Зарубежный опыт имущественного налогообложения физических лиц и возможности его применения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: исследовать зарубежный опыт имущественного налогообложения физических лиц и возможности его применения в России.
В соответствии с целью, были определен следующий круг задач:
- рассмотреть особенности современной мировой практики налогообложения имущества;
- охарактеризовать особенности имущественного налогообложения в России, акцентируя внимание на налоге на имущество физических лиц;
- рассмотреть пути совершенствования имущественного налогообложения физических лиц в РФ с применением зарубежного опыта.

Содержание

Введение
1. Современная мировая практика налогообложения имущества
1.1. Вопросы практики налогообложения имущества в странах Европы
1.2. Характерные черты действующей практики налогообложения имущества в США
1.3. Налогообложение имущества в других иностранных государствах и странах – участницах СНГ
2. Современное состояние имущественного налогообложения в России
2.1. Место налога на имущество физических лиц в системе налогов и сборов
2.2. Порядок исчисления и уплаты налога
2.3. Анализ поступлений налога на имущество физических лиц в местные бюджеты Республики Калымкия
3. Совершенствование имущественного налогообложения физических лиц в РФ с применением зарубежного опыта
3.1. Пути повышения собираемости налоговых платежей на имущество физических лиц
3.2. Перспективы развития имущественного налогообложения физических лиц в России
3.3. Анализ целесообразности применения зарубежного опыта
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 383.50 Кб (Скачать)

      Структура доходов и расходов местных бюджетов в 2008 году [21]

      Таблица 2.5.

  Доходы Расходы
Налог на прибыль Земельный налог НДФЛ Прочие доходы Налог на нац. экономику На развитие ЖКХ На социально  – культурные мероприятия Прочие расходы
рес. Калмыкия - 3,6 18,4 78,0 6,9 8,1 71,9 13,1
Городовиковский - 5,9 14,4 79,7 2,0 5,1 77,7 15,2
Ики-Бурульский - 0,6 9,6 89,8 3,8 3,1 76,1 17,0
Кетченеровский - 0,2 8,4 91,4 14,2 3,8 71,9 10,1
Лаганский - 0,4 16,5 83,1 4,1 4,1 77,4 14,4
Малодербетовский - 0,7 11,9 87,4 13,8 5,6 66,1 14,5
Октябрьский - 0,6 11,0 88,4 3,1 3,2 75,9 17,8
Приютненский - 1,2 11,5 87,3 5,6 4,5 68,5 21,4
Сарпинский - 1,3 13,1 85,6 15,8 6,0 61,4 16,8
Целинный - 0,9 9,0 90,1 14,0 8,9 61,2 15,9
Черноземельский - 0,3 21,4 78,3 5,5 3,3 72,4 18,8
Юстинский 0,1 0,3 12,2 87,5 13,1 0,7 71,2 15,0
Яшалтинский - 3,2 12,9 83,9 12,3 0,7 70,7 16,3
Яшкульский - 0,6 16,4 83,0 8,4 3,2 70,2 18,2
г. Элиста - 8,4 29,8 61,8 1,8 16,5 75,3 6,4

 

      Постановлением  Правительства Республики Калмыкия от 31.12.2008 №481 «Об утверждении коэффициентов  оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности для целей налогообложения на 2009 год» установлены коэффициенты оценки к ценам 1991 года для жилых домов, квартир, гаражей, садовых домиков в размере 72, 123; магазинов, киосков, кафе и других строений в размере 91, 529, а также понижающие коэффициенты, в том числе для г.Элиста - частные жилые дома - 0,85; гаражи, садовые домики – 0,70; квартиры в многоквартирных домах, магазины, киоски – 1,00. 

      Органам технической инвентаризации при  определении восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для их налогообложения необходимо руководствоваться утвержденным настоящим Постановлением коэффициентами». [22]

      Необходимо  отметить, что на величину налога на имущество влияет не только увеличение инвентаризационной стоимости, но и налоговые ставки, устанавливаемые органами местного самоуправления, опираясь на федеральное законодательство, в которых определены их пределы в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости, принадлежащие физическим лицам на праве собственности и находящиеся на территории того или иного муниципального образования. Так, ставки по г.Элиста в настоящее время по жилому фонду составляют: до 300 000 руб. – 0,1%; от 300 000 до 500 000 руб. – 0,3 %; от 500 000 до 750 000 руб. – 0,3 %; от 750 000 до 1 500 000 руб. – 0,3%, свыше 1 500 000 рублей - 0,5 %.  (Решение Элистинского городского Собрания от 03.11.2005г. №10 «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц на территории г. Элиста»). [20]

      Ставки  налога на имущество физических лиц

      Таблица 2.6.

Суммарная инвентаризационная    
стоимость имущества
Тип использования Ставки налога  
(процент)
до 300 000 рублей         жилой фонд       0,1
нежилой фонд      0,1
от 300 000 до 500 000 рублей   жилой фонд       0,3
нежилой фонд      0,3
от 500 000 до 750 000 рублей   жилой фонд       0,3
нежилой фонд      1,0
от 750 000 до 1 500 000 рублей  жилой фонд       0,3
нежилой фонд      2,0
свыше 1 500 000 рублей      жилой фонд       0,5
нежилой фонд      2,0

 

      Таким образом, если общая инвентаризационная стоимость всего имущества в 2008 году составляла меньше 1500 000 рублей и  применялась ставка налога 0,3 процента, то в 2009 году после повышения инвентаризационной стоимости, недвижимость переходит в другую ценовую категорию, и ставка налога составит 0,5 процента. 

      Все эти условия в совокупности влекут увеличение сумм налога на имущество  физических лиц.  

      В случае, когда объект недвижимости принадлежит не одному, а нескольким владельцам на праве долевой или совместной собственности, то сначала в зависимости от предела, в котором находится инвентаризационная стоимость квартиры, определяется ставка налога на имущество, а только потом стоимость объекта делится пропорционально доли на всех правообладателей квартиры. Единственная возможность снизить ставку налога, это выделение в натуральном виде доли квартиры и оформление технических паспортов с отдельной инвентаризационной стоимостью комнат.

      Основные  направления налоговой политики Республики Калмыкия в 2011 – 2013 годах  определены с учетом изменений законодательства Российской Федерации и Республики Калмыкия, а также с учетом одобренных Правительством Российской Федерации  в качестве основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов тенденций развития российской налоговой системы.

      Налоговая политика в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов будет направлена на повышение доходов бюджета, обеспечение устойчивости бюджетной системы Республики Калмыкия.

      Целями  налоговой политики в 2011-2013 годах  являются, прежде всего, сохранение и  развитие налогового потенциала республики, увеличение доходной базы и обеспечение  самодостаточности республиканского и местных бюджетов Республики Калмыкия. [18]

      Достижение  указанных целей предполагается посредством решения следующих  задач:

    - расширение мероприятий по мобилизации  дополнительных налоговых поступлений  в республиканский бюджет и  бюджеты муниципальных образований, сокращению недоимки по налоговым доходам;

    - повышение эффективности администрирования  налогов, усиление борьбы с  уклонением от их уплаты;

    - стимулирование рационального использования  имущественных ресурсов;

    - осуществление взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по вопросам формирования и расширения круга налогоплательщиков, обеспечивающих поступление основных бюджетообразующих налогов и сборов, создание единой региональной политики в отношении региональных и местных налогов;

    - оптимизация перечня действующих  налоговых льгот с учетом оценки  их экономической, социальной  и бюджетной эффективности. Принятие  решений о пролонгации действия  установленных налоговых льгот  на временной основе по результатам оценки их результативности, наложение запрета на предоставление и пролонгацию налоговых льгот при низкой оценке экономической, бюджетной и социальной эффективности путем внесения изменений в действующие нормативные правовые акты Республики Калмыкия. [18] 
 
 

 

       3. Направления совершенствования в области имущественного налогообложения физических лиц в РФ

      3.1. Пути повышения собираемости налоговых платежей на имущество физических лиц  

      Развитие  налогообложения является одним  из наиболее противоречивых аспектов становления децентрализованной бюджетной системы в Российской Федерации. Как и в других странах с переходной экономикой, в России существует значительный разрыв между степенью делегирования полномочий по осуществлению расходов нижестоящим органам управления и степенью их налоговой самостоятельности. Поэтому необходимость развития регионального и местного налогообложения постоянно признается на федеральном уровне. С другой стороны, ситуация в сфере регионального и местного налогообложения в последние годы является ярким примером не только стагнации, но и в значительной степени, регресса в развитии межбюджетных отношений федерального центра, регионов и местного самоуправления. Так, весьма показательны принятые в 2000 – 2002 гг. федеральным центром решения по вопросам налогообложения, исключившие участие нижестоящих органов управления в администрировании федеральных налогов и значительно ограничившими их права в отношении региональных и местных налогов. Эти решения дополняются правовыми позициями Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения, косвенно опирающимися на утверждение о связи между широкими полномочиями регионов и муниципалитетов по администрированию собственных налогов и сборов и возможностями произвольного установления последних. Последний тезис граничит с отрицанием необходимости налоговой децентрализации.

      Поиск путей развития налогообложения  должен быть основан на анализе и  сопоставлении этих двух противоречивых тенденций.

      Теория  межправительственных отношений признает ключевую роль децентрализации налоговых полномочий в формировании децентрализованных бюджетных систем. [6]

      Основой для развития регионального и  местного налогообложения должно стать  формальное закрепление разграничения  полномочий в сфере налогообложения. Такое закрепление может быть отражено как в Конституции РФ (подобно тому, как это сделано в ряде западных стран), так и в части первой Налогового кодекса РФ. В ходе данного разграничения необходимо определить закрытый перечень элементов налогообложения по региональным и местным налогам, который может регулироваться федеральными органами власти. Данное решение потребует пересмотра сложившегося взгляда на конституционный принцип единства налоговой политики.

      Серьезной ревизии должен подвергнуться перечень региональных и местных налогов. Расширение налоговой компетенции регионов связано не только с передачей в их бюджеты не зачислявшихся в них ранее доходных источников (например, акцизов на все подакцизные товары), но и конверсию части федеральных регулирующих налогов (на прибыль, доходы физических лиц, возможно, части ресурсных платежей) в региональные. Последнее позволит также максимально сократить количество регулирующих налогов. В состав местных налогов могут войти часть существующих налогов на доходы, налоги на малый бизнес и имущественные налоги (после введения налога на недвижимость). Разграничение полномочий в сфере налогообложения должно исходить, в том числе, из необходимости исключения рентной составляющей из доходов местных бюджетов и сокращения ее доли в бюджетах регионов.

      Территориальный принцип налогообложения должен найти отражение в федеральном  законодательстве в отношении федеральных  регулирующих, региональных и местных  налогов.

      Его применение потребует, например, проведение конкретизации сферы действия региональных и местных решений об установлении каждого вида налога, сокращения масштабов схем искусственного распределения налогов между регионами и муниципалитетами, если налогоплательщик осуществляет деятельности одновременно на нескольких территориях, изменение принципов внутренней регистрации движимого имущества, являющегося объектом налогообложения, с целью устранения практики искусственного перемещения налоговой базы за пределы региона. [7]

      Перераспределение налоговых полномочий необходимо осуществить и внутри регионов. Так, повышению самостоятельности регионов и муниципалитетов не способствуют нормы федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления», разделяющие между регионами и муниципалитетами почти все крупные доходные источники территориальных бюджетов. Отмена соответствующих норм позволит, с одной стороны, централизовать обладающие рентными признаками доходы территориальных бюджетов (акцизы, налог на прибыль, ресурсные платежи) в региональные бюджеты, с другой стороны – передать муниципалитетам налоги на имущество, малый бизнес, а также права по их самостоятельному установлению.

Информация о работе Зарубежный опыт имущественного налогообложения физических лиц и возможности его применения в России