Сущность и виды налогов. Налоговая система в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Задачи:
- раскрыть сущность налогов, ;
- рассмотреть основные виды налогов;
- проанализировать современное состояние экономики России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…………4 - 5
1. Сущность налогов……………………………………………………………....6 - 8
2. Виды налогов…………………………………………………………………..8 - 11
3. Разрывы в «Кейнсианском кресте»
4. Понятие налоговой системы……………………………………………………...12
5. Особенности налоговой системы Российской Федерации………………...13 - 15
6. Основные налоги, взимаемые в России…………………………………….15 - 17
7. Налоговая система: проблемы и перспективы
7.1 Упрощенная система налогообложения: дискриминация организаций со статусом ГУП(МУП)….17 - 19
7.2 Уклонение от налогов и национальный выбор налогоплательщика…….20 - 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23 - 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

2 семестр экономика.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Не подлежат налогообложению: государственные пособия по социальному страхованию; все виды пенсий; доходы, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму 12-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

2) Налог  на прибыль предприятий взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Этот налог составляет основную часть налоговых выплат предприятий. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход. В России ставка этого налога близка к той, что действует в развитых странах – до 35%. Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций. Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, облагается по ставке 15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации. Доходы от игорного бизнеса, включая игровые автоматы, облагаются по ставке 90%, прибыль видео салонов – 70%.

3) Социальные  взносы охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично – их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансирование этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями. В России взносы предприятий в государственные внебюджетные фонды составляют около 39,5% от их затрат на заработную плату.

4) Поимущественные  налоги – это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства.

5) Налоги  на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. НДС схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несёт конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. У нас НДС составляет 20%.

Законом определен  перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории РФ. Освобождаются от НДС услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуги по уходу за больными и престарелыми; ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

Разрывы в «Кейнсианском кресте»

 

«Кейнсианский крест» для закрытой экономики (для  трехсекторной модели экономики) изображен  на рис.9.9.

 

Точка А соответствует  равновесию товарного рынка, т. е. ситуации, при которой планируемые расходы равны фактическим, расходы равны доходу, а инъекции равны изъятиям. Уровень Y1 представляет собой равновесную величину  совокупного дохода (выпуска). Однако эта равновесная величина Y может не соответствовать и, по мнению кейнсианцев, обычно находится ниже уровня ВВП полной занятости, т.е. потенциального ВВП (Y*). 

 

 

 

            Если фактический равновесный  ВВП меньше потенциального (Yфакт. < Y*), то в экономике имеет  место так называемый  рецессионный разрыв. Такая ситуация , в соответствии с кейнсианскими представлениями, обусловлена недостаточностью совокупных расходов для обеспечения уровня выпуска полной занятости, поэтому для достижения этого уровня выпуска (Y*) необходимо увеличить совокупные планируемые расходы Ep. (рис.9.10.(а)). Исходное равновесие находится в точке А, в которой величина совокупных планируемых расходов  равна Е1, а объем равновесного фактического выпуска  Y1, что он меньше, чем уровень выпуска полной занятости Y*. Чтобы обеспечить выпуск Y*, должны увеличиться планируемые расходы, т.е. кривая Ер1 должна сдвинуться до  Ер2.  Важно различать рецессионный разрыв расходов и рецессионный разрыв выпуска (ВВП). Разница между величиной планируемых расходов Ер1 и Ер2 представляет собой рецессионный разрыв расходов (DЕр), а разница между величиной Y1 и Y* (DY) - это рецессионный разрыв выпуска.  Следует отметить, что возможность рецессионного разрыва выпуска признают представители всех направлений макроэкономистов, а рецессионный разрыв расходов имеет место только в кейнсианской модели (поскольку только в этой модели, во-первых, рецессионный разрыв выпуска объясняется недостаточностью величины совокупных  расходов (совокупного спроса) в результате неполной занятости ресурсов и, во-вторых, обосновывается мультипликативный эффект воздействия изменения расходов на изменение величины совокупного выпуска). В кейнсианской модели рецессионный разрыв выпуска – это рецессионный разрыв расходов, умноженный на мультипликатор расходов (DY = DЕр х КА ), а поскольку мультипликатор расходов КА, равный [1 / (1 – мрс (1 – t))] всегда больше 1, то рецессионный разрыв выпуска всегда больше рецессионный разрыва расходов. Противоположная ситуация, при которой фактический равновесный выпуск Y превышает выпуск полной занятости (потенциальный ВВП) Y*, т.е. Yфакт >Y*, известна как инфляционный разрыв выпуска,  что в кейнсианской модели является следствием инфляционного разрыва расходов, т.е. избыточности совокупных расходов. Для возвращения к потенциальному объему выпуска необходимо сократить совокупные планируемые расходы. Эта ситуация представлена на рис.9.10.(б).  Инфляционный разрыв выпуска равен DY, а инфляционный разрыв расходов равен D Ер, причем DY – это мультиплицированная величина  D Ер. Чтобы ликвидировать инфляционный разрыв, планируемые расходы должны быть уменьшены  на D Ер, что соответствует сдвигу кривой планируемых расходов от Ер1 до Ер2.

 

 

А поскольку, по мнению Кейнса и его последователей, изменить величину расходов частного сектора достаточно сложно (особенно увеличить их, если домохозяйства имеют низкие доходы и не в состоянии увеличивать потребительские расходы, а фирмы настроены пессимистично относительно будущего и не желают инвестировать, как это было в период Великой депрессии), то  должны меняться расходы государственного сектора, что и обеспечит регулирование экономики и если не полную ликвидацию, то хотя бы сокращение разрывов выпуска. Таким образом, из теоретических положений кейнсианской модели следовали следующие выводы: 1) государство должно стать активным участником в экономике; 2)  государство должно регулировать экономику с помощью воздействия на совокупные расходы (изменение которых обладает мультипликативным эффектом), т.е. на совокупный спрос, что обеспечит необходимый объем выпуска; 3) регулирование экономики должно проводиться с помощью фискальной (бюджетно-налоговой) политики; 4) главным инструментом фискальной политики должно стать изменение величины государственных закупок, поскольку эта мера оказывает прямое, а поэтому наибольшее воздействие на совокупный спрос.

 

(Фискальная  политика, ее цели, инструменты, механизм  воздействия на

 

экономику, достоинства  и недостатки будут позже рассмотрены  подробно).

 

Последователи Кейнса внесли некоторые важные дополнения в модель «доходы – расходы» (в модель «Кейнсианского креста»). В анализ было включено рассмотрение воздействия на экономику:     1) индуцированных (т.е. зависящих от уровня дохода) инвестиций и 2) чистого экспорта

 

  1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.

 

 Налоговая  система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.4

 Система  налогов – это совокупность  налогов, сборов, пошлин и других  приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства  в тот или иной период времени.  Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и мировой практике являются: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.

 

Налог на добавленную стоимость взимается с части стоимости, которая добавляется на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг).

Количественно добавленная стоимость — это  разница между стоимостью проекта, произведенного товаропроизводителем, и расходами на приобретение промежуточных товаров у других товаропроизводителей. Добавленная стоимость включает заработную плату с начислениями на социальное страхование, амортизацию основного капитала, расходы на электроэнергию, транспорт, рекламу, проценты за кредит.

Рассмотрим  в качестве примера выпечку хлеба. В целях упрощения расчетов разделим весь технологический цикл на четыре стадии производства и реализации хлебопродуктов; выращивание пшеницы — помол  — выпечка — транспортировка  и реализация хлеба в торговой сети.

Первая  стадия: выращивание пшеницы. Допустим, для производства одной буханки хлеба необходимо вырастить пшеницы на 100 рублей.

Вторая  стадия: помол зерна. Затраты на данную производственную операцию составят 300 руб.

Третья стадия: выпечка хлеба. Стоимость буханки хлеба «прирастает» еще на 600 руб.

Четвертая стадия: транспортировка и реализация хлеба в торговой сети. Хлеб после транспортировки поступает в розничную торговлю как конечный продукт. Розничный магазин, если он сам вывез хлеб, добавляет стоимость транспортировки и своих услуг по продаже на 200 руб.

Таким образом, итоговая добавленная стоимость  составит 1200 руб.

Очевидно, что  налог на добавленную стоимость, представляет собой косвенный многоступенчатый налог, удерживаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного цикла и кончая продажей товара потребителю. Сборщиком НДС является каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара. НДС добавляется к продажной цене и указывается отдельной строкой, следовательно, на каждом этапе производства и обращения товара НДС равен разнице между суммой налога, взимаемого при продаже, н суммой налога, взимаемого при покупке

Налог на добавленную  стоимость, являясь разновидностью налога с оборота, постепенно вытесняет  его из сферы налоговой практики.

Справка. В I960 г. НДС был впервые введен и действовав лишь в Республике Кот д'Ивуар. В  настоящее время НДС используется примерно в 50 странах мира, в том  числе во всех странах Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления в ЕЭС («Общий рынок») .

Что способствует быстрому распространению налога на добавленную стоимость?

Фактор 1. НДС  обеспечивает стабильность налоговых  поступлений в бюджет, имея широкою  базу обложения (охватывая практически все виды товаров и услуг).

Фактор 2. Универсальный  косвенный налог очень трудно «обойти», поскольку скрыть покупку  сложнее, чем утаить прямые доходы.

Фактор 3, НДС  стимулирует экспортную деятельность компаний, поскольку не распространяется на экспортируемые товары.

Налог на добавленную  стоимость введен в России с 1 января 1992 г. вместо налога с оборота и  налога с продаж.

 

Объектом обложения  НДС является оборот по реализации товаров (кроме экспортируемых), выполненных  работ и оказанных услуг на территории Российской Федерации.

Облагаемый  оборот определяется на основе стоимости  реализуемых товаров (работ, услуг) с учетом применяемых цен и  тарифов, без включения в них  налога на добавленную стоимость. При  расчете облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов.

От НДС освобождены: услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), услуги по перевозке  пассажиров в пригородном сообщении  морским, речным, железнодорожным и  автомобильным транспортом, квартирная плата, услуги учреждений культуры и искусства, народного образования, научно-исследовательские н опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет средств бюджета.

В налоговой  практике сумма налога на добавленную  стоимость, перечисляемая в бюджет, рассчитывается как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченного поставщиками за материальные ресурсы, топливо, услуги, стоимость которых включается в издержки производства и обращения.

Ставки налога на добавленную стоимость дифференцированы: установлена основная ставка, по которой  облагается большинство товаров, работ  и услуг, и пониженная, применяющаяся  только по определенным товарам.

Большинство промышленно развитых стран используют не одну, а несколько ставок налога на добавленную стоимость:

пониженную (применяется  преимущественно к продовольственным  товарам и медицинским услугам);

стандартную (на массовые товары и услуги);

повышенную (на предметы роскоши). Средства от сбора НДС, как правило, направляются в центральный бюджет страны (правда, в Германии определенная часть данных средств поступает в местные бюджеты).

Акциз - это один из видов косвенных налогов, распространяющийся на предметы массового потребления (спички, табак, спиртные напитки, сахар, соль и другие товары) и услуги (транспортные, коммунальные). Акциз включается в цену товара или в тариф оказания услуги. Приобретая товар (услугу), в цену которого включен акциз, покупатель оплачивает его, хотя непосредственно в бюджет данный налог уплачивает продавец товара. У. Законом Российской Федерации «Об акцизах», акцизами облагаются 19 видов товаров: винно-водочные изделия, шоколад, икра осетровых и лососевых рыб, табачные изделия, меховые изделия, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, ковры и одежда из натуральной кожи.

Информация о работе Сущность и виды налогов. Налоговая система в России