Административные правонарушения в сфере налогов и сборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 08:28, дипломная работа

Работа содержит 1 файл

АП В НС.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Административные  правонарушения в сфере налогов  и сборов. Дипломная работа.

Содержание

Введение

3

1. Законодательство  о налогах и сборах, как центральная  категория российского налогового  права

6

1.1. Понятие и  состав законодательства о налогах  и сборах

6

1.2. Административное  законодательство в сфере налогов  и сборов

11

2. Общие положения  об административном правонарушении  в сфере налогов и сборов

25

2.1. Общая характеристика  составов административных правонарушений  в сфере налогов и сборов

25

2.2. Характеристика отдельных видов административных правонарушений в сфере налогов и сборов

39

3. Деятельность  налоговых органов по выявлению  и пресечению административных  правонарушений в сфере налогов  и сборов

59

3.1. Налоговый  контроль

59

3.2. Порядок привлечения к ответственности

64

Заключение

76

Список использованных источников

79


Введение      

Тема данной дипломной работы - "Административные правонарушения в сфере налогов  и сборов" - актуальна в силу того, что, во-первых, неприязненное  отношение к имеющейся налоговой системе основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты налогов. Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений. Однако, не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию, во-вторых, вопрос о составе, системе и структуре как нормативных правовых актов, так и норм, способных регулировать отношения в сфере налогообложения, является одним из центральных не только в теории и практике налогового права. От решения этого вопроса зависит вообще все построение любой национальной налоговой системы, в-третьих, в обществе сейчас бытует мнение, что налоговые правонарушения это только лишь незаконное уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками. Это не так, хотя неуплата налогов и является в данное время наиболее часто встречающимся видом налоговых правонарушений, существует масса других видов деяний подобного рода, совершаемых другими участниками налоговых отношений. Основные положения с 1 июля 2002 г. законодательство об административных правонарушениях претерпело значительные изменения. Действовавший с 1984 г. КоАП РСФСР, неоднократно подвергавшийся проверке на соответствие Конституции РФ, полностью утратил силу. С 1 июля 2002 г. на смену старому КоАП РСФСР приходит новый, усовершенствованный Кодекс - КоАП РФ. Это следует из ст.1 Федерального закона от 30.12.01 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Административным правонарушениям в области налогов и сборов в КоАП РФ посвящены статьи 15.3-15.13 главы 15. Новый Кодекс по сравнению с КоАП РСФСР сильно вырос в количестве и качестве норм, посвященных рассматриваемым правонарушениям. 
      С 1 июля 2002 г. все составы административных правонарушений в области налогов и сборов содержатся в КоАП РФ, и только в нем. Иные акты законодательства "очищены" от соответствующих норм. Однако не только этим КоАП РФ отличается от предыдущего Кодекса. Одним из нововведений является нормативное признание юридических лиц субъектами административной ответственности именно в нормах Кодекса как основного документа отрасли административного законодательства. Ранее в КоАП РСФСР не были определены организации в качестве субъектов административной ответственности. Однако таковыми они являлись на основании, например, Закона РФ от 18.06.93 г. "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (ст. 7). В КоАП РФ также предусмотрен соответствующий состав правонарушения - за него налагается административный штраф как на юридическое лицо, так и на должностное лицо (ст. 15.1). Субъектами административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов являются физические лица - налогоплательщики, а также должностные лица, к которым в целях административной ответственности отнесены руководители и другие работники организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Должностные лица организаций могут нести административную ответственность за неисполнение собственных налоговых обязанностей так же, как физические лица. 
      Целью данной работы является исследование сущности административных правонарушений в сфере налогов и сборов, характеристика отдельных видов административных правонарушений в сфере налогов и сборов. 
      Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи: 
       - описывается понятие и состав законодательства о налогах и сборах; 
       - дается общая характеристика составов административных правонарушений в сфере налогов и сборов; 
       - рассматривается характеристика отдельных видов административных правонарушений в сфере налогов и сборов; 
       - показывается налоговый контроль и порядок привлечения к ответственности. 
      Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере нарушения установленного административным законодательством порядка управления в сфере налоговых правоотношений. 
      Предмет исследования - административные правонарушения в сфере налогов и сборов. 
      Новизна исследования - характеризуется тем, что в работе достаточно подробно дается характеристика отдельных видов административных правонарушений в сфере налогов и сборов, рассматривается понятие и состав законодательства о налогах и сборах, соотношение категорий "законодательство о налогах и сборах" и "налоговое законодательство". 
      При работе над данной темой использовались системный и инструментальный методы исследования. 
      Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.  
      В разделе 1 - законодательство о налогах и сборах, как центральная категория российского налогового права - решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: описывается понятие и состав законодательства о налогах и сборах. 
      В разделе 2 - общие положения об административном правонарушении в сфере налогов и сборов - решается вторая и третья из промежуточных задач, а именно: дается общая характеристика составов административных правонарушений в сфере налогов и сборов и рассматривается характеристика отдельных видов административных правонарушений в сфере налогов и сборов. 
      В разделе 3 - Деятельность налоговых органов по выявлению и пресечению административных правонарушений в сфере налогов и сборов - решается последняя из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показывается налоговый контроль и порядок привлечения к ответственности. 
      В заключении делаются основные выводы по работе.

Заключение      

Итак, изучив цивилистику, законодательную базу, регулирующих административные правонарушения в сфере налогов и сборов мои выводы и предложения состоят в следующем: 
      Сегодня дела о нарушениях в области налогов и сборов, предусмотренных КоАП РФ, занимают одно из ведущих мест в общем объеме дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мировых судей и судей районных судов.  
      Практика их рассмотрения выявляет немало проблем, которые требуют серьезного научного анализа. Так, до настоящего времени отсутствует единообразное понимание, кто из должностных лиц организации-налогоплательщика может быть субъектом налогового правонарушения. Между тем в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ речь идет о лицах, состоящих с данной организацией в трудовых отношениях и наделенных организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями. Прежде всего это руководитель и главный бухгалтер организации. К сожалению, в судебной практике этому обстоятельству не всегда уделяется должное внимание. В частности, достаточно распространены ситуации, когда постановление о назначении административного наказания выносится при отсутствии в материалах дела каких-либо доказательств, свидетельствующих о занимаемой должности привлекаемого к ответственности лица и круге его полномочий. Безусловно, такая практика незаконна, так как данные о лице, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении, не могут служить бесспорным доказательством по делу, тем более что сами протоколы нередко составляются без надлежащего выяснения субъекта ответственности. 
      Особое внимание следует обратить на специфику административно-правовой квалификации налоговых правонарушений, совершенных гражданином, имеющим статус индивидуального предпринимателя и одновременно являющимся должностным лицом. Например, индивидуальный предприниматель, будучи владельцем магазина, может занимать должность его директора. В данном случае он будет отвечать за налоговые правонарушения как налогоплательщик, то есть в соответствии с нормами гл. 16 НК РФ. Если же индивидуальный предприниматель не является директором магазина и (или) в магазине имеется должность главного бухгалтера, то за совершение налогового правонарушения он должен нести ответственность как налогоплательщик в соответствии с НК РФ, а главный бухгалтер (или директор) этого магазина - как должностное лицо налогоплательщика по КоАП РФ. 
      Другой, не менее важный вопрос, требующий учета в правоприменительной практике, касается вины привлекаемого к ответственности должностного лица как необходимого элемента состава административного правонарушения. Прежде всего следует иметь в виду, что факт правонарушения может существовать, а к административной ответственности никого привлечь нельзя. Так, на основании договора возмездного оказания услуг руководитель организации вправе передать ведение бухгалтерского учета специализированной организации, например, аудиторской фирме. В этом случае он не может быть привлечен к ответственности, поскольку его вина в ненадлежащем исполнении фирмой обязанностей, предусмотренных договором, отсутствует. Необходимо учитывать и то, что к ответственности за налоговые правонарушения, установленные в ходе налоговой проверки организации, не может привлекаться главный бухгалтер организации, который на момент совершения налоговых правонарушений в трудовых отношениях с ней не состоял. В подобной ситуации отсутствует его вина в совершении указанных правонарушений.  
      Практика применения административной ответственности за налоговые правонарушения выявила и еще одну проблему, связанную с определением момента окончания противоправного деяния. По сути дела, возник вопрос, какие из указанных правонарушений следует относить к длящимся, а какие - к простым или одномоментным. Он имеет большое практическое значение, поскольку неточное определение даты окончания того или иного противоправного деяния может привести к неправильному отсчету срока давности привлечения к административной ответственности: за простые правонарушения он начинает течь со дня их совершения, а за длящиеся - со дня их обнаружения. В связи с изложенным следует подчеркнуть, что ни одно из налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 15.3-15.9, 15.11 КоАП РФ, не является длящимся, каждое из них имеет конкретную дату его совершения. Таким образом, в отношении всех рассматриваемых правонарушений должно применяться исчисление срока давности привлечения к административной ответственности со дня их совершения. Например, моментом окончания таких правонарушений, как непредставление налоговой декларации или иных сведений в налоговый орган в установленный НК РФ срок, следует считать день, с которым законодатель связывает истечение контрольного срока исполнения возложенных на налогоплательщика обязанностей, а не дату принятия соответствующих документов налоговым органом, как это часто трактуют на практике. В связи с изложенным следует подчеркнуть, что ни одно из налоговых правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, не является длящимся, каждое из них имеет конкретную дату его совершения.  
      Таким образом, в отношении всех рассматриваемых правонарушений должно применяться исчисление срока давности привлечения к административной ответственности со дня их совершения. Например, моментом окончания таких правонарушений, как непредставление налоговой декларации или иных сведений в налоговый орган в установленный НК РФ срок, следует считать день, с которым законодатель связывает истечение контрольного срока исполнения возложенных на налогоплательщика обязанностей, а не дату принятия соответствующих документов налоговым органом, как это часто трактуют на практике. Надо полагать, что именно это обстоятельство является основной причиной, по которой налоговые органы допускают грубое нарушение, отсчитывая срок давности привлечения к административной ответственности по ст.15.5, 15.6 КоАП РФ с момента выявления факта правонарушения.

Список использованных источников      

 Учебная  и научная литература:      

1. Алехин А., Кармолицкий А., Козлов Ю. Административное  право РФ: Учебник. М. 1996. 
       2. "Арбитражная налоговая практика", № 10, 2003 г. 
       3. Балабанов В.И. Налоговое право: теория, практика, споры. М. 2000. 
       Богомолов А.М. "Административные правонарушения и ответственность в области финансов, налогов и сборов: Комментарий и обзор нормативно-правовых актов по материалам главы 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Налогового кодекса РФ". "Издательский дом Дашков и К", М.: 2004 г. 
       4. Борисов А. Н., Махров И. Е. "Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. Комментарий к ст.15.3-15.5 КоАП РФ" // "Право и экономика", N 8, август 2003 г. 
       5. Брызгалин А. В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Виды налоговых правонарушений: теория и практика применения. Екатеринбург. 2004. 
       6. Брызгалин А. В. Налоговый кодекс РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие // Налоговый вестник. № 1. 2000. 
       7. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. М. 2002. 
       8. Годме П. Финансовое право. М. 1978. 
       9. Демин А. В. Общие принципы налогообложения (Анализ судебно-арбитражной практики) // Хозяйство и право. 1998. № 2. 
       10. Емельянов А. С. Правонарушения в сфере налогов и сборов и ответственность за них: сравнительный анализ законодательства о налогах и сборах и законодательства об административных правонарушениях // Налоговый вестник. 2002. № 11. 
       11. Золотухин А.В. Теоретические аспекты института ответственности за налоговые правонарушения / Автореф. канд. юрид. наук. Москва. 2004. 
       12. Иванов Б.Н. О системе советского финансового права. Труды ВЮЗИ. Т.IX. 1967. 
       13. Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.. 2000. 
       14. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. М., 2002. 
       15. Короткова Л. А. "Административные правонарушения, выявляемые по результатам проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля" // "Налоговый вестник", N 2, 3, февраль, март 2003 г. 
       16. Кузнецов А. ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 8, август 2002 г. 
       17. Кустова М. В., Ногина О. А., Шевелева Н. А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Е.А.Шевелева. М. 2001. 
       18. Налоговый кодекс РФ. Общая часть (проект). Комментарии С.Д. Шаталова. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. 
       19. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. Д.А. Крохина. М. 2003. 
       20. Пансков В.Г. О некоторых проблемах налогового законодательства // Налоговый вестник. 2001. № 4. 
       21. Перонко И.А., Красницкий В.А. Налоговое администрирование // Налоговый вестник. 2000. № 10. 
       22. Проблемы теории государства и права: Учебник/Под ред. С.С.Алексеева. М. 1987. 
       23. Российские вести. - 1997. - N 38. 
       24. Сагадеев Р. Р. "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" ("Правосудие в Поволжье", № 1, июнь 2003 г.). 
       25. Сорокина Ю.В. Русское финансовое право: понятие и определение предмета // Правоведение. 2000. № 3. 
       26. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М. 2004. 
       27. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс М. 2001. 
       28. Топорнин Б.Н. Налоговое право в правовой системе России // Налоговой кодекс. Сегодня и завтра: Сборник статей. М. 1997. 
       29. Халфина Р.О. Вопросы советского административного и финансового права. М. 1952. 
       30. Химичева Н. И. Финансовое право. Учебник. М. 1995. 
       31. Шаповалов И.С., Щур Д.Л. Налоговый кодекс РФ (часть первая). Арбитражная практика и комментарии. М. 2002. 
       32. "Финансовая газета. Региональный выпуск", № 45, ноябрь 2002 г. 
       33. "Финансовая газета. Региональный выпуск", № 52, декабрь 2002 г.      

 Нормативно - правовые акты:       

1. Конституция  Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93). 
       2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 20 августа 2004 г.). 
       3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 N 146-ФЗ (ред. от 30.12.2001). 
       4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.12.2002). 
       5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003). 
       6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ (ред. от 10.01.2003). 
       7. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002). 
       8. Гражданский кодекс РФ (часть первая). №51-ФЗ от 30.11.1994 г. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994 г. (ред. от 26.11.2002 г.) 
       9. Закон РФ от 27.12.91 N 2118-I (ред. от 24.07.2002) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". 
       10. Федерального закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". 
       11. Закона РФ от 18.06.93 г. "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" 
       12. Федеральный закон от 16.07.99 N 165"Об основах обязательного социального страхования". 
       13. Федеральный закон от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". 
       14. Федеральный закон от 01.04.96 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". 
       15. Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". 
       16. Письмо ГТК РФ от 24 декабря 2003 г. N 01-06/50210 "Временные методические рекомендации по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил)".      

 Судебная  и арбитражная практика:       

1. Постановление  Арбитражного суда Хабаровского  края от 24.12.2004 № А33-7652/02-С3-Ф02-3750/02-С1. 
       2. Постановление Арбитражного суда Хабаровского края от 24.10.2004 № А69-102/04-3/Ф02-2234/04-С1. 
       3. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2004 г. N А79-5280/2003-СК1-5002. 
       4. Постановление арбитражного суда Хабаровского края от 26 марта 2003 г. N КА-А40/1553-03. 
       5. Постановление Арбитражного суда Хабаровского края от 17 сентября 2003 г. N КА-А40/6701-03. 
       6. Постановление Арбитражного суда Хабаровского края от 11.10.2003 № КА-А40/3248-03, от 15.08.2004 № КА-А40/3658-00). 
       7. Постановление Арбитражного суда Хабаровского края от 24 мая 2002 г. N А54-4138/01-С2. 
       8. Постановление Арбитражного суда Хабаровского края от 22 ноября 2001 г. N А19-6660/01-43-Ф02-2767/01-С1. 
       9. Постановление Арбитражного суда Хабаровского края от 11 октября 2001 г. N А79-1643/01-СК1-1449.

Это усеченный пример работы, выполненной специалистами ООО «Алгоритм» http://jobstudent.ru


Информация о работе Административные правонарушения в сфере налогов и сборов

Описание работы

Тема данной дипломной работы актуальна в силу того, что, во-первых, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты налогов. Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений. Однако, не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию, во-вторых, вопрос о составе, системе и структуре как нормативных правовых актов, так и норм, способных регулировать отношения в сфере налогообложения, является одним из центральных не только в теории и практике налогового права.

Содержание

Введение
1. Законодательство о налогах и сборах, как центральная категория российского налогового права
1.1. Понятие и состав законодательства о налогах и сборах
1.2. Административное законодательство в сфере налогов и сборов
2. Общие положения об административном правонарушении в сфере налогов и сборов
2.1. Общая характеристика составов административных правонарушений в сфере налогов и сборов
2.2. Характеристика отдельных видов административных правонарушений в сфере налогов и сборов
3. Деятельность налоговых органов по выявлению и пресечению административных правонарушений в сфере налогов и сборов
3.1. Налоговый контроль
3.2. Порядок привлечения к ответственности
Заключение
Список использованных источников