Сущность камеральной и выездной проверок

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 05:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение видов и составляющих налоговых проверок
Поставленная цель обусловила выполнение следующих задач в рамках данной работы:
- выявить понятие, виды, участников, объекты и этапы налоговых проверок;
-рассмотреть сущность камеральной и выездной проверок

Содержание

Введение 3
1.Понятие, виды, участники, объекты и этапы налоговых
проверок.
1.1.Понятие и виды налоговых проверок. 5
1.2. Участники, объект, предмет и этапы налоговых проверок. 8
2.Сущность камеральной и выездной проверок.
2.1.Камеральная налоговая проверка: понятие, цель,
этапы, виды. 12
2.2. Проведение камеральной налоговой проверки. 16
2.3. Сущность выездной налоговой проверки. 22
2.4. Проведение выездной налоговой проверки. 24
Заключение. 28
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Налоговые проверки . Вика..docx

— 53.58 Кб (Скачать)

      Как правило, выездные проверки заранее  планируются, к ним готовятся. Особое внимание уделяется процессуальным вопросам проверки, оформлению результатов  и вынесению решений. Вопросы  выездных проверок рассматриваются  в многочисленных нормативных актах: Налоговом кодексе (гл. 14), Законе РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Приказах ФНС России и других документах.

      В соответствии с Законом РФ "О  налоговых органах Российской Федерации" предусмотрена периодичность выездных проверок юридических лиц - не менее  одного раза в два года. Однако жизнь  показала, что это требование практически  невыполнимо - для его осуществления  отсутствовала необходимая численность  налоговых работников, да и в такой  периодичности во многих случаях  не было необходимости. Обычно проверками охватывалось не более 30% плательщиков. В последние годы проявляется  тенденция снижения количества проверок. Так, в 2002 г. проверено лишь 12,4%, в 2003 г. - 8,2% организаций, состоящих на налоговом  учете.

      В 1996 г. Государственной Думой приняты  поправки в этот Закон - о необязательности выездных проверок отдельных категорий  юридических лиц каждые два года. На основании письменного решения  руководителя налогового органа проверка может не проводиться в случаях:

      1) если налогоплательщик своевременно  представляет документы, необходимые  для исчисления и (или) уплаты  налогов и других обязательных  платежей;

      2) если последняя проверка не  выявила нарушений налогового  законодательства;

      3) если увеличение размера имущества  или иного объекта налогообложения  организаций документально подтверждено;

      4) если отсутствуют документы и  информация, ставящие под сомнение  происхождение средств налогоплательщика  или свидетельствующие о наличии  нарушений налогового законодательства.

      На  наш взгляд, назрела необходимость  вообще исключить из Закона "О  налоговых органах Российской Федерации" требование об обязательности проверок юридических лиц один раз в  два года. Это положение поддерживают и представители налоговых органов. В.В. Сашичев, руководитель Департамента организации налогового контроля МНС России, писал, что «вышеуказанная норма Федерального закона от 21.03.1991 N 943-1 является нереализуемой и не подлежит применению в рамках действующего правового поля»[7, с.46].

      Во  многих случаях перед проведением  проверок проверяющие изучают всю  информацию о налогоплательщике, его  обособленных подразделениях, наличии  счетов в банках, недвижимого имущества  и транспортных средств, объемах  потребленной электрической и тепловой энергии, других материальных ресурсах и ее анализ в сопоставлении с  бухгалтерской отчетностью, отражающей объемы производства и реализации продукции. 

      2.4. Проведение выездной налоговой проверки.

      Проведение  выездных проверок регламентируется Инструкцией N 60 МНС России от 10.04.2000 "О порядке  составления акта выездной налоговой  проверки и производства по делу о  нарушениях законодательства о налогах  и сборах" (а также Постановлениями  Фонда социального страхования  РФ: от 17.03.2004 N 24 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей  по обязательному социальному страхованию  и принятия мер по их результатам", от 04.12.2003 N 134 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам") [7, с.50].

      Объектами проверки обычно являются: устав и  учредительные документы организации, декларации, документы бухгалтерской  отчетности, договоры, банковские и  кассовые документы, накладные, акты выполненных  работ, счета-фактуры, учетные регистры, главная книга, журналы-ордера, ведомости  и другие документы.

      Проверка  документов осуществляется сплошным и (или) выборочным способами. При выборочном способе проверяется часть учетных  документов, отобранная как с учетом значимости хозяйственных операций для формирования налоговой базы, так и посредством применения методов случайной выборки. Если в результате выборочной проверки выявляются налоговые правонарушения, то проверка по данному виду финансово-хозяйственной  деятельности проводится сплошным методом  за весь проверяемый период. Информация, хранящаяся в электронном виде, может  проверяться как непосредственно  на компьютере, для чего целесообразно  привлекать специалиста в сфере  информационных технологий, так и  на копиях, выполненных на бумажных носителях.

      Выездная  проверка не может продолжаться более  двух месяцев, в исключительных случаях  вышестоящий налоговый орган  может увеличить ее продолжительность  до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы  и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц  для проведения проверки каждого  филиала и представительства (ст. 89 Кодекса). Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В этот срок не засчитываются  периоды между вручением налогоплательщику  требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых  документов.

      Налоговые органы не вправе проводить две и  более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

      При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для  проверки документы. Ознакомление должностных  лиц налоговых органов с подлинниками допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту  нахождения налогового органа.

      Так калининградские налоговые инспекторы оштрафовали организацию за то, что  она не представила в ходе проведения выездной проверки оригинал затребованного дополнительного соглашения. По мнению инспекции, копия не может служить  юридическим документом; организация  не включила в состав внереализационных доходов по окончании срока исковой давности кредиторскую задолженность перед контрагентом. Затем организацию обвинили в занижении доходов от внереализационных операций и доначислили налог на прибыль, пени и штрафы. Суд первой инстанции не поддержал позицию налоговиков, указав на то, что документы необходимо представлять в виде заверенных копий, а не оригиналов. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа согласился с мнением судей первой инстанции и отказал инспекции в удовлетворении жалобы (дело N А21-3182/02-С1).

      При необходимости лица, осуществляющие выездную проверку, могут проводить  инвентаризацию имущества, а также  производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием  объектов налогообложения, и ряд  других процессуальных действий.

      В 2004 г. в процессе осуществления 96 тыс. выездных проверок организаций и  физических лиц налоговыми органами осуществлены: инвентаризация имущества - 5 тыс.; осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений  и территорий - 20 тыс.; производство выемки документов и предметов - 1,97 тыс.; привлечение экспертов - 222; привлечение специалистов - 1047; допросы свидетелей - 8,5; встречные проверки - 59,4 тыс.

      В соответствии со ст. 31 Налогового кодекса  налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате, расчетным  путем на основании имеющейся  у них информации о налогоплательщике, а также на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях: отказа налогоплательщика  допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений  и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения; непредставления в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов; отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

      В этом случае обычно проверяющие приводят сведения об источниках получения информации, об аналогичных организациях, дают сравнительный анализ их основных характеристик  и показателей деятельности, расчетные  суммы налогов, причитающиеся к  уплате в бюджет проверяемым налогоплательщиком.

      В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий  обязан составить справку о проведенной  проверке, в которой фиксируются  предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику  или его представителю. В случае, если налогоплательщик или его представитель уклоняются от получения справки о проведенной проверке, справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

 

       Заключение.

      В зависимости от различных критериев  выделяются следующие виды налоговых  проверок:

      - В зависимости от характера материала, на основе которого проводятся налоговые проверки, они делятся на документальные и   фактические;

      - В зависимости от объема налоговой  проверки и решаемых в ходе  нее задач различают тематические и комплексные налоговые проверки;

      - По степени охвата данных в  процессе налоговой проверки  различают сплошные и выборочные налоговые проверки;

      - В зависимости от места проведения  проверки и глубины налоговой  проверки выделяют камеральные и выездные налоговые проверки;

      - В зависимости от включения  в план проведения проверок  бывают плановые и внеплановые налоговые проверки.

      Проведение камеральной налоговой проверки содержит не только множество этапов, но и над камеральной проверкой отчетов работают три отдела, что является надежным способом проверки документации, поступающей от налогоплательщиков; при проведении выездной налоговой проверке к участию к ней могут привлекаться специалисты и эксперты. Также законодательством предусмотрены некоторые ограничения на проведение выездных налоговых проверок. В отличие от камеральных налоговых проверок на проведение выездной налоговой проверки требуется специальное разрешение руководителя налогового органа или его заместителя. 
     
     
     
     
     
     

      Список  использованной литературы:

      1.Демьянов С.А.  Налоговое право. М,: изд «Юристъ»,2007

      2.Консультант плюс

      3.Кучеров И.И. Налоговое право России М., 2005

      4.Налоговый кодекс РФ (часть вторая № 117-Ф3 от 05.08.2002г. с изм. и дополн. вст. в силу с 05.01.2009 )

      5.Налоговое право России: учебник для ВУЗов. Ю. Д Крохина.  М.: Юристъ, 2007

      6. Налоговое право: учебное пособие// под ред. С.Г. Пепеляева М,: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007.

      7.Спирина Л. В, Тимощенко В. А. Налоговые проверки: учебно-практическое пособие (издание второе, переработанное и дополненное). - М. изд. «Экзамен», 2007

Информация о работе Сущность камеральной и выездной проверок