Этапы становления налоговой системы и налоговой политики Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

В январе 2004 года в соответствии с распоряжением Президента Кыргызской Республики была образована Комиссия по подготовке проекта новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики, включающей две группы исполнителей: Координаторы исполнения Рабочего плана и Исполнители на уровне экспертов.
Этими группами была разработана структура новой редакции Налогового кодекса. Разработчиками ставились следующие цели:
Упрощение налоговой системы;
Сокращение налоговой нагрузки;
Совершенствование налогового администрирования;
Расширение налоговой базы;

Содержание

Введение 3
1. Этапы становления налоговой системы и налоговой политики Кыргызской Республики 5
2. Налоговая система Кыргызской Республики 12
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 19
Заключение 30
Список использованной литературы. 32

Работа содержит 1 файл

Налоговая система курсовая 2012.docx

— 184.07 Кб (Скачать)

Конечно, в реальности неизбежны  некоторые отступления от классической схемы, однако если они велики, то потенциальные  преимущества налога во многом утрачиваются. Именно последнее имеет место  в Кыргызстане, где наблюдаются  следующие особенности действующего налогового режима.

Освобождение сельскохозяйственных предприятий от НДС (за исключением  крупных предприятий) снизило привлекательность  экспортной/инвестиционной деятельности в аграрном секторе и поставило  в тяжёлое положение переработчиков сельхозпродукции.

Освобождение предприятий по золотодобыче от НДС – это изменение в  законодательстве было внесено в  связи с деятельностью только одного (хотя и очень большого) предприятия. При этом возможности привлечения  инвесторов для разработки других месторождений  резко уменьшились, поскольку эти  предприятия больше не могут рассчитывать на нулевую ставку при экспорте золота.

Отсутствие ясности в обложении  НДС экспорта/импорта услуг создаёт  избыточное налоговое бремя для  предприятий, работающих в этой сфере. Освобождение стоимости коммунальных услуг населению от НДС лишает предприятий этой отрасли возможности  в полной мере получать зачёт на использованные ими материальные ресурсы. В то же время социальный эффект мал, поскольку сдерживание цен  на коммунальные услуги за счёт освобождения их стоимости от НДС является одной  из наименее адресной форм социальной защиты.

Практика администрирования, затрудняющая получение зачёта по НДС, и прямой отказ государства от его возмещения в случае возникновения отрицательных  налоговых обязательств, тоже –  отрицательное явление практики в нашей стране.

Налог на прибыльплатят только крупные предприятия и в тех отраслях, где возможности укрыть прибыль от налогообложения ограничены. Предприятия малого и среднего бизнеса находят легальные и нелегальные способы уклонения. Ввиду того, что возможности принуждения к уплате и существующей налоговой системе на практике весьма ограничены, рассчитывать на добровольную уплату налога большинством предприятий можно только при условии, что ставки налога на прибыль будут соответствовать существующему среди предпринимателей пониманию их разумного размер. Именно этим было продиктовано снижение ставки налога в 2002 г. до 20% (кроме естественных монополий). Проблема, однако, состоит в том, что снижение ставок затрагивает и основных его нынешних плательщиков, что чревато значительными потерями налоговых поступлений.

В Кыргызской Республике актуальным вопросом является и возможность занижения налогооблагаемой базы в результате заключения договоров с физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на основе патента и не ведущими учёт доходов и расходов.

Подоходный  налог.

Действующий в Кыргызской Республике подоходный налог основывается на прогрессивной шкале ставок. В разные годы максимальная ставка его составляла 40%, затем 33%, причём она должна была применяться, начиная с уровня доходов, характерного для среднего класса (чуть более 200 долларов в месяц), но отнюдь не для богатых людей. Очевидно, что очень немногие граждане платили налог по максимальной ставке. Поэтому в 2002 г. максимальную ставку снизили до 20%, при этом поступления от этого налога даже немного возросли.

В силу особенностей экономики страны и налогового законодательства подоходный налог по прогрессивной шкале  должно уплачивать меньшинство (примерно треть) экономически активного населения. Помимо крестьян, уплачивающих налог на доходы в форме земельного налога, многие мелкие торговцы и производители могут платить налог на доходы в другой форме – в виде патентных платежей. С этой точки зрения, даже не касаясь вопросов справедливости и проблем администрирования, прогрессивная шкала не способна эффективно выполнять функцию перераспределения доходов, для которой она и предназначена.

Наше законодательство предусматривает  ряд видов доходов и категорий  населения, освобожденные от налогообложения. Отсутствуют, например, как во многих странах разрешённые вычеты на понесённые домохозяйками расходы на образование  и здравоохранение. Не облагается налогом  заработная плата и другие денежные выплаты военнослужащим, сотрудникам  милиции и представителям других силовых структур.

Существенные различия имеют место  в администрировании подоходного  налога. Налог, удерживаемый у источника  выплаты, администрируется гораздо лучше, чем тот, что собирается непосредственно налоговыми органами при подачи деклараций налогоплательщиками. Отчасти это связано с тем, что многие категории граждан имеют право не подавать декларацию о доходах по итогам года. В результате лица, декларирующие свои реальные доходы, не имеют преимуществ перед теми, кто получает доходы от теневой деятельности.

Акцизы.

Большой проблемой этого налога является массовое уклонение от его  уплаты в форме нелегального производства подакцизных товаров на территории республики и особенно контрабанды  из соседних стран. В условиях массового  сокрытия реальной стоимости импорта  подакцизных товаров экономические  меры стимулирования не способствуют расширению налогооблагаемой базы, особенно через снижение ставок акциза. О  чем свидетельствует, в частности, опыт снижения акцизов на спиртное в 2001 г., приведший к значительному  падению поступлений от этого  налога. Резкое улучшение его администрирования  является абсолютно необходимым.

Земельный налог – это единственный налог, который взимается с сельскохозяйственных производителей. Общепризнанно, что ставки его очень низки. Поступления от этого налога составляют лишь 2% доходов бюджета при доле сельского хозяйства в ВВП в 35%. По данным выборочного обследования, в среднем платежи по земельному налогу составляют

лишь 1,6% от валового дохода сельскохозяйственных предприятий, что намного меньше налогов, которые платят предприятия  других отраслей. Если бы доход крестьян облагался по обычной шкале подоходного  налога, то с учетом всех разрешенных  вычетов количества и видов сельскохозяйственных угодий, приходящихся в среднем на одного работника, величина налогового обязательства в расчёте на гектар была бы на 56% выше, чем ставка ныне действующего земельного налога. Поскольку он почти полностью поступает в бюджет айылокмоту, низкие ставки налога резко ограничивают объём услуг, предоставляемых на этом уровне государственного управления.

Местные налоги и сборы

. В Кыргызской Республике  действует 16 местных налогов и сборов. Из них только налог с продаж и, в меньшей степени, налог на владельцев транспортных средств действительно генерируют доходы местных бюджетов, доля остальных в бюджете практически не видна. В то же время и государство, и налогоплательщики несут расходы на их администрирование.

Налогообложение малого бизнеса.

Введение налогообложения на основе обязательного патентирования малого бизнеса является отражением того факта, что в целом ряде отраслей экономики  пока что невозможны учёт и администрирование, необходимые для взимания налогов  по обычной схеме. В отличие от единого налога для субъектов  малого предпринимательства эта  форма уплаты налогов весьма популярна. Это может быть связано как  со значительным упрощением учёта, так  и с тем, что стоимость патентов много ниже тех сумм, которые пришлось бы платить в форме обычных  налогов. Низкая стоимость патентов ставит экономических агентов в  тех отраслях, где введено патентирование, в гораздо более выгодное положение, чем тех, кто работает в «обычных»  отраслях. Наличие юридических и  физических лиц, уплачивающих налоги на патентной основе, способно создавать  сложности при взимании других налогов. В частности, если предприятие-плательщик на патентной основе находится в  середине технологической цепочки, то его покупатели лишены возможности  предъявить к зачёту НДС.

Отчисления  в Социальный фонд.

Этот вид обязательных платежей, хотя и не является налогом, для плательщиков фактически ничем от других налогов  не отличается. Кроме того, Социальный фонд систематически получает субсидии из республиканского бюджета, поэтому  в реальности отчисления в Социальный фонд тесно интегрированы в налоговуюсистему страны.

Дорогостоящая пенсионная система  страны обуславливает достаточно высокий  уровень отчисления в Социальный фонд. В 2000–2002 гг. ставка суммарных  отчислений работодателей и работников сократились с 38% до 33% от величины начисленной  заработной платы, тем не менее, и 33% – это высокая ставка. Существование  этого обязательного платежа  есть одна из важнейших причин существования  двойной бухгалтерии на многих предприятиях и занижения официального размера заработной платы.

Заметим, что, как и в случае, с подоходным налогом, отчисления по регулярной схеме платит меньшинство  плательщиков. Крестьяне платят отчисления в СФ в размере земельного налога, что гораздо меньше 33% от стоимости  их рабочей силы. Лица, работающие по патенту, должны платить суммы, не превышающие 33% от стоимости патента, что в  силу отмеченной выше невысокой стоимости  патентов также чрезвычайно выгодно. Тем не менее, вследствие недостатков  администрирования и непонимания  значительным числом плательщиков связи  между уплатой этих отчислений и  возможностями их медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения даже эти скромные платежи собираются в далеко не полном размере.

Наличие в системе налогов проблем, тормозящих развитие экономики, обуславливает  огромную важность налоговой реформы, в ходе которой необходимо устранить  недостатки налогообложения и заложить основу для стратегического развития налоговой системы. В этом направлении  очень важен вопрос концепции  реформирования налоговой системы, поскольку необходимо определить основные направления и ключевые элементы реформирования.

Основным программным документом, в соответствии с которым в  настоящее время идёт процесс  налоговой реформы, является Концепция  совершенствования налоговой политики. Основополагающими направлениями  являются:

1. Снижение налогового бремени  хозяйствующих субъектов. 

В составе предусматриваемых мер  здесь были указаны такие, как  снижение ставок прямых налогов по налогу на прибыль и подоходному  налогу. Как известно, в июне 2001 г. была предпринята неудачная попытка  привести эти налоги к ставке в 10%. Поэтапная отмена нерыночных налогов, таких как налог за пользование автодорогами и отчислений в ФПЛЧС и сокращение количества неэффективных местных налогов и сборов пока не осуществлены, да и на сегодняшний день вряд ли могут быть реализованы ввиду их существенного влияния на снижение доходов в бюджет.

2. Расширение налогооблагаемой  базы.

Среди предусмотренных этим направлением мер основное место отведено поэтапному введению налога на имущество, причем на первом этапе налога на недвижимое имущество. Увеличение ставок земельного налога в среднесрочной перспективе  также принято актуальным.

3. Введение упрощённой системы  налогообложения для субъектов  малого предпринимательства. 

Плательщиками налога признаны предприниматели  с объёмом деятельности до 3 млн сом в год, за исключением некоторых субъектов малого предпринимательства. Законом предусмотрено право платить единый на-лог по упрощённой системе вместо налогов на прибыль за пользование автомобильными до-рогами и ФПЛЧС, с розничных продаж и платных услуг – для юридических лиц; и подоходного налога, а также налога с продаж и платных услуг – для физических лиц.

Однако с момента введения упрощённой системы в среде предпринимателей нашлось немного субъектов, кто  перешёл на неё из-за практической её неэффективности.

4. Улучшение и усиление администрирования  налогов. 

В ряде мер этого направления  предусмотрено повышение финансовой и уголовной ответственности  за умышленное сокрытие налогов. В этой связи и в плане лучшего  администрирования предусматривается  внедрение системы учёта налогоплательщиков, совершивших налоговые правонарушения. В целях ужесточения контроля за крупными налогоплательщиками формируется система налоговых органов, единая регистрационная система налогоплательщиков, включая Министерство юстиции, Национальный статистический комитет, Социальный фонд и Министерство финансов КР.

5. Устранение диспропорций в  налогообложении и создание равных  условий хозяйствования субъектам  экономической деятельности.

Здесь, прежде всего, предусмотренаотмена льгот, предоставленных отдельным хозяйствующим субъектам, а также отраслям.

6. Содействие развитию благоприятного  инвестиционного климата, рынка  капитала и предпринимательства. 

В плане реализации этого направления  Концепцией предусмотрено создание благо приятного налогового режима по операциям с ценными бумагами. Вместо этого в Налоговом кодексе, начиная с 2002 г. появилась норма, облагающая доходы по ценным бумагам, а так-же депозитным вкладам и займам по ставке 10%.

Создание справедливой налоговой  системы для предпринимателей предусматривает  усиление работы по предотвращению уклонения  от уплаты налогов. На практике произошло  с точностью наоборот: у всех не только на слуху, но и на виду эксклюзивный ряд довольно зажиточных налогоплательщиков, уклоняющихся от налогов с доброго согласия на-логовых и правоохранительных органов.

7. Легализация теневого сектора  экономики и реструктуризация  задолженности. 

Информация о работе Этапы становления налоговой системы и налоговой политики Кыргызской Республики