Сущность и перспективы единого социального налога (ЕСН)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:03, реферат

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое обоснование необходимости реформирования единого социального налога с целью обеспечения социальной защиты граждан необходимы финансовыми ресурсами.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- выявить значение и функции социального налогообложения как основного источника финансирования государственной социальной защиты населения;
- проанализировать роль и элементы единого социального налога (ЕСН) в налоговой системе Российской Федерации;
- охарактеризовать основные проблемы эффективности функционирования единого социального налога;
- рассмотреть действующий на данный момент порядок уплаты страховых взносов вместо ЕСН, раскрыть основные перспективы и проблемы введения страховых взносов в налоговой системе РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОЦИАЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 5
2 СУЩНОСТЬ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ 6
3 ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЗАМЕНЫ ЕСН СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

522 КОНТР Единый социальный налог.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Новый порядок уплаты страховых взносов может стимулировать еще большую дифференциацию в заработной плате по отдельным отраслям промышленности. При таких условиях становится более выгодным повышать заработную плату высокооплачиваемым работникам, превышающую порог годового дохода в 415 тыс. руб. (т.к. с нее не взимаются страховые взносы), чем работникам со средним заработком, за которых необходимо уплачивать 34% страховых взносов с каждого добавленного рубля. Особенно это коснется отраслей со средним и ниже среднего уровнем заработной платы (сельское хозяйство, текстильная промышленность, образование, здравоохранение, малый бизнес) [7].

Экономисты полагают, что введение страховых взносов  вместо ЕСН существенно увеличит совокупную финансовую нагрузку на ряд организаций малого бизнеса, использующих специальные налоговые режимы, в частности на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД). С 1 января 2011 года для предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД, финансовая нагрузка единовременно увеличится в 2,4 раза. Для плательщиков же, применяющих общий режим налогообложения, увеличение финансовой нагрузки произойдет в 1,3 раза, а для плательщиков, применяющих ЕСХН, — в 1,4 раза (в 2011–2012 гг.) и 1,9 раза (в 2013–2014 гг.) соответственно. Увеличение в условиях кризисных явлений финансовой нагрузки на фонд оплаты труда для всех без исключения категорий предпринимателей будет означать, что организации различными способами начнут искусственно занижать свою прибыль, уводить ее в оффшорные зоны, применять иные схемы налоговой оптимизации [5].

К осложняющим последствиям нужно отнести то, что появляются дополнительные контролирующие органы, которые будут проводить проверки плательщиков. Соответственно, у плательщиков возрастут административные издержки, затраты времени и пр. Таким образом, существенно увеличится административная нагрузка на бизнес, снижение и без того невысокой эффективности государственного управления в сфере налогообложения.

Эксперты предлагают следующие меры смягчения воздействия страховых взносов на субъекты предпринимательства. Во-первых, следует распространить на плательщиков УСН и ЕНВД льготные размеры страховых взносов на переходный период 2011–2014 годов: 20,2% на 2011 и 2012 годы, 27,1% на 2013 и 2014 годы (по аналогии с плательщиками ЕСХН). В таком случае выпадение доходов из бюджетной системы не последует. Зато увеличение нагрузки на малый бизнес окажется хоть и ощутимым, но постепенным, и у малого бизнеса будет время, чтобы адаптироваться к новым условиям. Во-вторых, необходимо снизить налоговые ставки по УСН и ЕНВД, исключив из них долю, причитающуюся по действующему порядку государственным внебюджетным фондам. Предлагается установить налоговые ставки по УСН в размере 5% для объекта «доходы» и 13% для объекта «доходы минус расходы», по ЕНВД — 13%. Можно предпринять и другие компенсирующие меры: например, рассмотреть вопрос о введении так называемой «инвестиционной льготы» по налогу на прибыль с организации, «налоговых каникул» для малых инновационных предприятий, снижение НДС и др. [10]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для действовавшего с 2001 г. по 2009 г. механизма исчисления и уплаты ЕСН была характерна его несогласованность с ключевыми элементами механизма исчисления налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, некоторых из специальных налоговых режимов, что негативно сказывалось на реализации фискальной и регулирующей функции указанных налогов, на предпринимательской активности. Пороговая величина регрессивной шкалы ставок налога не учитывала отраслевую принадлежность налогоплательщиков и дифференцированную долю фонда оплаты труда в производственных затратах. Указанные проблемы являлись питательной средой для активизации деятельности налогоплательщиков по искусственному занижению размера оплаты труда с целью снижения своих налоговых обязательств. Несовершенство сложившегося в России порядка налогового администрирования ЕСН приводило к несвоевременному зачислению средств в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. Кроме того, был неурегулирован механизм обмена информацией между налоговыми органами, органами федерального казначейства и внебюджетными фондами.

Замена единого  социального налога страховыми взносами с одновременным увеличением размера страховых выплат до 34 процентов от объема фонда оплаты труда существенно увеличивают фискальную нагрузку на работодателей. В этой ситуации особо пострадают хозяйствующие субъекты инновационного сектора экономики, у которых в структуре себестоимости велика доля расходов на оплату труда квалифицированной рабочей силы, может возобновиться практика использования непрозрачных механизмов при выплате заработной платы. В связи с этим для хозяйствующих субъектов необходимо предусмотреть меры компенсационного характера, уменьшающие налоговую нагрузку по другим налогам и сборам.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. (Часть вторая): ФЗ-№146 от 05.08.2000 г. (принят Гос. Думой 19.07.2000 г., одобрен Советом Федерации 26.07.2000 г. (ред. от 30.12.2008)) [Электронный ресурс]: справ. правовая система Консультант Плюс. – 1 электрон. диск (CD-ROM); Windows 98 / МЕ / NТ4 / 2000 / ХР.
  2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»  (ред. от 25.11.2009, с изм. от 10.05.2010) [Электронный ресурс]: справ. правовая система Консультант Плюс. – 1 электрон. диск (CD-ROM); Windows 98 / МЕ / NТ4 / 2000 / ХР.
  3. Постановление Совета Федерации «О бюджетной стратегии до 2023 года» [Электронный ресурс]: справ. правовая система Консультант Плюс. – 1 электрон. диск (CD-ROM); Windows 98 / МЕ / NТ4 / 2000 / ХР.
  4. Гончаренко Л. И., Иванеева Ю. А., Первякова Ю. Г. Единый социальный налог: современные проблемы и модели развития // Финансы и кредит. – 2005. -  № 30. - с. 25-32.
  5. Горст М. ЕСН: от бизнеса осталась одна тень // Прямые инвестиции. – 2009. - № 11. – с. 90-93.
  6. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2007. – 239 с.
  7. Талаш А.А. Замена ЕСН на страховые взносы: насколько увеличится налоговая нагрузка? // Финансовая газета. – 2009. - № 4. – С. 18 – 19.
  8. Шипилова Н.С. Сущность и функции налогов на фонд заработной платы и их реализация в современных условиях.//Финансовый механизм экономического роста России. Сборник научных трудов. Вып. 2./ Под ред. В.В. Степаненко. - Саратов: СГСЭУ, 2008.
  9. Шипилова Н.С. Реализация социальной функции налогообложения в современных условиях. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2009. - № 1. – с. 65-69.
  10. Фадеев Д.Е. Шаг вперед, два шага назад (к вопросу о налоговой нагрузке на малый бизнес) // Налоговая политика и практика. – 2009. - №7. – с. 15-18.



Информация о работе Сущность и перспективы единого социального налога (ЕСН)