Сущность и виды налогов. Налоговая система в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Задачи:
- раскрыть сущность налогов, ;
- рассмотреть основные виды налогов;
- проанализировать современное состояние экономики России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…………4 - 5
1. Сущность налогов……………………………………………………………....6 - 8
2. Виды налогов…………………………………………………………………..8 - 11
3. Разрывы в «Кейнсианском кресте»
4. Понятие налоговой системы……………………………………………………...12
5. Особенности налоговой системы Российской Федерации………………...13 - 15
6. Основные налоги, взимаемые в России…………………………………….15 - 17
7. Налоговая система: проблемы и перспективы
7.1 Упрощенная система налогообложения: дискриминация организаций со статусом ГУП(МУП)….17 - 19
7.2 Уклонение от налогов и национальный выбор налогоплательщика…….20 - 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23 - 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

2 семестр экономика.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Акциз взимается  с единицы товара по твердым процентным ставкам. Ставки1 установлены государством так чтобы после уплаты акцизного  налога оставшаяся в составе цены прибыль обеспечивала нормально работающему предприятию уровень рентабельности 25 % и более. Это требование предопределило относительно широкий диапазон дифференциации ставок акцизов: от 10% (ювелирные изделия, воротники и манжеты из натурального меха) до 90% (спирт питьевой).

Масштабы распространения  акцизов в разных странах различны. Например, в Германии подакцизному обложению подлежат около 20 наименований товаров, а в Японии — свыше 600. В целом же за счет акцизов бюджеты  промышленно развитых стран ежегодно пополняются на 4-8%.

Таможенная  пошлина — это денежный сбор, взимаемый государством через таможенные учреждения с товаров, имущества и ценностей при пересечении последними границы страны.

Таможенные  пошлины взимаются по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, который содержит списки товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Товары в таможенном тарифе сгруппированы в зависимости от степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) и по происхождению (промышленные, сельскохозяйственные, минерально-сырьевые).

Справка. Термин «таможенный» вошел в употребление в России благодаря слову «тамга», означавшему знак, клеймо на товаре, который облагается пошлиной. «Тариф»  же получил свое название от острова  Тариф, расположенного в Гибралтарском проливе у самой южной точки Испании. По свидетельствам историков, в VIII веке остров был захвачен арабами, которые устроили в этом месте контрольный пункт по взиманию пошлины с проходящих судов, причем размер взимаемом пошлины зависел от величины судна. Между тем сам остров был назван по имени военачальника Тарифа Бен Малика, командующего арабской армией, под предводительством которого и был осуществлен захват этой территории. Память об этом полководце осталась и в полном названии Гибралтара, образованном от арабского Джебел-эль-Тарик, т. е. «гора Та-рика».

По способу  взимания выделяют специфические (со штуки, объема, веса товара) иадвалорные (проценты с цены товара) таможенные пошлины.

По специфическим  ставкам облагаются готовые изделия, а по адвалорным —

сырье и продовольствие.

Ставки таможенных пошлин возрастают по мере повышения  степени обработки сырья. Минимальные  ставки устанавливаются на сырье, что  позволяет снижать издержки производства предприятиям обрабатывающей промышленности, импортирующим сырье. С ввозимых полуфабрикатов таможенные пошлины исчисляются по промежуточным ставкам.

В зависимости  от выполняемых функций выделяют следующие таможенные пошлины:

фискальные, являющиеся средством мобилизации денежных средств в государственный бюджет, источником выступает разница в уровнях внешнеторговых и внутренних цен на отдельные виды ввозимых на территорию страны товаров или товаров, вывозимых с территории страны;

протекционные, защищающие внутренний рынок от проникновения  иностранных товаров; таможенная пошлина удорожает цену импортируемого товара, что ограничивает его конкурентоспособность;

преференциальные  т. е. льготные, устанавливаемые государством в отношении всех или отдельных  групп товаров некоторых стран  и не распространяющиеся на товары других государств

 

Налоговый механизм – понятие более объемное, чем  налоговая система, представляет собой  совокупность всех средств и методов  организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуются  налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение конкретных социально-экономических задач.

Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него – механизм налогообложения (уровня налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).

Посредством изменения механизма налогообложения можно придать налоговой системе качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов5

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

В развитии форм и методов взимания налогов в Российской Федерации можно выделить три крупных этапа.

На начальном  этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство  не имеет финансового аппарата для  определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков.

На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика.

И, наконец, третий, современный, этап. Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения предприятий и граждан (юридических и физических лиц). Государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, так как правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Практически налоговая  система в РФ была создана в 1991-1992 гг., когда Верховным Советом Российской Федерации был принят пакет законопроектов об отдельных видах налогов:

– «Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации» (Определяет общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи: пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, фонд занятости, фонд социального страхования.);

– «О налоге на прибыль предприятий и  организаций»;

– «О налоге на добавленную стоимость» (введён с 01.01.92) и др.

Принятие новых  законов является продолжением и  углублением важнейшего элемента экономической  реформы в России. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения. Предложения о проведении налоговой реформы могут внести Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации. При этом все предложения о налоговой реформе вносятся только в соответствии с Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации».

Возглавляет налоговую  систему Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра. Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Для того чтобы  вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов (принцип равнонапряженности).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо (принцип однократности уплаты налога).

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям (принцип эффективности).

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

  1. Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.
  2. Республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.
  3. Из местных налогов ( а их всего 22 ) общеобязательны только 3 – налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

И еще один важный в условиях рынка налог – на рекламу. Его должны платить юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке до 5% от стоимости услуг по рекламе.

 

  1. ОСНОВНЫЕ НАЛОГИ, ВЗИМАЕМЫЕ В РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

- налог на  добавленную стоимость

- федеральные платежи за пользование  природными ресурсами

- акцизы на отдельные группы  и виды товаров

- подоходный  налог

- налог на  доходы банков

- подоходный  налог с физических лиц

- налог на  доходы от страховой деятельности

- налоги –  источники образования дорожных  фондов

- налог на  операции с ценными бумагами

- гербовый сбор6

- таможенная  пошлина

- государственная  пошлина

- отчисления  на воспроизводство минерально-сырьевой базы

- налог с имущества, переходящего  в порядке наследования и дарения

- налог с  биржевой деятельности

 

РЕСПУБЛИКАНСКИЕ НАЛОГИ И НАЛОГИ КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

- республиканские  платежи за пользование природными ресурсами

- лесной налог

- налог на  имущество предприятий

- плата за воду, забираемую промышленными  предприятиями из водохозяйственных систем

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

- земельный  налог

- регистрационный  сбор с физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью

- налог на  имущество физических лиц

- сбор за  право торговли

- налог на  строительство объектов производственного  назначения в курортной зоне

- целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели

- курортный  сбор

- налог на  перепродажу автомобилей и ЭВМ

- налог на  рекламу

- лицензионный  сбор за право торговли вино-водочными изделиями

- сбор с владельцев  собак

- сбор за  выдачу ордера на квартиру

- лицензионный  сбор за право проведения местных  аукционов и лотерей

- сбор за  право использования местной  символики

- сбор за  парковку транспорта

- сбор за  выигрыш на бегах

- сбор за  участие в бегах на ипподромах

- сбор с лиц,  участвующих в игре на тотализаторе  на ипподроме

- сбор со  сделок, совершаемых на биржах, за  исключением сделок, предусмотренными законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами

- сбор за  право проведения кино- и телесъемок

- сбор за  уборку территорий населенных  пунктов

- другие виды  местных налогов

  1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

6.1 Упрощенная система  налогообложения: дискриминация  организаций со статусом ГУП  (МУП)

 

Согласно п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 гл. 26.2 НК РФ, на вправе применять упрощенную систему налогообложения «организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%…».

Таким способом законодатели хотят преградить путь к упрощенной системе налогообложения тем организациям, которые могут быть нарочно созданы путем реорганизации крупных организаций только лишь с одной единственной целью – уйти под сень льготного налогового климата, представляемого гл. 26.2 НК РФ.

Буквальная  трактовка п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 гл. 26.2 НК РФ может поставить непреодолимый барьер на пути к упрощенной системе налогообложения перед организациями со статусом ГУП или МУП (далее – унитарные предприятия). В соответствии со ст. 114 ГК РФ единоличным учредителем и юридически полно-властным собственником унитарных предприятий является уполномоченный орган государства или местного самоуправления – а, следовательно, уполномоченный орган юридически формально владеет всеми 100% уставного капитала.

Информация о работе Сущность и виды налогов. Налоговая система в России