Теория, социально-экономическая сущность налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, установленной в законном порядке. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на управление, оборону, суд, охрану порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Содержание

Введение 3

Глава 1.Теория налога и налогообложения

1.1. Возникновение налогов 5

1.2. Эволюция системы налогообложения России 7

1.3. Основные налоговые теории 10

1.4 Методология налогообложения 16

Глава 2. Социально-экономическая сущность налогов

2.1 Понятие налога и его признаки 18

2.2 Экономическая сущность налога 19

2.3 Функции налогов 23

2.4 Элементы налогов 25

2.5 Классификация налогов 26

Заключение 28

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

НАЛОГООБ.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

      С тех пор, как государство стало  активно участвовать в организации  социальной и хозяйственной жизни  страны, появилась подфункции регулирующей функции: социальная и стимулирующая, реализуемые через систему льгот и преференций (предпочтений). Льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:

- финансирования  затрат на развитие производства  и жилищное строительство;

- малых  форм предпринимательства;

- занятости  инвалидов и пенсионеров;

- благотворительной  деятельности в социально-культурной  и природоохранительной сферах.

      Преференции устанавливаются, как правило, в  виде скидок (отмены) таможенных пошлин на ввозимые в страну товары определенной номенклатуры, которые на отечественных предприятий не производятся либо изготавливаются в недостаточных объемах.

      Непосредственно с регулирующей функцией связана  и проявляется другая функция  – контрольная. Сущность ее состоит  в количественном отражении и  соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление контрольной функции налогов зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

      Все функции налогов взаимосвязаны, взаимообусловлены, в единстве они  определяют эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики. 

      2.4 Элементы налогов

      Элементы  налогов определены Налоговым кодексом Российской Федерации. В части первой Налогового кодекса РФ, статье 17 говорится: «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения». К элементам налогов относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

      Объект  налогообложения определяется в  соответствии со статьей 38 главы 7 первой части НК РФ. Объектами налогообложения  могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

      Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения, к которой  применяется налоговая ставка. Налоговая  ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы. Налоговые ставки бывают твердые (в рублях и копейках) и процентные. Понятие налоговой базы и налоговой ставки определяется статьей 53 НК РФ.

      Определение налогового периода дается в статье 55 НК РФ. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.

      Срокам  уплаты налогов и сборов посвящена  статья 57 НК РФ. Сроки уплаты налогов  и сборов устанавливаются применительно  к каждому налогу и сбору.

      Порядок уплаты налогов и сборов определяется статьей 58 НК РФ.  

      2.5 Классификация налогов

      Первая  классификация налогов была построена  на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально был привязан к доходам землевладельца. Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя.

      Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя их доходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для  оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.9

      К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль предприятий  и организаций, земельный налог, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц. Косвенные налоги «сидят» в цене товара и являются налогами на потребление: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами.

      В конце XIX века, по расчетам русского экономиста и статистика И. И. Янжула, доля прямых налогов в налоговых поступлениях казны составляла: в России – 17%, во Франции – 25,6%, в Англии – около 30%, в Германии – 35,4%. Налоговое бремя в течение ста лет возрастало. Уже в 1913 году доля прямых налогов в налоговых поступлениях российской казны достигла 27,8%. В 1999 году в России на долю прямых налогов приходилось примерно 45%.

      Бюджетная система государства включает совокупность бюджетов всех уровней. В России бюджетная  система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В Российской Федерации налоги и сборы подразделяются на федеральные; региональные налоги республик, краев, областей и автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга; местные.

      Налоговый кодекс предусматривает закрытый перечень налогов и сборов.

      Учетно-экономическая целесообразность изучения налоговой нагрузки на предприятие диктует иную группировку налогов, а именно:

  • налоги, относимые на издержки производства и обращения;
  • налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);
  • налоги, относимые на финансовые результаты предприятия;
  • налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении плательщика.

Заключение

      Налоговая система возникла и развивалась  вместе с государством. Первые упоминания о налоге мы находим в философских  трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление. Налог как историческая категория возник из контрибуции и дани с побежденных и угнетенных народов.

      Основные  положения о налогах закреплены в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

      В Налоговом кодексе РФ дано следующее  определение налога. Налог – это  обязательный, принудительный, безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.

      Экономическая сущность налога заключается в изъятии  государством части собственности  граждан или хозяйствующих субъектов  в пользу государства для финансирования выполняемых функций. Возникнув вместе с государством, налоги характеризуют денежные отношения, которые складываются у государства с его гражданами и хозяйствующими субъектами, и взимаются либо с произведенных и реализуемых товаров и услуг, либо с имущества, находящегося в собственности, что является часть ВВП.

      Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи  «питают» бюджетную систему страны. Налоги являются категорией не только экономической, но и финансовой. Налоги участвуют в перераспределении  дохода только на стадии формирования государственных ресурсов путем изъятия части денежных средств юридических и физических лиц, централизации средств в пользу государства. Существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых социальных отчислений. Источником отчислений также является произведенный ВВП, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды в форме единого социального налога, привязанного к заработной плате и включаемого в себестоимость продукции.

      Налоги  не только формируют финансовые средства государства – они используются для воздействия на структуру  производства и потребления, состояние  и направление развития науки, определяют приоритеты социальной политики, от которой в конечном итоге зависит эффективность общественного производства.

     На  современном этапе развития экономики  России решение проблем, связанных  с наполнением доходной части  государственного бюджета, является первоочередной задачей как законодательной, так и исполнительной ветви власти. Основной источник формирования бюджета государства - налоговые сборы и платежи. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Организация работы с налогоплательщиками по выполнению этой задачи служит прерогативой налоговых органов РФ. Качество функционирования налоговой системы России во многом предопределяет формирование бюджета страны, развитие промышленной сферы, сельского хозяйства, предпринимательства, уровень социального обеспечения граждан.

           Создание эффективной  налоговой системы, обеспечение  ее прозрачности, предсказуемости и  стабильности представляет собой важное условие повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса РФ на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Реформирование налоговой системы России происходит с момента ее начального формирования и продолжается уже более 10 лет. Первая часть Налогового кодекса введена в действие 01 января 1999 года. С введением в действие Налогового кодекса, который является законодательным документом, осуществлен системный и комплексный пересмотр всей системы налогообложения и, после принятия его в целом, должен стать единым документом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная со взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком расчетов и уплаты налогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников
 

1. Конституция  Российской Федерации. – Москва: ИЦК «МарТ»; Ростов н/Д; Издательский центр «МарТ», 2003. – 64 с.

2. Библиотека кодексов: Выпуск 13 (33). Налоговый кодекс РоссийскойФедерации. Части I и II. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 561 с.

3. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит: Учебное пособие. – М.: ИД Юриспруденция, 2003. – 448 с.

4. Александров  И.М. Налоги и налогообложение:  Учебник. - М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и К», 2004. - 296 с.

5. Кейнс Дж. М.  Общая теория занятости, процента  и денег. М.: Прогресс, 1978. – 430 с.

6. Налоги. Словарь-справочник. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 240 с.

7. Налоги: Учеб. пособие. - 5-е изд., перераб. и доп.\ Под ред. Д.Г.Черника. - М.: Финансы  и статистика, 2001. - 656 с.

8. Осадчая И.М.  Современное кейнсианство. – М.: Мысль, 1971. – 268 с.

9. Пархачева  М.А., Корнетова Е.В. Малый бизнес: новая система налогообложения  в 2003 году. - СПб.: Питер, 2002. - 256 с.

10. Система налогов  и сборов России / Под ред. А.Н.Козырина. – СПб.: Питер, 2004. - 264 с.

11. Смит А.  Исследование о природе и причинах богатства народов. – Кн. 5. – М.: Соцэкгиз, 1992. – 612 с.

12. А.В. Толкушкин.  Налоги и налогообложение: Энциклопедический  словарь. - М.: Юристъ, 2001. - 512 с.

13. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы  налоговой системы: Учебник для вузов. – 3-е изд., прераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 517 с.

14. Юткина Т.Ф.  Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 429 с. 
 
 
 

Подпись студента:                      Асеева Т.П.

Дата 

Информация о работе Теория, социально-экономическая сущность налогов