Сущность и перспективы единого социального налога (ЕСН)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:03, реферат

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое обоснование необходимости реформирования единого социального налога с целью обеспечения социальной защиты граждан необходимы финансовыми ресурсами.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- выявить значение и функции социального налогообложения как основного источника финансирования государственной социальной защиты населения;
- проанализировать роль и элементы единого социального налога (ЕСН) в налоговой системе Российской Федерации;
- охарактеризовать основные проблемы эффективности функционирования единого социального налога;
- рассмотреть действующий на данный момент порядок уплаты страховых взносов вместо ЕСН, раскрыть основные перспективы и проблемы введения страховых взносов в налоговой системе РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОЦИАЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 5
2 СУЩНОСТЬ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ 6
3 ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЗАМЕНЫ ЕСН СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

522 КОНТР Единый социальный налог.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

3 ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЗАМЕНЫ ЕСН СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

 

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ [2] (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 Налогового кодекса Российской Федерации «Единый социальный налог» утратила силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ). Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Введение этой нормы связано с растущим дефицитом Пенсионного фонда, который в 2010 году может составить 1,166 трлн. рублей. Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами [2] (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Органами контроля за исчислением и уплатой страховых  взносов законом определен Пенсионный фонд России и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования России и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством [2].

Плательщиками страховых  взносов являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми, которые производят выплаты и перечисляют иные вознаграждения физлицам. К плательщикам относятся также индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые не осуществляют выплат физлицам, т.е. те же лица, которые до 1 января 2010 г. в соответствии с гл. 24 НК РФ уплачивали ЕСН (ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ) [2].

В связи с вводом нового порядка начисления и уплаты страховых взносов с 1 января 2010г глава 24 НК РФ «ЕСН» утратила силу, поэтому плательщики будут начислять страховые взносы с выплат и иных вознаграждений вне зависимости от того, учитываются они в целях налогообложения прибыли или нет.

Согласно Закону объектом обложения страховыми взносами всеми плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам признаются в первую очередь [2]:

- все выплаты и иные  вознаграждения, начисляемые плательщиками  страховых взносов в пользу  физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Данное правило, как и прежде с ЕСН, не распространяется на выплаты, производимые в пользу индивидуальных предпринимателей.

-иные выплаты, производимые  плательщиками в пользу физ. лиц,  которые в настоящее время  подлежат обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами.

Дополнительно подлежат обложению: все компенсационные денежные выплаты, не предусмотренные ТК РФ, все сверхнормативные компенсационные денежные выплаты,  предусмотренные ТК РФ и иными нормативными актами в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, прочие социальные выплаты (доплаты и надбавки социального характера, премии к юбилею и иные поощрительные выплаты, предусмотренные трудовыми или коллективными договорами) [2].

При этом следует отметить, что на сегодняшний день возникают  вопросы, которые не урегулированы  данным Законом, не разъяснены они также  Минздравсоцразвития РФ,  которому предоставлено право давать разъяснения по вопросам  начисления страховых вносов. Например: обложение сверхнормативных видов установленных законодательством компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в частности компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, суточных сверх норм, по которым разными законодательными документами установлены различные нормативы.

 

База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица законом установлена в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода (расчетным периодом признается календарный год). С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих указанный размер, страховые взносы не взимаются. Применение регрессивных ставок отменено.

При этом в Законе предусмотрено, что предельная величина базы подлежит ежегодной индексации с учетом роста  средней заработной платы в России (размер индексации определяется Правительством Российской Федерации).

Следовательно, страховые  взносы будут начисляться лишь до тех пор, пока выплаты и иные вознаграждения работнику нарастающим итогом с  начала года не превысят 415 000 рублей. С сумм сверх названной предельной величины базы страховые взносы до конца расчетного периода (то есть года)  взиманию не подлежат.

Следует обратить внимание, что теперь, если работодатель производит выплаты и иные вознаграждения в  натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), при расчете базы для начисления взносов учитывается цена этих товаров (работ, услуг), указанная сторонами договора (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ), а не их рыночная стоимость (п. 4 ст. 237 НК РФ).

Статьей ст.9 Закона установлен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, который по сравнению с ЕСН значительно сокращен  и является закрытым.

С 01.01.2010 в перечень не включены и будут подлежать обложению  страховыми взносами следующие выплаты [2]:

- компенсация за неиспользованный отпуск;

- материальная помощь, оказываемая членам семьи умершего  работника;

- материальная помощь  в размере, превышающем 4000 руб.  на одного работника за расчетный  период (календарный год).

Расчетным периодом по страховым  взносам (ст.10) признается календарный год, отчетными периодами - I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год [2].

В 2010 году компании и предприниматели, у которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек, обязаны предоставлять расчеты в электронной форме и скреплять ее электронной цифровой подписью (ЭЦП). Остальные плательщики взносов вправе отчитываться на бумаге.

Начиная с 2011 года в электронном виде будут отчитываться организации и ИП со среднесписочной численность работников более 50 человек. К тому же добавится ежеквартальная отчетность по персонифицированному учету в Пенсионный фонд (до 2011 года сдавать персонифицированные сведения нужно раз в год).

Сравнение отдельных  элементов  единого социального налога (ЕСН) и страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отражено в таблице 1.

 

Таблица 1 - Сравнительная таблица по уплате единого социального налога (ЕСН) и страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (ЕСН) (Налоговый  кодекс РФ)

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ)

Ставка ЕСН в ФСС РФ

2,9% налоговой базы, не превышающей  280 000 рублей; 8 120 рублей + 1,0 % с суммы,  превышающей 280 000 рублей (при налоговой  базе от 280 001 рублей до 600 000 рублей); 11 320 рублей (при налоговой базе свыше 600 000 рублей).

Тариф страховых взносов в ФСС  РФ 2,9% от базы для начисления страховых  взносов, которая устанавливается  в отношении каждого 

физического лица в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с  начала расчетного периода.

Налоговая база

сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками  за налоговый период (календарный  год) в пользу физических лиц, без  ограничения предельной величиной.

База для начисления страховых  взносов 

сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период (календарный год) в пользу физических лиц, в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.

Контроль за уплатой ЕСН и  расходованием средств обязательного социального страхования

Контроль за уплатой ЕСН осуществляют налоговые органы путем проведения камеральных и выездных проверок. Контроль за расходованием средств  обязательного социального страхования  производится территориальными органами ФСС РФ посредством проведения камеральных и выездных проверок.

Контроль за уплатой страховых  взносов и расходованием средств  обязательного социального страхования 

Контроль за уплатой страховых  взносов и расходованием средств  обязательного социального страхования осуществляют территориальные органы ФСС РФ посредством проведения камеральных и выездных проверок.

Плановые выездные проверки плательщиков страховых взносов проводятся органами ФСС РФ совместно с органами Пенсионного  фонда Российской Федерации.

Обязанности банков, связанные с  учетом налогоплательщиков

- предоставление информации налоговым  органам об открытии или о  закрытии счета, изменении реквизитов  счета организации (индивидуального 

предпринимателя);

- выдача налоговым органам  справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей)

Обязанности банков, связанные 

с учетом плательщиков страховых взносов 

- предоставление информации территориальным органам ФСС РФ об открытии или о закрытии счета, изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя)

Возврат излишне уплаченных

(взысканных) сумм ЕСН 

Возврат осуществляется налоговыми органами.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов

Возврат осуществляется территориальным  органам ФСС РФ


 

2010 год является переходным периодом, в течение которого сохраняется действующая ставка взносов, то есть 20% в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования, и 3,1% - в фонды обязательного медицинского страхования. С 2011 года ставка страховых взносов возрастет до 34% - 26% будет направляться в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования РФ, 4,1% - в фонды (Федеральный и Территориальные) обязательного медицинского страхования (таблица 2).

 

Таблица 2  - Тарифы страховых взносов с 2011 года в РФ

Пенсионный фонд

Фонд  
социального  
страхования

Фонды обязательного  
медицинского страхования

 

Федеральный

Территориальный


Итого

26%

2,9%

2,1%

3%

34%


 

Для определенных категорий  работодателей повышение ставки совокупных страховых взносов до 34% будет происходить постепенно, до 2015 года. К этим категориям относятся: сельхозтоваропроизводители, плательщики  единого сельскохозяйственного  налога, резиденты технико-внедренческих особых экономических зон, инвалиды, если они работают у обычного работодателя, либо предприятия, принадлежащие обществам инвалидов. В 2011-2012 годах они будут уплачивать в Пенсионный фонд РФ 16%, а в 2013-2014 годах - 21%, с 2015 перейдут на 34%, в Фонд социального страхования РФ в 2011-2012 году - 1,9%, в 2013-2014 - 2,4, и, соответственно 2,9% с 2015 года, в фонды обязательного медицинского страхования в 2011-2012 - 2,3%, в 2013-2014 - 3,7% и 5,1% - с 2015 года.

Проведем сравнительный анализ налоговых ставок ЕСН и новых страховых тарифов в таблице 3.

 

Таблица 3 –  Сравнительный анализ налоговых  ставок ЕСН и новых  

                    страховых тарифов с 2011 г.

База на  
каждое  
физическое  
лицо  
нарастающим  
итогом с  
начала  
года, руб.

Налоговая нагрузка по ЕСН 

Налоговая нагрузка по страховым  
взносам

Ставки ЕСН  
(п. 1  
ст. 241  
НК РФ)

Ставки ЕСН,  
переведенные  
в проценты к  
общей базе  
(расчетно)

Сумма  
налога  
в руб.

Страховые  
тарифы  
(п. 2  
ст. 12  
Закона о  
страховых  
взносах)

Страховые  
тарифы,  
переведенные  
в проценты к  
общей базе  
(расчетно)

Сумма  
взносов  
в руб.

1

2

3

4 = 1 x 3

5

6

7 = 1 x 6

До 280 000

26%

26%

0 -  
72 800

34%

34%

0 -  
95 200

280 001 -  
415 000

72 800 руб.  
+ 10% с  
суммы,  
превышающей  
280 000 руб.

26% -  
20,795%

72 800 -  
86 300

34%

34%

95 200 -  
141 100

415 001 -  
600 000

72 800 руб.  
+ 10% с  
суммы,  
превышающей  
280 000 руб.

20,795% -  
17,46(6)%

86 300-  
104 800

0%

34% -  
23,51(6)%

141 100

600 000 -  
2 415 000

104 800 руб.  
+ 2% с  
суммы,  
превышающей  
600 000 руб.

17,46(6)% -  
5,843%

От  
104 800  
до  
141 100

0%

23,51(6)% -  
5,843%

141 100


 

Из таблицы видно, что, когда Закон о страховых взносах  заработает в полную силу, налоговая нагрузка на налогоплательщиков увеличится. Только для физических лиц, у которых доход за год составит более 2415 тыс. руб., она будет снижена. Очевидно, что такие случаи будут в меньшинстве.

Расчет предельной величины доходов произведен следующим образом:

141 100 руб. = 104 800 руб. + (X - 600 000 руб.) x 2%,

где X - предельная величина дохода, при которой и ЕСН, и  страховые взносы будут равны.

Понятно, что если облагаемый доход будет выше рассчитанных 2415 тыс. руб., то сумма ЕСН будет больше, так как с величины, превышающей 600 тыс. руб., налогоплательщики исчисляют взносы в размере 2%, а по страховым взносам начисление прекращается при достижении дохода в размере 415 тыс. руб. [7].

С одной стороны, во введенных  преобразованиях есть свои положительные  моменты. По оценке министерства, если бы сегодняшние решения не были приняты, то к 2050 г. пенсионная система на 86% зависела бы от трансфертов из федерального бюджета. Это означало бы, что пенсионная система превратилась бы в бюджетную систему, и наличие пенсионного фонда как отдельного бюджета становилось бы бессмысленным.

Новый налоговый режим предполагает увеличение страховых взносов на медицинское страхование: 5,1% зарплаты будет отчисляться в Фонд обязательного медицинского страхования, сегодня же этот показатель равняется 3,1%. Появляется возможность усовершенствовать данную систему: в оказании медицинской помощи и ее доступности для населения [5].

Негативные последствия принятия Федеральных законов для бизнеса разнообразны. При новой системе нагрузка на плательщиков в целом существенно увеличится. По экспертным данным, увеличение налоговой нагрузки в 2011 году в связи  с заменой ЕСН составит 800-850 млрд. рублей. Это связано с более высокими тарифами, отказом от применения регрессивной шкалы, отсутствием условия об учете в объекте обложения страховыми взносами выплат, относимых к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Уменьшение нагрузки возможно лишь при достаточно высоких зарплатах.

В наименьшей степени  пострадают финансовый сектор и сырьевые отрасли, в наибольшей – небольшие производства и компании сферы нефинансовых услуг. Предприятия начнут сокращать обслуживающий персонал и повышать нагрузку на высококвалифицированных специалистов. Производственные компании станут больше автоматизировать производства и сокращать занятость.

Есть также большая  вероятность, что многие компании перейдут на схемы, связанные с сокрытием  от налогообложения налога на доходы физических лиц и выплатой заработной платы «в конвертах». Первое фактически будет означать «оптимизацию» численности работников, прежде всего сокращение рабочих мест, занятых в малом предпринимательстве, и, соответственно, рост безработицы. Второе может уменьшить поступления от налога на доходы физических лиц.

Информация о работе Сущность и перспективы единого социального налога (ЕСН)