Теория, социально-экономическая сущность налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, установленной в законном порядке. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на управление, оборону, суд, охрану порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Содержание

Введение 3

Глава 1.Теория налога и налогообложения

1.1. Возникновение налогов 5

1.2. Эволюция системы налогообложения России 7

1.3. Основные налоговые теории 10

1.4 Методология налогообложения 16

Глава 2. Социально-экономическая сущность налогов

2.1 Понятие налога и его признаки 18

2.2 Экономическая сущность налога 19

2.3 Функции налогов 23

2.4 Элементы налогов 25

2.5 Классификация налогов 26

Заключение 28

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

НАЛОГООБ.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     1.4 Методология налогообложения

      На  фундаменте философского смысла налога как одного из процессов жизнеобеспечения общества развилась особая сфера  экономической теории – наука  о налогообложении.

      Методология налогообложения – это теоретическое, научно-практическое и концептуально-правовое обоснование сущности понятия «налог». Это одновременное исследование налога в качестве объективной экономической категории и в качестве конкретной формы правовых взаимоотношений налогоплательщиков с государством. Это выбор налоговых форм и наполнение их конкретным содержанием, установление прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений.

      Любая национальная налоговая система  функционирует на объективной методологической основе. Известны следующие налоговые  концепции: ресурсного, имущественного обложения; обложения конечных стоимостных результатов, дохода; преимущественного обложения сделок купли-продажи; рентного налогообложения и др. Общество в зависимости от уровня своего экономического благополучия и степени политической зрелости принимает в законодательном порядке ту или иную концепцию. Это процесс формулирования принципов построения национальной налоговой системы и утверждения ее методических и организационно-правовых основ, задач и конкретных целей. Методология налогообложения составляет фундамент налогового механизма и его элементов: планирования, регулирования и контроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

2. Социально-экономическая  сущность налогов

2.1 Понятие   налога и его признаки

      Налог – это философская и экономическая  категория и одновременно конкретная форма правовых взаимоотношений, закрепляемых в законодательном порядке при наполнении доходами казны государства (бюджета).

      Налоги  – одно из важных понятий экономической  науки, являющееся экономической категорией, одним из звеньев экономических отношений. Анализ сущности налога как экономической категории основывается на исследовании закономерностей расширенного воспроизводства и его отдельных фаз, особенно распределения и перераспределения денежной формы стоимости. Налог как конкретная форма принудительного изъятия части совокупного дохода общества в казну государства отражает все достоинства и недостатки конкретного экономического пространства и конкретной системы государственного устройства и управления. По состоянию налоговых правоотношений в государстве судят о его прогрессе или регрессе.

      Вместе  с тем налог – понятие не только экономическое, хозяйственное, правовое, социальное, философское  и историческое. Прежде всего –  это понятие финансовой науки, жестко связанное с категориями «государство», «бюджет государства».5

      Налоги, являясь экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они менялись вместе с развитием  государства.

      Основные  положения о налогах закреплены в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

      В современном понимании налог  – это обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и граждан в  форме отчуждения принадлежащих  им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.

      Признаками налога являются:

- императивность (безусловность, категоричность), которая  означает, что субъект налога  не вправе отказаться от возложенной  на него обязанности безвозмездно  отдать часть своего дохода (согласно  закону) государству, а в случае  невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;

- смена  формы собственности дохода, которая  означает, что часть дохода субъекта  безвозмездно переходит в собственность  государства, обезличивается и  используется государством по своему усмотрению;

- безвозвратность  и безвозмездность передаваемой  части дохода, которые означают, что отданная часть дохода  не возвратится субъекту налога  и он не получит никаких  прав, в том числе право на  участие в распределении отданной  части своего дохода;

  • легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.
 

2.2 Экономическая  сущность налога

      Выражая интересы общества, государство осуществляет регулирование экономических отношений, вырабатывает и реализует специфические функции посредством социальной, экономической, демографической, экономической и другой политики. Регулирование экономических отношений в обществе государство осуществляет посредством использования различных инструментов. Одним из таких инструментов является налоговая политика.

      Для выполнения своих функций государству  необходимы средства, за счет которых  финансируются и реализуются  различные функции государства, содержатся структуры, обеспечивающие функционирование самого государства. Все необходимые средства аккумулируются в финансово-бюджетной сфере, основным источником формирования которой являются налоговые платежи и сборы. В 2000 году в бюджете России налоговые доходы в общей сумме доходов составили около 85%, в 2001 – 93%, в 2002 – 81%, в 2003 – 78%, в развитых странах эта величина достигает 90%.

      Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и  появлением государства, которому требовались  средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал Карл Маркс.6 В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

      Налог определяет собой изъятие государством части собственности граждан  или хозяйствующих субъектов  в пользу государства для финансирования выполняемых функций. Возникнув вместе с государством, налоги характеризуют денежные отношения, которые складываются у государства с его гражданами и хозяйствующими субъектами, и взимаются либо с произведенных и реализуемых товаров и услуг, либо с имущества, находящегося в собственности, что является часть ВВП. Таким образом, изъятие части ВВП в виде обязательного платежа в пользу государства и составляет экономическую сущность налога.

      Взносы  осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

- работники  своим трудом создающие материальные  и нематериальные блага и получающие  определенный доход;

- хозяйствующие  субъекты, владельцы капитала, действующие  в сфере предпринимательства.

      За  счет налогов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

      Источником  налогов является вновь созданная  стоимость, то есть национальных доход, созданный в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами. Процесс перераспределения национального  дохода в денежной форме, то есть мобилизация  средств хозяйствующих субъектов с помощью налогового механизма и их использование через систему государственных расходов представляет собой всю систему финансовых отношений. Налоги являются категорией не только экономической, но и финансовой. Налоги участвуют в перераспределении дохода только на стадии формирования государственных ресурсов путем изъятия части денежных средств юридических и физических лиц, централизации средств в пользу государства.

      Налоговая система России представлена совокупностью  налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц – на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему страны.

      Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых социальных отчислений. Источником отчислений также является произведенный ВВП, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды в форме единого социального налога, привязанного к заработной плате и включаемого в себестоимость продукции.7

      Одновременно  с созданием налоговой системы  в 1991-1993 гг. в России появились четыре государственных внебюджетных социальных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования. Государственный фонд занятости населения функционировал до 2001 г., а затем был упразднен.

      Внебюджетные  фонды созданы федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Эти фонды предназначены для аккумуляции в них денежных ресурсов, направляемых в основном на государственное социальное страхование. Обязательное социальное страхование направлено на компенсацию последствий изменения материального и социального положения граждан вследствие наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, потери кормильца, инвалидности и др. Средства этих фондов используются для своевременной выплаты пенсий, пособий по безработицы, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, оказание бесплатной медицинской помощи населению и т.д.

      Вначале эти страховые взносы официально налогами не признавались и не включались в состав налоговой системы РФ. Считалось, что эти обязательные страховые платежи имеют возвратный характер, используются на социальные нужды и налогами не являются. Решение данного вопроса нашло отражение в статье 13 части первой Налогового кодекса РФ. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды включены в налоговую систему РФ и отнесены к федеральным налогам и сборам.

      Единый  социальный налог можно рассматривать  как форму реализации денежных накоплений, при помощи которой часть чистого дохода общества используется на различные мероприятия в сфере обязательного страхования. Помимо единого социального налога, в системе обязательного социального страхования действуют взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 

      Вместе  с тем, налоги не только формируют  финансовые средства государства –  они используются для воздействия  на структуру производства и потребления, состояние и направление развития науки, определяют приоритеты социальной политики, от которой в конечном итоге зависит эффективность общественного производства. 

      2.3 Функции налогов

      Функция налога – это проявление его сущности в действии. Сущность налогов раскрывается через их функции. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

      С  одной стороны, налоги выражают обязанности  плательщиков налогов участвовать  в формировании ресурсов государства. С другой – являются инструментом перераспределения финансов, поэтому должны сглаживать диспропорции в системе распределения и активизировать или сдерживать развитие любых форм деятельности.

      Таким образом, можно выделить две основные функции налогов – фискальную и регулирующую, хотя на самом деле не существует единого толкования функций налогов. Наиболее часто встречается выделение следующих функций: фискальная, регулирующая, воспроизводственная.

      Фискальная  функция предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют основную доходную часть бюджетов различных уровней государственной власти. Фискальная функция налогов является главной, основополагающей, так как именно она формирует основную часть бюджетов всех уровней. Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимые потребности: содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов либо они недостаточны (библиотеки, архивы, фундаментальная наука, театры, музеи).8

      Экономическая, или регулирующая, функция налогов  заключается в воздействии налогов  на общественно-экономические отношения  в государстве. Именно налоги оказывают  влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают экономические условия, то есть регулируют рыночные отношения в государстве. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, то есть создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечит непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

Информация о работе Теория, социально-экономическая сущность налогов