для расширения производства.

8. Перемещение юридического лица  на территории большего экономического благоприятствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Сравнительный анализ условий налогообложения в Российских и зарубежных оффшорах

3.1 Характеристика оффшорных зон  в России

3.1.1. Российские льготные регионы: сравнительная характеристика.

Уже сейчас можно выделить несколько  типов оффшорных регионов. Прежде всего, выделим группу юрисдикций, в наибольшей степени напоминающих зарубежные налоговые оффшорные зоны - регионы базового типа. Они, главным образом, предназначены для нерезидентов (для предприятий, действующих за пределами административного района, где они зарегистрированы). К данной группе юрисдикции относятся Калмыкия, Ингушетия, Бурятия (Агинский национальный округ). В некоторых отношениях они аналогичны корпорациям штата Делавэр в США или "домицилированным" компаниям Швейцарии. Однако и в этой группе льготных российских территорий условия для бизнеса далеко не одинаковы. Различия касаются, например, льгот по НДС и схем их компенсации. В Калмыкии льготы по НДС вообще отсутствуют. В Ингушетии и Бурятии (Агинский национальный округ) НДС компенсируется после уплаты доли НДС, причитающейся в местный бюджет. В алтайских оффшорных центрах этот налог не платится изначально. Однако это выглядит проблематичным с точки зрения федерального законодательства.7 В перечисленной группе территорий выделяется Калмыкия. Для нее характерен большой стаж деятельности в этой области, отработанность сервисных технологий. К сравнительным преимуществам Калмыкии относится большой опыт, накопленный в связи c лицензированием отдельных видов деятельности. В республике имеется законодательство, предоставляющее налоговые льготы для банков и инвестиционных компаний. Здесь оказывается содействие в получении соответствующих специализированных лицензий. Такие широкие возможности по созданию льготных фирм существуют пока только в Калмыкии.

Но в Калмыкии не предоставляются  льготы по НДС. Кстати, это можно рассматривать как некоторое преимущество - ведь по общему правилу федеральное законодательство требует его уплаты. Если требуется непременно получить льготы по НДС, то фирма может быть зарегистрирована в Бурятии (Агинский муниципальный округ), Ингушетии или в одной из льготных зон Алтайского региона.

Теперь выделим группу юрисдикций, сочетающих оффшорные и резидентные льготы (т. е. льготы для предприятий, фактически функционирующих на территории этих регионов).8 Типичный пример - эколого-экономический район "Алтай". Здесь льготы может получить не только иногороднее, но и местное предприятие. Для таких предприятий создается специальный льготный режим.

В третью группу льготных территорий можно включить зоны с льготами только для резидентных территорий. Как правило, и в этом случае есть возможность зарегистрировать предприятие в данном регионе, а его деятельность организовать (частично или полностью) в другом. Уникальное положение занимает такой относительно новый оффшорный центр России, как Углич. Он сочетает три группы льгот - льготы для нерезидентных компаний, льготы для местных фирм и особую группу льгот для физических лиц. Пока это единственный район, предоставляющий льготы по подоходному налогу для физических лиц. Помимо этого здесь введен ряд льгот по акцизам, что делает его особенно благоприятным районом для предприятий оптовой торговли некоторыми видами товаров (в частности винно-водочными). Местные органы окажут содействие по предоставлению сертифицированного склада для лицензированных видов оптовой торговли (например, винно-водочной продукции). Акцизные льготы предоставляются также в Агинском национальном округе (Бурятия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.2. Краткий обзор основных льготных районов России.

Калмыкия.

Режим льготной зоны в Калмыкии действует  с 1994 года. Калмыкия является одной из старейших в РФ льготных территорий. Руководство зоны подчеркивает полное соответствие нормативной базы законодательству РФ и, в частности закону "Об основах налоговой системы", позволяющему предоставлять льготы определенной категории налогоплательщиков. Закон, регулирующий функционирование льготных фирм в Калмыкии, так и именуется "О предоставлении налоговых льгот отдельной категории налогоплательщиков". В Калмыкии зарегистрировано большое число льготных фирм. Под отдельной категорией налогоплательщиков понимаются предприятия, не использующие природные и сырьевые ресурсы Калмыкии. Однако фактически она может функционировать в любом районе Российской Федерации или за рубежом. К числу преимуществ зоны относится близость к центру, промышленным районам Урала и Поволжью. На основании налогового законодательства Калмыкии предоставляются следующие налоговые льготы: - налог на прибыль не превышает 13%; - налог на пользователей автодорог - 1, 25%. Региональные и местные налоги отменены. Возможна замена всех налогов, включая НДС на общую ставку в 3, 33% путем перехода на упрощенную форму налогообложения. Организовано абонентское обслуживание клиентов. Специалисты фонда работают над разработкой новых типов корпоративных схем. Предлагается в частности использование такого правового инструмента, как договор простого товарищества (совместной деятельности) для организации бизнеса в комбинации со льготными фирмами, зарегистрированными в Калмыкии.

Ингушетия.

Существование льготных компаний в  Ингушетии закреплено федеральным  законом "О центре международного бизнеса в республике Ингушетия", принятом в 1996 году. В соответствии с этим законом в Центре международного бизнеса в столице республики городе Назрани регистрируются компании с особым льготным и международным статусом. Среди всех российских регионов "компании международного бизнеса" Ингушетия в наибольшей степени напоминает классический оффшор. Ингушские компании международного бизнеса полностью экстерриториальны, т.е. нерезиденты в общепринятом смысле этого слова. Их центр управления и контроля, а также место фактического ведения бизнеса должны находиться за пределами не только Ингушетии, но и всей России. Собственниками такой компании могут быть только нерезиденты России. Все это черты обычной оффшорной фирмы, известные по классическим международным оффшорным зонам. Однако ингушский оффшор - это единственный тип предприятия, который может иметь счета в российских банках и одновременно (и совершенно официально, в соответствии с законом 1996 года) полностью выпадает из сферы действия валютного законодательства РФ. В связи с этим компании этого типа весьма удобны для действий на пространстве бывшего СНГ, трансфертных операций и транзита финансовых потоков. Компании международного бизнеса пользуются валютной автономией и освобождены от всех видов налогов. Вместо них платится определенный регистрационный сбор. Как льготная территория Ингушетия пережила определенную эволюцию? Наиболее благоприятным был период, когда федеральными властями Ингушетии предоставлялись таможенные льготы и льготы по НДС. На сегодняшний день эта возможность исчерпана. Однако по-прежнему сохраняются две основные возможности: зарегистрировать компанию, которая будет пользоваться налоговыми льготами на уровне других российских льготных гаваней (т.е. в части местных налогов и местной "четверти" НДС), либо создать настоящий российский оффшор - компанию международного бизнеса по федеральному закону 1996 года.

Углич.

Среди льготных территорий России видное место занимает Угличский муниципальный округ. Углич находится в Ярославской области в 200 км от Москвы. В качестве льготного региона он начал функционировать недавно, но уже нашел свое место на российском рынке корпоративных и финансовых услуг. Обычные предприятия, действующие за пределами УМО, платят 13% налога на прибыль, 1,25% с оборота в дорожный фонд, 20% НДС.9 Углич использует льготы для малого бизнеса, которые эффективно применяются в комбинации с льготами общего характера и услугами корпоративного сервиса. Здесь регистрируются предприятия с упрощенной системой налогообложения с доходом до 1,5 млн. долл. в год и численностью до 15 человек, которые платят 3,33% с дохода и сбор в 500 долл. в квартал. Такое предприятие не платит НДС. В Угличе введена система льгот и для обычных предприятий. Предприятия-резиденты полностью освобождены от налогов (кроме федеральных) до достижения точки безубыточности. После того как предприятие стало рентабельным, оно платит местные налоги в размере 50 % ставки. При этом имеется возможность оплачивать местную часть НДС и 50% акцизов ценными бумагами, купленными с дисконтом. Уникальность территории свободного предпринимательства, созданной в Угличском муниципальном округе, в том, что здесь все элементы собраны вместе и дополнены льготами для физических лиц. Лицам, уплатившим подоходный налог в сумме 1500 МРОТ, выплачивается компенсация по внесенному подоходному налогу в размере разницы между фактически уплаченным налогом и 1500 МРОТ. Эта льгота действует для тех, кто получает доходы более 5000 долл. в месяц. Практика показывает, что использование льготной фирмы само по себе не всегда дает желаемый эффект. Полученные преимущества сводятся на нет высоким подоходным налогом. Поэтому во многих случаях целесообразно комбинировать льготы по налогу на прибыль для юридических лиц со льготами по подоходному налогу для физических. Кроме того, использование фирмы с упрощенным порядком налогообложения, через которую доходы доводятся до конечных получателей, в некоторых случаях позволяет избежать начислений на фонд заработной платы. Угличский муниципальный округ - как раз та территория, которая наилучшим образом подходит для данных схем.

Информация о работе Сравнительный анализ налогообложения в оффшорных зонах России и зарубежных стран