Теоретические особенности налоговой системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл. Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы видели в налоге общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 272.00 Кб (Скачать)
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    1.1. История возникновения налоговой системы

     Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл.  Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы видели в налоге общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию. На фундаменте философского смысла налога как одного из процессов жизнеобеспечения общества развилась особая сфера экономической теории — наука о налогообложении. Ее системное оформление ученые относят к эпохе расцвета теорий классической политэкономии, повсеместного развития товарно-денежных отношений и укрепления основ государственности во многих странах. С этого времени экономисты рассматривают налог в качестве неотъемлемого элемента расширенного воспроизводства и фактора роста экономического потенциала. Генезис налогообложения изложен в трудах российских и зарубежных ученых. Выделим главные этапы перехода налоговых отношений из одного качественного состояния в другое, более совершенное. Это поможет выявить особенности современного налогообложения в Беларуси.    До раскола мирового сообщества на два противоборствующих политических лагеря взгляды ученых на налоги выстраивались в логическую систему, отражавшую прогресс экономики и политики. Это были научно обоснованные налоговые концепции и теории рационального налогообложения в конкретных исторических условиях. Научные труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения, провозгласившей фундаментальные принципы налогообложения, реализуя которые национальные налоговые системы способны двигаться к оптимальному варианту. Научная мысль намного опередила практику налогообложения не только тех лет, но и современное ее состояние. Этот период (XVII в. - вторая половина XIX в.) принято считать началом развития подлинной науки о налогообложении как об экономической и правовой категории, воплощающей свое объективное содержание на практике в конкретных формах.    Обоснование налогов как одного из воспроизводственных факторов содержится в работах зарубежных и русских экономистов начала XVIII в.: Э. Сакса, Ж.-Б. Сея, И.П. Посошкова и др. Позже эту идею в России развили известные налоговеды: Н. Тургенев, В. Твердохлебов, И. Озеров, И. Кулишер, Я. Янжул и др. Ими были учтены закономерности развития товарно-денежных отношений и международные тенденции формирования основ рыночного хозяйствования. Вплоть до налоговой реформы 1930 г. рекомендации этих ученых использовались при выработке мер по укреплению финансового хозяйства страны.       В истории развития налоговой науки определяющую роль сыграли два научных течения: марксизм и неоклассицизм, вобравший идеи А. Смита и Д. Рикардо о налогах. Марксистское учение о государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения, товарно-денежных отношениях с 20-х годов было положено в основу реформирования производственных отношений в СССР. Советские ученые М. Агарков, А. Бачурин, Г. Марьяхин, М. Пискотин, Г. Рабинович, Н. Ровинский, Г. Солюс, С. Цап-кин и другие доказывали имманентность налогов капитализму, а не социализму.   Исторически сложилось мнение о налогах как об элементе общегосударственных финансов. Таково следствие одностороннего подхода к определению природы, роли и места системы налогообложения, подчеркивающего фискальное содержание налогообложения. Но, как уже отмечалось, природа налогов предопределена законами воспроизводства. Как категория перераспределения налоги зависят, прежде всего, от условий роста или снижения всего совокупного дохода общества. Их нельзя связывать только с использованием бюджетных ресурсов. Роль налогов как фактора экономического роста доказана великими мыслителями еще в XVI в.  Исходя из отмеченного, можно сделать вывод о том, что налоги в равной степени имеют непосредственное отношение как к доходной части бюджета, так и к системе корпоративных финансовых отношений. Другими словами, система налогообложения — это связующее звено между госбюджетом и корпоративными финансами. История развития экономической мысли и практики подтверждает органичную связь налогообложения с воспроизводственными процессами.

1.2 Сущность налоговой системы. Функции и принципы 

     Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [1, c.30].из к-р инет

     С помощью налоговой системы государство  реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и  перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более  широком смысле экономикой страны вообще. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

     Основные  функции налоговой системы государства  и, соответственно, установленных в  государстве налогов являются:

      1. Фискальная, суть которой состоит  в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

      2. Распределительная, суть которой  состоит в распределении совокупного  общественного продукта между  юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

      3. Регулирующая, суть которой в  активном воздействии государства  с помощью экономических рычагов  и методов на экономические  и социальные процессы в обществе.

      4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики [4].

     Налоговая система Республики Беларусь строится, исходя из общих для всех национальных налоговых систем принципов, но с учетом экономических и политических особенностей, присущих белорусскому государству.

     Принципы. Во-первых, принцип равноправия, означающий, что государство не выделяет налогоплательщиков в зависимости от масштабов их деятельности, получаемых доходов и принадлежности к той или иной форме собственности. В этом отношении, белорусское налоговое законодательство, пошло дальше налогового Законодательства бывшего СССР, которое, по отношению к предприятиям негосударственной формы собственности, было более жестким, (применялись более высокие ставки налогов). В налоговых системах некоторых промышленно развитых стран для целей налогообложения выделены плательщики с различными уровнями доходов и прибыли.

     Во-вторых, - это принцип стимулирования «зарабатывания» средств, так как налогоплательщик заранее знает, какие налоги и по каким ставкам он будет платить. Государство не претендует на ту часть дохода, которая после уплаты налогов, остается в его собственности. Это обстоятельство выгодно отличает налоговый метод от используемого ранее разверточного, при котором предприятие не знало, какую долю его доходов оставят ему, а какую изымут в виде, так называемого, свободного остатка прибыли.

     В-третьих, это принцип согласованности  с налоговыми системами стран, входящих в Содружество Независимых Государств (СНГ). Правда, этот принцип скорее декларативный, чем реальный, так как входящие в Содружество государства мало обеспокоены согласованностью их налоговых систем. Такой вывод позволяет сделать анализ налогового законодательства стран, входящих в СНГ. Тем не менее, Белоруссия заложила этот принцип в основу своей налоговой системы и, насколько это возможно, придерживается его.

     Четвертый принцип заключается в адекватности налоговой системы Республики Беларусь налоговым системам развитых стран мира. Интеграция республики в международное экономическое сообщество обусловливает, что структура налогов, методы их изъятия, уровень налоговой нагрузки и налоговое законодательство Белоруссии должны быть близки по этим параметрам налоговым системам промышленно развитых стран. [3,c.40].

     Таким образом, можно отметить, что налоги в экономической структуре государства  выступают как объективная реальность и как материальная база для выполнения государством функций по управлению обществом. Их сущность выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Государство в этих отношениях выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов предприятий и населения на условиях безвозвратности и принуждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. ПОСТРОЕНИЕ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 

      2.1 Элементы и динамика показателей 

     К основным элементам закона о налогах относятся: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки налога, сроки уплаты, льготы, налоговые санкции и др.

     Элементами  налоговой системы являются:

  • налоги и сборы, как основа налоговой системы. Сюда можно отнести:

     - виды налогов;

     - субъект налога;

     - предмет и объект налогообложения;

     - источники выплаты налоговых  платежей;

     - ставка налога;

     - база налогообложения;

     - методы налогообложения;

     - налоговые льготы;

     - налоговый и отчетный периоды;

     - санкции;

     - порядок уплаты и сроки перечисления  налоговых платежей и предоставления  отчетов в государственную инспекцию; 

  • налоговое законодательство;
  • налоговые службы [5,c.38].

     Налогоплательщик (субъект) налога – это физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство заплатить налог. Плательщик налога – основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все последующие функциональные элементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и др.) используются уже в отношении конкретного плательщика [2,c.76].           Налоговая база – это стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения. Развитие налоговых систем определило следующие группы объектов налогообложения:

   • доход;

   • имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);

   • передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.);

   • потребление (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость);

   • ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары).

     Обоснованное  сочетание различных объектов налогообложения  позволяет максимально соблюсти принципы равенства и справедливости налогов по отношению ко всем налогоплательщикам. [2,c.77].

     Налоговую систему государства, кроме структуры налогов, определяют способы взимания налогов. В налоговой практике применяется три основных способа взимания налогов: кадастровый, у источника, по декларации.

     Первый  способ предполагает использование  кадастра. Кадастр - это реестр, содержащий перечень типичных объектов, классифицируемых по определенным признакам. Этот способ в республике используется относительно земельного налога. Ставки этого налога зависят от кадастровой оценки земли, выраженной в баллах.

     При втором способе налог перечисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога. Это, в основном, подоходный налог.

     Третий  способ предусматривает предоставление налогоплательщиком налоговым органам декларации, то есть официального заявления о полученных за определенный период доходах. По декларациям уплачивают в настоящее время подоходный  налог частные предприниматели, а также лица, получавшие в течение года доход из нескольких источников. Возможна комбинация трех способов изъятия налога, таким образом, исчисляются и уплачиваются некоторые налоги в Республике Беларусь.

     На  макроэкономическом уровне источником налогов является национальный доход. У налогоплательщиков имеются лишь два источника, за счет которых может быть уплачен налог – доход и капитал. Однако, если налог будет систематически уплачиваться за счет капитала, то последний постепенно иссякнет. Поэтому капитал в качестве источника уплаты налогов должен использоваться только в исключительных случаях, например при стихийных бедствиях или в других ситуациях, когда возникает угроза существованию предприятия. Главный принцип состоит в том, что налоги не должны вторгаться в воспроизводственные ресурсы предприятия. Следовательно, единственным их реальным источником может служить чистый доход. Налоговым кодексом определяется понятие «доход» и устанавливаются его источники [2,c.77].      Налоговая ставка представляет собой величину налоговых отчислений на единицу налоговой базы. В зависимости от особенностей налоговой базы ставки налогов могут устанавливаться в твердых суммах платежа или в относительных величинах (процентах). В абсолютных суммах устанавливаются, например, ставки земельного налога (с 1 га земли), экологического (с 1 куб. м добытых природных ресурсов) и др. Твердые ставки применяются при равномерном методе налогообложения, когда не учитывается платежеспособность налогоплательщика, а принимается во внимание только потребление им каких-либо услуг. Данный вид налоговых ставок является наиболее обременительным для налогоплательщиков с низким уровнем доходов. Процентные ставки ассоциируются с пропорциональным методом налогообложения. Они могут быть:

Информация о работе Теоретические особенности налоговой системы Республики Беларусь