Теоретические особенности налоговой системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл. Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы видели в налоге общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

   • едиными при любом изменении  налоговой базы и обеспечивать пропорциональный рост налога и собственных доходов налогоплательщика (налог на прибыль);

   • прогрессивным, когда ставка налога возрастает с ростом налоговой базы (подоходный налог);

   • регрессивными, когда ставка налога сокращается при росте налоговой  ба

   Начисление  налогов может производиться  двумя методами:

   • некумулятивным, когда налоговая  база облагается по частям без нарастающего итога (чрезвычайный налог);

   • кумулятивным – исчисление налога производится нарастающим итогом с  начала года (НДС, налог на прибыль).        Сроки уплаты налогов могут быть едиными и дифференцированными в зависимости от размеров платежей. По белорусскому законодательству для большинства видов налогов установлены единые сроки перечислений платежей в бюджет не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.

     Налоговой льготой называется предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований, установленных законодательством, возможности не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере. Белорусское законодательство предусматривает предоставление налоговых льгот по различным видам налогов. В соответствии с целевым назначением их можно объединить в четыре группы.

   1. Производственно-экономические льготы имеют наибольшее значение для национального хозяйства, так как их целью является стимулирование развития производства, ускорение научно-технического прогресса, смягчение трудностей, с которыми связано вхождение предприятий

   2. Социальные льготы. Целью данной  группы является помощь предприятиям  в решении социально-бытовых проблем.

   3. Предоставление экономико-экологических  льгот связано с обеспечением охраны окружающей среды, ликвидацией экологических катаклизмов, осуществлением финансирования ресурсосберегающих производств и т. д.

   4. Специальные льготы имеют ограничительный характер либо по времени, либо по охвату налогоплательщиков. Например, освобождаются от налогообложения лечебно-производственные мастерские, психоневрологические больницы, противотуберкулезные учреждения, исправительно-трудовые учреждения и т. д.

     Благодаря системе предоставления налоговых  льгот, процесс налогообложения обеспечивает дифференцированный подход к хозяйствующим субъектам. Кроме того, следует заметить, что налоговые льготы способствуют уменьшению на 1/3 налоговых поступлений в государственный бюджет, а также позволяют во многих случаях налогоплательщикам уклоняться от обязательств по уплате налогов. Финансовая наука и хозяйственная практика доказали, что предоставление многочисленных льгот способствует увеличению налоговой нагрузки для тех лиц, кто лишен льгот в системе налогообложения. В большинстве развитых стран наметилась тенденция к сокращению налоговых льгот при одновременном уменьшении ставок налогов.

     Таким образом, налоговая система государства  – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства. Основу налоговой системы составляют налоги, которые представляют собой обязательный платёж в бюджет определённого уровня. Важными элементами налогообложения являются:

  • Субъект налога – плательщик, выплачивающий налог или сбор;
  • Объект налога – то, что непосредственно облагается налогом;
  • Налоговая ставка – величина налога, которую должен уплатить плательщик;
  • Налоговые льготы – некоторые более лёгкие условия уплаты налога;
  • Налоговая база – сумма, от которой исчисляется налог;
  • Налоговые санкции – наказания за нарушения в налоговой сфере и др.

     Однако  налоговую систему составляют не только налоги. Для успешного и  бесперебойного функционирования системы  налогообложения необходимы органы, которые будут осуществлять управление и контроль за работой системы. Так, в Республике Беларусь такими органами являются Министерство Финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный Таможенный комитет и др.      Важным звеном налоговой системы является также налоговое законодательство, которой устанавливает механизм уплаты налогов, сроки и суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным актом в области налогообложения в Республике Беларусь является Налоговый Кодекс, а также Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, Постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь, Нормативно-правовые акты республиканских органов госуправления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения [1,c.36].

     Разработка  и утверждение законодательных  актов в Беларуси возложено на Правительство Республики Беларусь, Президента, Парламент.

Изменения в нал законод  на 2011 добавить приложение «налоги 2011» из папки  курсач комп 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Классификация налогов и сборов
 

     Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Нельзя не заметить, что количество группировок достаточно велико. Почему тот или иной налог отнесен к различным группам – это зависит от того, что положено в основу разграничения. Иначе говоря, речь идет об основаниях отнесения налогов к классификационным группам. Основания могут быть как экономического, так и юридического характера. [31, стр. 52] 

ЮЛ - юридическое  лицо; ИП - индивидуальный предприниматель; ЗП - заработная плата, ФОТ - фонд оплаты труда; МЗП - минимальная ЗП. 
 

     

     

     

     

       
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 

     

       

     

       
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Классификационный состав налогов

     П р и м е ч а н и е. Литературный источник: [10,с.51].

     Группирование налогов необходимо как для упрощения  налоговых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому и местным бюджетам, к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства. Это облегчает систематизацию учета налогов и налоговых групп.  
 
 
 

Наименование 
Налога
Платель- 
щик

ставка
Источник 
уплаты
Бух. учет Срок
Д К Расчет Уплата
1 2 3 4 5 6 7 8
Налоги  относимые на с/с

Отчисления в ФСЗН
ЮЛ 35% от  фонда ЗП Налог относится  на с/с или в издержки обращения в торговле (44) 20 
(25) 
(26) 
(44)
69 Еже- 
квартально до 12 числа месяца, следующего за отчетным кварталом
Ежемесячно  совпадает со сроком получения ЗП
ИП Расходы - - Еже- 
квартально
Граждане 1% от начисленной ЗП Начислен- 
ная ЗП
70 69 Вместе с  ЮЛ

Единый платеж от ФОТ 
1) Чрезвычайный 4%, 
2) Отчисления в фонд занятости 1% 
(чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости, уплачиваемых в 2002 году единым платежом)
ЮЛ 5% от ФОТ 
(4% - чрезвычай- 
ный; 
1% - в фонд занятости)
Налог относится  на с/с или издержки обращения  в торговле 20 
(25) 
(26) 
(44)
68 Ежемесячно  до 20 числа месяца, следующего за отчетным Ежемесячно, совпадает  со сроком получения ЗП (до 22 числа месяца, следующего за отчетным)
ИП 1% от ФОТ наемной  силы Доход ИП - - Ежемесячно Ежемесячно, совпадает со сроком получения ЗП

Земельный налог
ЮЛ и ИП % перечня, 
(зависит от места нахождения земельного участка и кадастровой оценки земли по плодородию)
Налог относится  на с/с или в издержки обращения  в торговле 20 
(26) 
(44)
68 Ежегодно до 1 марта 15,04 
15,07 
15,09
Граждане Личный доход  гражданина - - Ежегодно присылают  квитанцию До 15 ноября без  пени

Экологический 
(Налог за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от передвижных источников)
ЮЛ и  ИП Согласно  перечню установлен- 
ному Совмином
В пределах лимитов  налог относится на с/с (для автотранспорта лимиты не устанавли- 
ваются)
В пре- 
делах лимитов
 
20 
(26) 
(44)
68 Ежемесячно  до 20 числа месяца, следующего за отчетным Ежемесячно  до 22 числа месяца, следующего за отчетным
Сверх лимитов из чистой прибыли в 15 кратном  размере Сверх лимитов 
81.2
За  добычу полезных ископаемых Согласно  перечню, установлен- 
ному Совмином
В пределах лимитов  налог относится на с/с (для автотранспорта лимиты не устанавливаются) В пре- 
делах лимитов 
20 
(26)
68 Ежемесячно  до 20 числа месяца, следующего за отчетным Ежемесячно  до 22 числа месяца, следующего за отчетным
Сверх лимитов уплачи- 
вается из чистой прибыли в 10 кратном размере
Сверх лимитов 
81.2
За  переработку нефтепродуктов ЮЛ 1 евро за 1 т.  переработанных нефтепродуктов На с/с 20 
(26)
68 -||- -||-

Таможенная пошлина
ЮЛ и ИП Согласно перечня, установлен- 
ного Совмином
Налог относится  на с/с или в издержки обращения  в торговле 44 68 - В момент прохождения  товара через таможенную территорию
Налоги, включаемые в отпускную  цену

Налог с продаж 
(местный налог)
ЮЛ и ИП, реализую- 
щие в розницу винно-водочные, табачные и ювелирные изделия
5% от выручки Включается  в отпускную цену. (При исчислении налогов от выручки считается  самым первым) 46 68 Ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным Ежемесячно  до 22 числа месяца, следующего за отчетным

НДС
ЮЛ и ИП с оборотом > 3000 МЗП 0, 10%, 20% 
9,09% (штрафные санкции); 16,6%
Включается  в отпускную цену. 
При исчислении налогов от выручки считается вторым
НДС от реали- 
зации 
46 
(47) 
(48)
68 Ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным Ежемесячно  до 22 числа месяца, следующего за отчетным (есть исключения)
НДС при  при- 
обрете- 
нии цен- 
ностей
 
18
60
НДС к  зачету (или к вычету) 
68
18.2 
(51)

С/х налог 
(Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды, уплачиваемых в 2002 году единым платежом)
ЮЛ 2% от выручки  без НДС. 
Для торговых и торгово-закупочных предприятий от валового дохода без НДС
Включается  в отпускную цену 46 68 Ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным Ежемесячно  до 22 числа месяца, следующего за отчетным

Местные целевые сборы 
(Целевой сбор на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционных фондов и целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, уплачиваемых в 2002 году единым платежом)
ЮЛ 2,5% от выручки  - НДС - с/х налог. 
Для торговых и торогово-закупочных предприятий от валового дохода - НДС - с/х налог
Включается  в отпускную цену 46 68 Ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным Ежемесячно  до 22 числа месяца, следующего за отчетным
10 
Налог на топливо
ЮЛ и ИП 
(импортеры и про- 
изводители авто- 
мобилей, топлива)
20% от выручки  без НДС Включается  в отпускную цену 46 68 Ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным Ежемесячно  до 22 числа месяца, следующего за отчетным
11 
Акцизы
ЮЛ и ИП импортеры и про- 
изводители подакцизной продукции
Согласно перечня, установлен- 
ного Совмином
Включается  в отпускную цену 46 68 Ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным Не позднее  чем на 3-й день после получения  выручки, но не позднее 60 дней после отгрузки
Налоги  на прибыль
12 
Недвижимость
ЮЛ и ИП 1% в год от  остаточной стоимости основных производ- 
ственных и непроизвод- 
ственных фондов и 1% от стоимости незавершен- 
ного сверх- 
нормативного строительства
Балансовая  прибыль, (по незавершен- 
ному строитель- 
ству - чистая прибыль)
81.1 
(81.2)
68 Еже- 
квартально до 20 числа месяца первого в отчетном квартале
Ежемесячно  до 22 числа каждого месяца в размере 1/3 квартальной сумы
Граждане 0,1% Собственные средства (личный доход) - - Присылают извещение До 15 ноября
13 
Налог на прибыль
ЮЛ В 2002 году 24%, 
15% платят предприятия...
Балансовая  прибыль 81.1 68 Ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным Ежемесячно, до 22 числа месяца, следующего за отчетным
14 
Налог на доходы
ЮЛ 
Граждане
15% от начисленных дивидендов и приравнен- 
ных к ним доходов. 
Налог взимается у источника выплаты, как и подоходный
Начислен- 
ные дивиденды
81.1 
(75.2)
68 Ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за месяцем  начисления дивидендов Не позднее  чем на следующий день после начисления дивидендов
15 
Налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности
Для банковских кредитно-финансовых учреждений, страховые  и пере- 
страховочные организации
30% от дохода Балансовая  прибыль 81.1 
(у банков др. счета)
68 Ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным Ежемесячно, до 22 числа месяца, следующего за отчетным
Налог на доходы от реализации ЮЛ ценных бумаг 40% от дохода  о реализации ценных бумаг Доход от реализации ценных бумаг 81.1 68 Ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным Ежемесячно, до 22 числа месяца, следующего за отчетным
16 
Налог на игорный бизнес 
(игорный бизнес облагается только этим налогом, др. с выручки не платятся)
ЮЛ, ИП, зани- 
мающиеся игорным бизнесом
В базовых МЗП, зависит от вида бизнеса и от оборота: 
Игровой автомат 20-40 МЗП. 
Касса тотализатора - 290 МЗП. 
Игровой стол - от 100-500 МЗП (казино)
Доход от игорного бизнеса 81.1 68 Ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным Ежемесячно, до 22 числа месяца, следующего за отчетным
17 
Оффшорный сбор 
(перечисляется только за услуги согласно перечня)
ЮЛ, ИП - резиденты  РБ 15% от суммы денежных средств, перечисляемой нерезидентом РБ, зарегистри- 
рованным в оффшорной зоне, либо на счета, открытые в оффшорных зонах
Балансовая  прибыль 80 68 До 20 числа месяца, следующего за месяцем перечисления До перечисления
18 
Налог на лотерейную деятельность
 
(никакими др. налогом не облагается)
ЮЛ, ИП, зани- 
мающиеся лотерейной деятель- 
ностью
8% от дохода Доход от получения  лотерейной деятель- 
ности
81.1 68 До 20 числа месяца, следующего за месяцем проведения лотереи До 22 числа, следующего за месяцем проведения лотереи
19 
Налог на покупку автотранспортных средств: 
(Транспортный сбор)
ЮЛ, ИП и граждане за исключе- 
нием) только для граждан) легковых автомобилей, прицепов и мотоциклов, приобретен- 
ных в личную собственность
5% от стоимости авто- 
транспортных
Налог включается в перво- 
начальную стоимость автомобиля; 
Прибыль, АФ
08 68 До 20 числа месяца, следующего за месяцем при- 
обретения автомобиля
Совпадает со сроком регистрации или пере- 
регистрации автомобиля в ГАИ
Налоги, которые платят граждане
20 
Подоходный налог 
(Об удержанных и перечисленных в бюджет суммах подоходного налога)
Граждане и ИП 
(>183 дней в году прож. в РБ)
От 9% до 30% по совокупному доходу ; 
ИП по ряду видов деятельности платят твердую ставку налога в МЗП; 
для иностр. гражд.=20%
Совокупный  доход граждан. 
У граждан налог взимается у источника выплаты
70 68 Ежемесячно  до 20 числа месяца, следующего за отчетным Совпадает со сроком получения ЗП
21 
Отчисления в ФСЗН
È
Налог, относимый на с/с (отчисления в природоохранные  фонды)
22 
Плата за размещение отходов производства и потребления
ЮЛ и ИП, раз- 
мещающие отходы на полигонах и свалках
Согласно перечня, утвержден- 
ного Совмином РБ
Издержки производ- 
ства или обращения
26 
(44)
68 Ежемесячно  до 20 числа месяца, следующего за отчетным Ежемесячно, до 22 числа месяца, следующего за отчетным
 

     Общепринято начинать классификацию налогов с подразделения их на прямые и косвенные. В основе деления лежат особенности объектов обложения и характер взаимоотношений плательщика и государства. Прямые налоги устанавливаются непосредственно не доход и имущество. К косвенным относятся налоги на товары и услуги, включаемые в отпускную цену.

      Различают налоги государственные и местные. Государственные формируют доходы центрального бюджета. Местные - поступают в региональные и муниципальные бюджеты. В настоящее время на территории Республики Беларусь действует 15 общегосударственных и 9 местных налогов. Перечень налогов, взимаемых в Республике Беларусь, ежегодно конкретизируется (как правило, в сторону уменьшения) при принятии закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Кроме того, с целью создания благоприятного налогового климата и оптимизации процедуры исполнения налоговых обязательств для отдельных категорий плательщиков действуют особые налоговые режимы: упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, налогообложение в рамках свободных экономических зон, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Поэтому утверждения некоторых «экономистов» об использовании в Республике Беларусь огромного количества налоговых платежей (более 100) по существу не имеют под собой реальной экономической основы и не выдерживают ни какой критики. 11 стр.

     Существует  классификация налогов и по объектам обложения. В соответствии с данным критерием выделяют следующие группы: налоги на имущество, ресурсные налоги, налоги на доход или прибыль, налоги на действия и т.д. 

     В зависимости от вида плательщика  налоги делятся на налоги с физических лиц и налоги с юридических  лиц.

     В зависимости от распределения взысканных сумм между бюджетами различных уровней налоги делятся на закрепленные и регулирующие доходные источники. Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или в определенной части закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, подоходный налог является доходом местного бюджета. Регулирующие источники ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. В качестве регулирующих в Республике Беларусь используются акцизы, НДС, налог на прибыль. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении республиканского бюджета на конкретный год. 12 источник

     Налоги  по порядку их использования подразделяются на общие и целевые. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Целевые налоги зачисляются в обособленные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. В Республике Беларусь к целевым бюджетным фондам относятся: республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; республиканский дорожный фонд и др., а с 2004 года и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

     Существуют  и другие основания деления налогов на виды, например, по методу обложения или от источника уплаты. В принципе в качестве критерия можно взять любой системный признак налога.

    Таким образом, налоги являются неотъемлемой частью любой экономики, независимо от политического строя страны. Различие заключается в том, какую роль налогам отводили в регулировании экономики страны. Множественность налогов позволяет решать разнообразные задачи и реализовать различные функции.

     Налоги  играют решающую роль в процессе перераспределения  валового внутреннего продукта и  национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов.

     Необходимо  отметить, что классификация налогов и сборов по группам исходя из единых признаков позволяет лучше понять и изучить налоговую систему государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Теперь  рассмотрим ситуацию последних лет  в нашей стране.

Таблица 1

Структура доходов бюджета  РБ в 2003 году, % 

Единый налог с индивидуальных предпринимателей 1,9 %
Платежи от фонда заработной платы 3,0 %
Доходы  от внешнеэкономической деятельности 7,7 %
Прочие  налоги 16,9 %
Налоги  на добавленную стоимость 24,0 %
Оборотные налоги 16,1 %
Подоходный  налог 8,4 %
Налог на прибыль 7,6 %
Налог на доходы 1,4 %
Акцизы 7,0 %
Налог на недвижимость 3,9 %
Земельный налог 2,1 %

Информация о работе Теоретические особенности налоговой системы Республики Беларусь