Водный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение актуальных вопросов, связанных с введением водного налога. Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
- рассмотреть понятие водного налога;
- рассмотреть содержание водного налога;
- проанализировать особенности уплаты и исчисления водного налога;
- проанализировать проблемы исчисления водного налога и пути их решения;
- проанализировать статистику поступлений в бюджет по налогу;
- изучить налоговую декларацию по водному налогу;

Содержание

Введение 2
1 Общая характеристика водного налога 4
1.1 Сущность и назначение водного налога 4
1.2. Элементы налога на прибыль 5
2 Изменения в законодательстве и поступление в бюджет налога 12
2.1 Изменения в законодательстве, вступившие в силу с 1 января
2005 года 12
2.2 Поступление водного налога в бюджет 21
3 Актуальные проблемы теории и практики водного налога 22
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Приложения
Расчетная часть

Работа содержит 1 файл

реферат готово.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

    Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

     В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

3. При использовании  акватории водных объектов, за  исключением сплава древесины  в плотах и кошелях, налоговая  база определяется как площадь  предоставленного водного пространства (в ред. Федерального закона  от 04.12.2006 N 201-ФЗ).

    Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

4. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

5. При использовании  водных объектов для целей  сплава древесины в плотах  и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100 (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ).

Налоговый периодом признается квартал.

Порядок исчисления налога

1. Налогоплательщик  исчисляет сумму налога самостоятельно.

2. Сумма налога  по итогам каждого налогового  периода исчисляется как произведение  налоговой базы и соответствующей  ей налоговой ставки.

3. Общая сумма  налога представляет собой сумму,  полученную в результате сложения  сумм налога, исчисленных в соответствии  с пунктом 2 настоящей статьи  в отношении всех видов водопользования.

Порядок и сроки уплаты налога

1. Общая сумма  налога, исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 настоящего Кодекса, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.

2. Налог подлежит  уплате в срок не позднее  20-го числа месяца, следующего  за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация

1. Налоговая  декларация представляется налогоплательщиком  в налоговый орган по местонахождению  объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

   При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

2. Налогоплательщики  - иностранные лица представляют  также копию налоговой декларации  в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога. 
 
 
 
 
 
 
 

2  Изменения в законодательстве и поступление в бюджет налога

2.1 Изменения в законодательстве, вступившие в силу  с 1 января 2005 года

    Посмотрим, какие изменения в налогообложении пользователей водными объектами произошли в 2005 году.

     С 1 января 2005 года была введена в действие глава 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Федеральный закон от 28.07.2004 № 83-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации», а Федеральный закон от 06.05.98 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (далее - Закон № 71-ФЗ) утрачивает силу. Таким образом, вместо платы за пользование водными объектами будет взиматься водный налог.

Налогоплательщики

    Перечень плательщиков водного налога приведен в статье 333.8 НК РФ. Это организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование по законодательству Российской Федерации. Как видим, наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога станут и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями .

   Глава 25.2 Кодекса не связывает возникновение обязанности по уплате водного налога непосредственно с наличием лицензии на водопользование или с осуществлением деятельности (пользования водными объектами), подлежащей лицензированию, как это предусматривается статьей 1 Закона № 71-ФЗ. Условием возникновения такой обязанности будет факт осуществления специального и (или) особого водопользования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для правильного толкования нормы главы 25.2 Кодекса необходимо обратиться к актам законодательства, регулирующего пользование водными объектами, и прежде всего к Водному кодексу.

    Под специальным водопользованием в Водном кодексе понимается использование гражданами и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств. При этом указанная деятельность должна осуществляться только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Виды специального водопользования определяются в перечне, утверждаемом специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (ст. 86 Водного кодекса). Так, перечень видов специального водопользования в отношении поверхностных водных объектов утвержден приказом МПР России от 23.10.98 № 232.

      Напомним, что на основании статьи 50 Водного кодекса Правительство РФ постановлением от 03.04.97 № 383 утвердило Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водопользование и распорядительной лицензии. Пунктом 20 Правил предусмотрено, что лицензирование водопользования осуществляет МПР России и его территориальные органы. Однако согласно Положению о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282, полномочия по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий переданы указанному агентству.

     Особое пользование водными объектами может осуществляться только для строго определенных целей, а именно для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для государственных и муниципальных нужд. Это установлено статьей 87 Водного кодекса. В зависимости от того, в чьей собственности находятся водные объекты, соответствующее решение об их использовании принимает Правительство РФ или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Поскольку по общему правилу (статьи 46 и 91 Водного кодекса) водные объекты предоставляются в пользование на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом, особое водопользование также осуществляется с соблюдением указанных требований.

     Необходимо обратить внимание еще на одно условие возникновения обязанности по уплате налога: и специальное, и особое водопользование должно осуществляться строго по законодательству Российской Федерации без его нарушения.

     Статьей 2 Водного кодекса установлено, что водное законодательство Российской Федерации состоит из самого Водного кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Пункт 46 Правил разрешает гражданам и юридическим лицам осуществлять водопользование до оформления и выдачи соответствующей лицензии. Но при условии, что такая деятельность ведется на основании действующих нормативных актов и водопользователь включен в график лицензирования, устанавливаемый соответствующим органом лицензирования. Из сказанного следует, что водное законодательство в данном случае допускает возможность осуществления водопользования на законных основаниях и без наличия соответствующей лицензии.

Объекты налогообложения

    Перечень объектов, облагаемых водным налогом, приведен в пункте 1 статьи 333.9 НК РФ. Таких объектов меньше, чем объектов, облагаемых в настоящее время платой за пользование водными объектами.

Итак, водным налогом  облагаются следующие виды водопользования:

- забор воды  из водных объектов;

- использование  акватории водных объектов, за  исключением лесосплава в плотах  и кошелях;

- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

- использование  водных объектов для целей  лесосплава в плотах и кошелях.

      Таким образом, в главе 25.2 Кодекса в качестве самостоятельного объекта налогообложения выделено использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики. При этом ставки водного налога при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики по большинству водных объектов значительно меньше, чем действующие в данный момент минимальные ставки платы, установленные постановлением Правительства РФ от 28.11.2001 № 826 в соответствии с Законом № 71-ФЗ.

    В отличие от платы водный налог не будет взиматься за пользование водными объектами в целях осуществления сброса сточных вод. Такое решение законодателя объясняется стремлением исключить ситуацию двойного налогообложения, ведь за сброс загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

   Закрытый перечень видов водопользования (а их 15), которые не признаются объектом налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ. В отличие от Закона № 71-ФЗ глава 25.2 Кодекса не предоставляет органам власти субъектов Российской Федерации права устанавливать дополнительные налоговые льготы.

   При перечислении льготируемых видов водопользования в главе 25.2 Кодекса законодателю удалось избежать некорректных формулировок, которыми грешит Закон № 71-ФЗ. В частности, речь идет о таком виде водопользования, как забор воды для сельскохозяйственных нужд и нужд садоводческих и огороднических объединений граждан.

    Напомним, что Закон № 71-ФЗ освобождает от платы за пользование водными объектами не сами садоводческие и огороднические товарищества, осуществляющие забор воды для полива соответствующих земельных участков, а только сельскохозяйственные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства в части забора воды для централизованного водоснабжения садоводов и огородников. Смысл данной нормы трудноуловим. Кроме того, этот закон освобождает от платы сельскохозяйственные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства в части забора воды для водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов (включая птицефермы и птицефабрики) только при централизованном характере водоснабжения.

    В подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 главы 25.2 НК РФ есть аналогичная норма. Но в отличие от нормы Закона № 71-ФЗ она сформулирована четко. Так, не будет признаваться объектом налогообложения забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан. При этом, как следует из главы 25.2 Налогового кодекса, забор воды в указанных целях не подлежит налогообложению независимо от того, кто осуществляет соответствующее водопользование.

    Кроме того, не будет признаваться объектом налогообложения забор воды из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод; забор воды морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания, воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования. Не будет облагаться налогом использование акватории водных объектов для плавания на судах, для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также упомянутое выше особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства. Напомним, что до 1 января 2005 года эти виды водопользования являются объектами налогообложения по Закону № 71-ФЗ.

   Нужно обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 49 Водного кодекса сведения о водопотребителях, а также указания на способы и цели использования водного объекта должны содержаться в лицензии на водопользование.

Информация о работе Водный налог