Сущность камеральной и выездной проверок

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 05:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение видов и составляющих налоговых проверок
Поставленная цель обусловила выполнение следующих задач в рамках данной работы:
- выявить понятие, виды, участников, объекты и этапы налоговых проверок;
-рассмотреть сущность камеральной и выездной проверок

Содержание

Введение 3
1.Понятие, виды, участники, объекты и этапы налоговых
проверок.
1.1.Понятие и виды налоговых проверок. 5
1.2. Участники, объект, предмет и этапы налоговых проверок. 8
2.Сущность камеральной и выездной проверок.
2.1.Камеральная налоговая проверка: понятие, цель,
этапы, виды. 12
2.2. Проведение камеральной налоговой проверки. 16
2.3. Сущность выездной налоговой проверки. 22
2.4. Проведение выездной налоговой проверки. 24
Заключение. 28
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Налоговые проверки . Вика..docx

— 53.58 Кб (Скачать)

      При возникновении спорных вопросов, связанных с исчислением сумм налогов, налоговый орган вправе истребовать от налогоплательщика  дополнительные сведения, получить объяснения и необходимые документы. В данном случае срок проведения камеральной  проверки исчисляется с момента  представления налогоплательщиком указанных документов.

      Толкование  этой нормы позволяет прийти к  выводу о том, что налоговый орган  не вправе требовать от налогоплательщика  представления любых документов [2]. Истребуемые документы должны подтверждать правомерные действия налогоплательщика, а не способствовать установлению налоговых правонарушений. Вместе с тем, согласно статье 93 Налогового кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. НК РФ не устанавливает ограничений по составу запрашиваемых документов. Единственное условие - документы должны относиться к тому налоговому периоду, за который представлена текущая налоговая отчетность.  

      2.2. Проведение камеральной налоговой проверки.

      Проведение  камеральной проверки регулируется Приказом МНС России от 21.08.2003 N БГ-4-06/24 дсп "Об утверждении Регламента проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализации их результатов". Имеются и другие нормативные акты по проведению камеральных проверок:

      - Приказы МНС России - от 17.11.2003 N БГ-3-06/627@ "Об утверждении Единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам"; от 28.08.2003 N БГ-3-03/478 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на подакцизные товары (по формам N 1, 2, 3)";

      - Постановление ФСС РФ от 29.07.2003 N 87 "Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

      Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа согласно ст. 88 Налогового кодекса в течение трех месяцев. В жизни она обычно завершается  в течение 75 календарных дней со дня представления плательщиком декларации. В основном трехмесячный срок проверки сохраняется в том  случае, когда руководитель: назначает  проведение встречных проверок и  иных мероприятий налогового контроля; при проверке крупнейших и основных плательщиков; при выявлении в  представленных документах противоречий, на что требуется дополнительное время.

      Несколько другие сроки применяют для проведения проверок обоснованности применения ставки 0% и вычетов по НДС, обоснованности освобождения от уплаты акциза или  его возмещения.

      Отделы  камеральных проверок все больше применяют автоматизированные способы  проверки деклараций.

      Основными этапами камеральной проверки являются: проверка полноты представления  плательщиком отчетности; визуальная проверка правильности их оформления - полнота и четкость заполнения всех необходимых реквизитов; проверка своевременности представления  налоговой отчетности. Обычно эти  проверки проводятся на стадии принятия налоговых деклараций. Затем проверяется  правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет; проверка обоснованности ставок налогов и льгот.

      Над камеральной проверкой отчетов  работают три отдела: полнотой представления  и правильностью заполнения реквизитов занимается отдел работы с налогоплательщиками, арифметическим контролем - отдел ввода  налоговой отчетности, а своевременностью сдачи отчетности, обоснованностью  применения налоговых ставок и льгот, а также правильностью расчета  налоговой базы - непосредственно  отдел камеральных проверок.

      Через шесть дней после установленного срока представления деклараций отдел камеральных проверок осуществляет сверку плательщиков, обязанных их сдать и фактически их представивших, затем на основании письменного  уведомления вызывает плательщика  для дачи пояснений о непредставлении  деклараций в установленный срок. По истечении двух недель после установленного срока представления деклараций в течение трех рабочих дней осуществляется повторная сверка, после чего в  отношении плательщиков, не представивших  декларации, принимается решение  о приостановлении их операций по счетам в банке. Это решение направляется банку с одновременным уведомлением плательщика. После представления  декларации налоговый орган в  течение одного операционного дня  принимает решение об отмене приостановления  операций по счетам плательщика в  банке.

      Главный этап - проверка правильности исчисления налоговой базы, для чего проводится анализ, включающий в себя: проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями; проверку сопоставимости отчетных показателей  с аналогичными показателями предыдущего  отчетного периода. Проверяется  и соответствие показателей бухгалтерской  отчетности и деклараций данным о  финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников, - об объемах потребления  электро- и теплоэнергии, водных, сырьевых и других материальных ресурсов. Сопоставляется также динамика показателей отчетности организаций со средними данными по аналогичным организациям: ежеквартально по крупнейшим и основным плательщикам и ежегодно по всем остальным.

      При необходимости налогоплательщик вызывается для дачи пояснений на основании  письменного уведомления, у него истребуются дополнительные сведения, документы, для чего ему направляется требование.

      Бывают  случаи, когда налоговые органы требуют  от бухгалтеров оригинал документа, после чего они пропадают. Если дело доходит до суда, плательщик доказать ничего не может, потому что для этого  нужен только подлинник (ст. 67 ГК РФ и ст. 71 АПК РФ).

      В соответствии со ст. 93 Кодекса инспектор  во время проверки имеет право  требовать необходимые документы, а плательщик должен в течение  пяти дней их представить. Но законодательство не запрещает бухгалтеру отдавать копии.

      Эта норма используется для наложения  штрафов по ст. 126 Налогового Кодекса (непредставление документов в срок или отказ это сделать). Пока идут препирательства, пять дней проходит, и налоговый орган расценивает  такое поведение плательщика  как правонарушение, за которое можно  оштрафовать (за каждый непредставленный документ - 50 руб., а за отказ в представлении - 5 тыс. руб.).

      Часто инспекторы говорят, что в связи  с непредставлением оригиналов будет  произведена выемка документов. Но выемка проводится в соответствии со ст. 94 Налогового Кодекса на основании  мотивированного постановления  руководителя инспекции. И только если есть основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, инспектор  вправе изъять оригиналы документов.

      Если  выемка неизбежна, желательно сразу  же получить от инспекторов заверенные ими копии документов. Кроме того, эти документы должны быть перечислены  в протоколе об изъятии, копию  которого нужно также иметь.

      Так московская организация обратилась в суд с иском об отмене решения  инспекции, которая отказала плательщику  в возврате НДС. Инспекция приняла такое решение на основании того, что организация представила копии, а не подлинники выписок банка для подтверждения зачисления валютной выручки. Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-11830/02-118-92 это решение инспекции было признано недействительным.

        Все запросы налогового органа  должны быть направлены в сроки,  позволяющие получить ответы  на них до окончания срока  проведения камеральной проверки.

      Если  при камеральной проверке выявлены ошибки в заполнении документов или  противоречия, то об этом не позднее  трех рабочих дней сообщается налогоплательщику  с требованием внести исправления  в срок, не превышающий пяти рабочих  дней.

      По  окончании камеральной проверки декларация подписывается на титульном  листе должностным лицом, проводившим  проверку, с указанием даты ее проведения. Если декларация передана по каналам  связи и при проверке установлено  налоговое правонарушение, то декларация распечатывается и также подписывается. По окончании проверки декларации по налогу на доходы физических лиц - индивидуальных предпринимателей отделом камеральных  проверок выписывается налоговое уведомление  на уплату авансовых платежей и платежный  документ на уплату авансовых платежей.

      Если  по результатам проверки выявлены обстоятельства, свидетельствующие о совершении налогового правонарушения, должностным  лицом составляется докладная записка  на имя руководителя налогового органа с предложениями по привлечению  к налоговой ответственности, отказу в привлечении к ответственности, о проведении дополнительных мероприятий  налогового контроля.

      Не  позднее двухнедельного срока до окончания срока проведения камеральной  проверки докладная записка и  материалы проверки передаются в  юридический отдел для подготовки проекта решения. Решение же выносится руководителем налогового органа не позднее последнего дня срока, установленного для проведения камеральной проверки. В решении налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности содержатся обычно предложения по уплате сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, пеней, санкций.

      Принятие  решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля допускается  на основании письменного разрешения вышестоящего налогового органа. Для  получения разрешения налоговый  орган, проводящий проверку, не позднее  десяти дней срока до окончания установленного срока проверки направляет в вышестоящий  налоговый орган по электронной  почте соответствующее письмо.

      Отдел камеральных проверок не позднее  следующего рабочего дня за днем вынесения  решения направляет его в отдел  ввода для отражения в РСБ  налогов, пеней и санкций, а копии  данных решений - в отдел урегулирования задолженности. На основании решения  налогоплательщику в десятидневный  срок направляется требование об уплате сумм налога, пеней, санкций. Это требование и копия решения вручаются  налогоплательщику под расписку или же направляются по почте заказным письмом и считаются полученными  по истечении шести дней после  их отправки.

      При установлении фактов нарушения сроков представления декларации, непредставления  сведений, неисполнения банком решения  о приостановлении операций по счетам плательщика, грубого нарушения  правил ведения бухгалтерского учета  отдел камеральных проверок составляет протокол об административном правонарушении и вызывает на основании письменного  уведомления плательщика для  ознакомления с протоколом. Протокол не позднее следующего дня после  составления по реестру передается в юридический отдел. 
     
     

     2.3. Сущность выездной налоговой проверки.

      В деятельности налоговых органов  важнейшее место занимают выездные налоговые проверки (до вступления в действие ч. 1 Налогового кодекса, т.е. до 1999 г., они назывались документальными) [3, с.275].

      Выездные  проверки делятся на комплексные и тематические. При комплексной проверке проверяется правильность расчетов с бюджетом по всем налогам, а при тематической - по одному или нескольким налогам, отдельным вопросам, например по возмещению налога на добавленную стоимость.

      За 2004 г. налоговые органы страны по результатам 220 тыс. выездных проверок организаций  и 86 тыс. проверок физических лиц дополнительно  начислили 333,3 млрд. руб., что в 2,9 раза больше, чем в 2003 г.

      Из  этой суммы по результатам проверки организаций доначислено 98,2%, а в расчете на одну проверку сумма составила 1302 тыс. руб. Уровень результативных выездных проверок организаций, т.е. проверок, выявивших нарушения (без учета организаций, подлежащих ликвидации и реорганизации), составил 86% (в 2003 г. - 71%).

      Проведено 130 тыс. выездных проверок организаций  путем целенаправленного отбора налогоплательщиков, сумма доначислений по ним составила 295,3 млрд. руб., в  т.ч.: 2,1% - проверки крупнейших налогоплательщиков, по ним доначислено 210 млрд. руб.; 12,8% - проверки основных налогоплательщиков, по ним доначислено 19,7 млрд. руб.; 3,6% - проверки по обращениям контролирующих и правоохранительных органов, по ним доначислено 10 млрд. руб.; 29,5% - проверки организаций, подлежащих ликвидации, по ним доначислено 7,4 млрд. руб.; 12,8% - проверки по информации из внешних источников, по ним доначислено 18 млрд. руб.; 39,2% - проверки по результатам автоматизированного камерального анализа, по ним доначислено 30,1 млрд. руб. В 2004 г. проведено 7,1 тыс. выездных проверок обособленных подразделений, созданных организациями, которые находятся на территории другого субъекта РФ.

Информация о работе Сущность камеральной и выездной проверок