Теоретические особенности налоговой системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл. Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы видели в налоге общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

П р и м е ч  а н и е. Источник [21;с.25].

     А теперь отразим динамику  поступления  основных налогов в бюджет РБ в  ценах 2003 года, млрд. руб.

Таблица 3

    Информация  об уровне централизации  и налоговой нагрузке по Республике Беларусь и зарубежным странам

% к ВВП 

  Уровень централизации  финансовых ресурсов государства Налоговая нагрузка на экономику
Дания 65,3% 49,9%
Бельгия 57,4% 44,0%
Италия 57,4% 39,1%
Великобритания 56,5% 37,3%
Франция 52,1% 44,4%
США 42,2% 28,0%
Российская  Федерация 31,3% 26,1%
Республика  Беларусь 44,6% 40,3%
 

 П р и м е ч  а н и е. Источник [8;с.108].

    Величина  налоговой нагрузки на экономику, сложившаяся  в 2004 году в Республике Беларусь, вполне сопоставима с аналогичным показателем по странам с развитыми рыночными отношениями, хотя несколько выше, чем в некоторых странах СНГ. Это связано с высокой социальной ориентированностью белорусского бюджета и проведением мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На финансирование столь значимых расходных статей нашим государством ежегодно направляется более половины финансовых ресурсов, аккумулируемых в рамках республиканского бюджета.

    В 2004 году налоговая система республики не претерпела существенных изменений как по количеству налогов, так и в части методологии их исчисления. В русле решения задачи по поэтапному снижению налоговой нагрузки, поставленной Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, была снижена ставка по НДС с 20 до 18%, а также совокупная ставка по оборотным налогам с 4,5 до 4,25%. Чтобы не допустить потерь бюджета от снижения фискального давления по косвенным налогам была отменена пониженная ставка по налогу на прибыль в размере 15%, пересмотрены и отменены некоторые неэффективные концептуальные налоговые льготы, ужесточены подходы по предоставлению налоговых преференций в индивидуальном порядке.

    В результате за 2004 год величина налогового бремени на экономику республики без учета отчислений в Фонд социальной защиты населения составила 29,4% и по сравнению с 2003 годом практически не изменилась   [5, ст.38].

    Структура налоговой нагрузки, сложившаяся  в 2003 и 2004 годах, приведена на таблице 4.

Таблица 4

    Структура налоговой нагрузки за 2003 - 2004 гг., % в ВВП  

  2003 год 2004 год
Смешанные налоги 2,4 2,4
Прямые  налоги 8,4 9,1
Косвенные налоги 18,5 17,9

П р и м е ч  а н и е. Источник [19;с.209].

    Таблица показывает, что за 2004 год в структуре  налоговой нагрузки произошли определенные изменения. В частности, с 8,4 до 9,2 процента в ВВП увеличилась доля прямых налогов, что обусловлено существенным ростом поступлений по данной группе платежей (темп роста – 121,4 процента). Наиболее стремительная динамика сложилась по налогу на прибыль, поступления по которому в сопоставимых ценах возросли на 43,8 процента, а доля данного налога в ВВП увеличилась с 2,6 до 3,3 процента. Усиление роли прямых налогов в 2004 году обусловлено существенным увеличением массы прибыли в целом по экономике республики и ростом реальных доходов населения. В частности, по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг за 2004 год возросла в 4,5 раза, реальные доходы населения – более чем в 1,1 раза.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 

     Налоговая система является важнейшим элементом  рыночных отношений. Налоги становятся в руках у государства одним  из важнейших инструментов управления развитием экономики.

     В этих условиях предъявляются очень  высокие требования к механизму  налогообложения, который должен, прежде всего, содействовать высокой деловой  активности предпринимателей, обеспечить мощную мотивацию труда промышленных коллективов, работников. В то же время он должен способствовать качественному прогрессу в отраслях национальной экономики, установлению оптимальных пропорций между ними, побуждать предприятия активно использовать фонды экономического стимулирования [12,c.27].

     Kак известно, Республика Беларусь уже не первый год в рейтинге Всемирного банка, отражающего функциональность налоговой системы, занимает последнее место. Поэтому в Беларуси на самом высоком уровне ставится задача радикально упростить отечественную налоговую систему, снизить налоговую нагрузку и уйти с последнего места в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business».

Таблица 1

Рейтинг стран по удобству налоговой системы  в 2009 г. /Ease of paying taxes rankings/  

Экономика Удобство налоговой  системы Количество  налоговых платежей Время, затрачиваемое  на уплату налогов Общий уровень  налогообложения
Мальдивы 1 1 1 3
Катар 2 1 3 5
Гонконг 3 4 14 22
Объединенные  Арабские Эмираты 4 43 2 6
Сингапур 5 6 17 29
Центральная Африканская Республика 179 160 165 179
Республика Конго 180 171 170 164
Украина 181 183 175 149
Венесуэла 182 176 176 156
Беларусь 183 181 177 177

     BusinessForecast.by

     Следует отметить, что реформы, проведенные  в 2010 и 2011 годах, позволят повысить рейтинг Республики Беларусь в исследовании ”Ведение бизнеса – 2013“ по показателю ”Налогообложение“ до 70 с 183 места.  Таким образом, очевидно, что налоговая система в Беларуси нуждается в значительном усовершенствовании /включая меры по снижению налоговой нагрузки/, если мы хотим попасть в 30-ку стран с наилучшим бизнес климатом, ведь система налогообложения является важнейшей составляющей делового и инвестиционного климата в стране.

     Вывод можно сделать следующий: последнее  место белорусской налоговой системы в рейтинге Всемирного банка – результат не только и не столько количества налоговых платежей. Основные проблемы налоговой системы заключаются в следующем.

     Во-первых, это нечеткость изложения отдельных  норм и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой трудоёмкости и непреднамеренным ошибкам. Прежде всего, это относится к НДС, налогам на прибыль и экологическому налогу. Что касается НДС, то здесь действует весьма сложный механизм налоговых вычетов с рядом ограничений. Кроме того, действует довольно громоздкий порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС.   По налогу на прибыль по-прежнему часто возникают вопросы, связанные с учетом в целях налогообложения отдельных видов затрат, например на рекламу. А с принятием Особенной части Налогового кодекса камнем преткновения стала и льгота по капвложениям, для получения которой следует выполнить ряд условий, связанных с амортизационным фондом. В результате льгота есть, но воспользоваться ей многие не могут из-за сложного механизма применения. А экологический налог у нас включает целый ряд составляющих, поэтому сделать правильные расчёты по нему также совсем не просто.

     Вторая  проблема носит «застарелый» характер и заключается в нестабильности налогового законодательства. Понятно, что налоговые  нормы в стране, где собственная налоговая система сформировалась сравнительно недавно, могут и должны меняться. Но у нас эти новые нормы зачастую вводятся задним числом или накануне их вступления в силу. Так, например, Особенная часть Налогового кодекса вступила в силу с 1 января 2010 года, а была принята 29 декабря 2009. Более того, практически в течение всего первого полугодия налоговое законодательство «подстраивалось» под Налоговый кодекс. В результате рядом льгот, предусмотренных НК, невозможно было воспользоваться, поскольку не были утверждены соответствующие перечни [13,c.13].

     Постоянно меняющееся налоговое законодательство вызывает нестабильность налоговой  системы. Частые пересмотр видов, условий, норм налогообложения оказывает негативное влияние на экономику. Это ослабляет эффективность налоговых льгот, препятствует притоку иностранных инвестиций. Налоговое законодательство должно быть простым, понятным для налогоплательщиков, исключающим двойное налогообложение, множество дифференцированных ставок и сложные расчёты. Белорусское налоговое законодательство по-прежнему объемно. Его нормы распылены по большому количеству нормативно-правовых актов, в которые постоянно вносятся изменения и дополнения, причём не всегда улучшающих их содержание.

     Разночтения и нестыковки имеют место в  классификации налогов на республиканские  и местные между Общей частью налогового Кодекса, законами о Бюджете  Республики и действительностью.

     Налоговая система Беларуси строится, исходя из общих для всех национальных налоговых систем принципов, с учетом экономических и политических особенностей, присущих белорусскому государству. Этому вопросу посвящена статья 2 Общей части Налогового кодекса «Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь». Однако такой важнейшей проблеме, как устранение двойного налогообложения в ней места не нашлось. Ненадлежащее отношение к этому аспекту приводило к путанице и двойным вычетам. Так, два родственных отчисления – в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и местные фонды стабилизации экономики долгое время взимались одновременно из выручки и даже без корректировки налоговой базы. Дважды включались в расчёт таможенная пошлина и сбор за таможенное оформление при исчислении НДС при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь. Таможенная пошлина также включается и поныне [14,c.32].

     Третья  проблема – высокая периодичность  уплаты налогов. Большинство из них  уплачивается у нас раз в месяц. Только с этого года налог на прибыль и НДС при определённом размере выручки можно уплачивать раз в квартал. А в ряде государств отчетным периодом по налогам является календарный год.

     В-четвертых, перечень налогов, которые предприятия  должны платить в бюджет был и  остаётся по-прежнему довольно широк и не формирует целостную и логическую и логически увязанную налоговую систему., а мероприятия по ее упорядочению проводились путем механического объединения неоднородных по экономическому содержанию налоговых платежей.

Информация о работе Теоретические особенности налоговой системы Республики Беларусь