Теория, социально-экономическая сущность налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, установленной в законном порядке. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на управление, оборону, суд, охрану порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Содержание

Введение 3

Глава 1.Теория налога и налогообложения

1.1. Возникновение налогов 5

1.2. Эволюция системы налогообложения России 7

1.3. Основные налоговые теории 10

1.4 Методология налогообложения 16

Глава 2. Социально-экономическая сущность налогов

2.1 Понятие налога и его признаки 18

2.2 Экономическая сущность налога 19

2.3 Функции налогов 23

2.4 Элементы налогов 25

2.5 Классификация налогов 26

Заключение 28

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

НАЛОГООБ.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     Наряду  с государственными, появляются и местные земские налоги и сборы, которые устанавливаются земскими учреждениями. К ним относятся сборы с земли, фабрик, заводов, торговых и ремесленных заведений.

     С 1917 года начинается советский период формирования системы налогообложения. Он характеризуется глубоким кризисом всей финансовой и налоговой системы, вызванным первой мировой, гражданской войной. Существенный доход государства составляет эмиссия денег. В этот период были введены натуральные налоги: продовольственный, затем продразверстка.

     Некоторая стабилизация финансовой системы наступила  в 20-х годах после провозглашения нэпа. В этот период развития российской экономики были введены элементы рыночного хозяйства – снят запрет на торговлю, местный кустарный промысел, проводятся мероприятия по укреплению рубля. Из прямых налогов взимались сельскохозяйственный, промысловый, походно-поимущественный, наследственные пошлины и др., а из косвенных – акцизы и таможенное обложение.

     В целом налоговая система Советского государства сформировалась к 1930-1932 гг., когда в соответствии с постановлением ЦИК И СНП СССР была проведена налоговая реформа (1930).

     Основная  цель реформы состояла в упрощении  системы налогообложения. В результате существенно сократилось количество налогов, для предприятий осталось только два налога: для государственных – налог с оборота и отчисления от прибыли, для кооперативных – налог с оборота и подоходный налог.

     В военный и послевоенным периоды  вводятся дифференцированные прогрессивные  ставки по подоходному налогу, льготы для определенных категорий плательщиков, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР и определяется необлагаемый минимум. Взимаются местные налоги: земельный налог, налог с владельцев строений, транспортных средств.

     Налоговая система России, введенная с 1992 года, представляет собой

пакет законов и законодательных актов, который разрабатывался с учетом мирового опыта налогообложения, а  также особенностей переходного  

периода России к рыночным отношениям. Постоянная корректировка этого пакета документов привела к необходимости создания и введения в действие Налогового кодекса. Первая часть Налогового кодекса введена в действие 01 января 1999 года. В Налоговом кодексе устанавливается четкая кодификация налогов, узаконена жесткая процедура их введения, отмены, утверждения ставок, предоставления льгот.

      Налоговый кодекс дает возможность создать  единую и согласованную систему, исключающую возможность издания  и принятия огромного количества нормативных документов и подзаконных  актов, позволяет отрегулировать проблемы, возникающие между налогоплательщиком и налоговыми органами.

      Особенно  важным становится то обстоятельство, что перечень налогов разного  уровня будет исчерпывающим, ни один орган власти не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного Кодексом. Это качественно изменит условия хозяйствования для предприятий, ограничит возможности региональных и местных органов власти по изобретению новых налогов.

1.3 Основные  налоговые теории

     В результате попыток теоретического обоснования практики налогообложения возникли различные модели налоговых систем, которые менялись адекватно изменениям исторических, общественно-политических условий и развитию экономических отношений. Эти модели принято называть «налоговыми теориями». Каждая из них выдвигает свои принципы построения налоговой системы, определяет ее состав и структуру, роль, значение и функции налогов в экономике.

     Долгое  время господствовало классическое представление о роли налогов  в экономике. А. Смитом впервые было создано учение об эволюции государственных финансов. А. Смит определил налоговую систему как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна.

     Ученый-классик  У. Петти (1623-1687) и английский экономист  Д. Рикардо (1772-1823) считали экономику  устойчивой и саморегулируемой системой, в которой спрос рождает предложение, а при переизбытке любого из них  происходит самоуравновешивание путем передвижения производителей в дефицитные отрасли хозяйства. Государство должно лишь обеспечивать экономическое развитие свободного рынка, выполняя возложенные на него функции охраны права собственности. Налоги играли роль источников покрытия затрат государства на эти цели. Полемика же велась вокруг принципов справедливости их взимания. Однако с усложнением экономических отношений в обществе возникла потребность в корректировке классического учения. Появились новые научные теории.

     Кейнсианская  теория отражает элементы анализа общего функционирования экономики, обосновывает важные макроэкономические направления государственного регулирования. Одно из важных положений теории Дж. М. Кейнса (1883-1946) – зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений населения только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство. Здесь необходимо государственное вмешательство, направленное на изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережения.

     Высокие (прогрессивные налоги) согласно теории Дж. М. Кейнса играют положительную  роль, они влияют на сбалансированность экономики. Снижение налоговых поступлений  уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость. Во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается 

относительно  стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налоговые поступления в бюджет не только зависят от величины налоговой ставки, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале ставок подоходного обложения. Английское правительство применило теорию Дж. М. Кейнса на практике перед началом первой мировой войны, когда все силы государства были направлены на развитие военного промышленного производства.

     Кейнсианская  система регулирования была подорвана  по следующим причинам. Во-первых, когда инфляция стала приобретать хронический характер ввиду изменений в условиях производства, стало необходимым такое вмешательство, которое улучшило бы предложение ресурсов, а не спрос на них. Во-вторых, с развитием экономической интеграции произошло повышение зависимости каждой страны от внешних рынков. На смену кейнсианской концепции «эффективного спроса» пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».

     Согласно  неоклассическому направлению корректирующие меры государства должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия.

     Дж. Мид (1907 г.р.), построивший неоклассическую  модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании  экономических процессов, считая государство  дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов.

           В неоклассической теории получили широкое развитие два направления: теория экономики предложения и монетаризм.

           Теория экономики  предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых  льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Кроме того, согласно теории - обязательно сокращение государственных расходов. Главный постулат теории - лучший регулятор рынка - сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.

           А. Смит отмечал, что  от снижения налогового бремени государство  выигрывает больше, нежели от наложения  непосильных податей: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. Плательщики с большей легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов.4

     Объективно  существует оптимальная доля изъятия прибыли в бюджет. Однако, чтобы ее найти, необходимо провести всестороннее исследование активности предприятий в случае применения тех или иных процентных ставок.

     Теория  экономики предложения, развитая в  начале 80-ых годов в США М. Уэйденбаумом, М. Бернсом, Г. Стайном, А. Лэффером, заключалась в радикальном сокращении предельных налоговых ставок, при этом понижалась бы прогрессивность налогообложения. Прежде всего предприятия увеличивали бы собственные источники накопления.  А. Лэффер сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную деятельность частного сектора. Если предприниматель не видит перспективы получения прибыли или если успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов, то экономическая активность будет падать. Заинтересованность хозяйствующих субъектов, по мнению А. Лэффера, является движущей силой процветающей экономики. 

           Рост налоговых  ставок лишь до определенного предела  поддерживает рост налоговых поступлений, затем этот рост немного замедляется, и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Когда налоговая ставка достигает определенного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, вследствие чего, часть налогоплательщиков переходит из легального в "теневой" сектор экономики.

     По  теории А. Лэффера, развитие теневой  экономики имеет обратную связь с налоговой системой: увеличение налогов увеличивает размеры теневой экономики, при котором большая часть имеющегося дохода не декларируется. Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет А. Лэффер считает 30% суммы доходов.

           Теория монетаризма, разработанная американским экономистом, профессором Чикагского университета М. Фридманом, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулирование денег в обращении. Делается также и ставка на снижение налогов. В то же время по теории монетаризма одним из основных средств регулирования экономики является изменение денежной массы и процентных банковских ставок. Сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного, но и частного предприятия.

           Основная идея неоклассических  теорий заключается в поисках  методов снижения инфляции и предоставлении большого количества налоговых льгот  корпорациям или той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке.

     В развитии кейнсианской теории появились  новые течения, стал возникать ее синтез с некоторыми направлениями  неоклассической теории. В неокейнсианской  теории значительное место отведено налоговым проблемам. Английские экономисты  И. Фишер и Н. Калдор считали необходимым разделение объектов налогообложения по отношению к потреблению, облагая в данном случае конечную стоимость потребляемого продукта, и к сбережению, ограничиваясь лишь ставкой процента по вкладу. Отсюда возникла идея налога на потребление, который представляет собой одновременно метод поощрения сбережений и средство для борьбы с инфляцией. Деньги, предназначенные ранее на покупку потребительских товаров, могли теперь быть направлены либо в инвестиции, либо в сбережения, которые превратились бы в капиталовложения с помощью той же самой бюджетной политики - изъятия излишних сбережений.

           Однако, Н. Калдор считал, что налог на потребление, введенный  по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров более справедлив, чем фиксированный налог с продаж, для людей с низкими доходами. Кроме того, этот налог не облагает сбережения, необходимые для будущего инвестирования, стимулирует их рост.

           В настоящее время  не существует какой-либо одной истинно  верной теории экономического регулирования. Во многих зарубежных странах существует взаимодействие трех основных концепций: кейнсианства с различными вариациями, теории экономики предложения и  монетаризма. Государственная политика в области налогов должна быть продуманной и взвешенной, решаемой с помощью средств и приемов современного экономического анализа.

           В России большая  полемика по вопросам теории налогов  велась до революции и в основном затрагивала сущность налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Труды ученых-экономистов, таких как А. Тривус, Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов, представляют неоценимый вклад в теорию налогов. После раскола мирового сообщества на две противоборствующие политические системы, теория налогов в России была подвергнута искажению, что отбросило развитие отечественной науки в этом направлении на много лет назад. В области построения налоговой системы теоретические и практические исследования начали возрождаться с 1991 года. Предпосылкой для их появления стали налоговое законодательство и его адаптация к изменившимся экономическим условиям. Отдельные положения теоретических разработок ученых были включены в Налоговый кодекс. В соответствии с современными налоговыми теориями исследования строятся на анализе конкретной действующей налоговой системы, выявлении ее позитивных и негативных последствий и корректировке ее составляющих, осуществляется поиск оптимальных границ действий налогов. Можно проследить тенденцию взаимосвязи между развитием экономики, долей налоговых поступлений в бюджет и структурой налогов, что поможет избежать негативных последствий действия налогов либо сгладить их в определенной экономической ситуации. 

Информация о работе Теория, социально-экономическая сущность налогов