Этапы становления налоговой системы и налоговой политики Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

В январе 2004 года в соответствии с распоряжением Президента Кыргызской Республики была образована Комиссия по подготовке проекта новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики, включающей две группы исполнителей: Координаторы исполнения Рабочего плана и Исполнители на уровне экспертов.
Этими группами была разработана структура новой редакции Налогового кодекса. Разработчиками ставились следующие цели:
Упрощение налоговой системы;
Сокращение налоговой нагрузки;
Совершенствование налогового администрирования;
Расширение налоговой базы;

Содержание

Введение 3
1. Этапы становления налоговой системы и налоговой политики Кыргызской Республики 5
2. Налоговая система Кыргызской Республики 12
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 19
Заключение 30
Список использованной литературы. 32

Работа содержит 1 файл

Налоговая система курсовая 2012.docx

— 184.07 Кб (Скачать)

В этом направлении предусматривалось, прежде всего, принятие Закона КР «О легализации  доходов» и специальных нормативных  актов по реструктуризации задолженностей хозяйствующих субъектов. Первая мера этого направления так и осталась нереализованной, хотя в прессе, да и в парламенте разговоров об этом было много. Относительно реструктуризации задолженностей хозяйствующих субъектов, Правительство своим постановлением предоставило право отдельным предприятиям подготовить комплексные планы и реструктуризировать свои задолженности в случае их утвержденияв нарушение своих обещаний, отказалось предоставить режим реструктуризации задолженностей предприятиям, комплексные планы которых были утверждены специальной государственной комиссией. Законодательное обеспечение решений о реструктуризации задолженностей обстоит ещё хуже, так как по настояниюотдельных депутатов принято решение реструктуризировать также задолженности физических лиц.

В целом, анализируя выполнение Концепции, можно отметить, что многое из того, что намечено реализовано. Так, например, в течение первого полугодия 2003 г. Правительство инициировало и  провело через парламент введение НДС на хозпоставки государственных структур. Также были введены в действие бланки строгой отчётности счет-фак-туры по НДС.

Совершенствование Концепции может  заключаться в доработке и  реализации ряда мер.

Принятие новой редакции Налогового кодекса. В нашей стране правительство  видит в налоговой политике преимущественно  инструмент повышения доходной части  бюджета и забывает о главном: правильно построенная и прогрессивная  по содержанию налоговая политика становится одним из наиболее важных элементов  экономического развития. От того, какая  проводится налоговая политика, во-первых, зависит простое и расширенное  воспроизводство самого налогоплательщика, во-вторых, характер влияния налогового режима на инвестиционный климат.

Особо важным является четкость формулировки цели проведения налоговой реформы, что должно способствовать повышению  эффективности бюджетной политики, с одной стороны, и созданию необходимых  для производства и экономического развития субъектов налогообложения, с другой.

В качестве приоритетов следующего шага налоговой реформы можно  предложить:

а) снижение налога на прибыль с 20% до 10%;

б) снижение подоходного налога и  переход к регрессивной шкале  отчислений в Соцфонд;

в) прямое возмещение экспортёрам  НДС  за использованные материальные ресурсы;

г) отмена НДС на капитальные инвестиции (импортируемые технологии и оборудование);

д) отмена НДС на экспорт услуг;

е) вычеты из налогооблагаемой базы расходов на образование и здравоохранение.

По пяти из указанных выше предложений  подготовлены расчёты и обоснования, которые показывают социально-экономическую  целесообразность их дальнейшего продвижения  в рамках государственной налоговой  политики. По шестому приоритету следует  совместно поработать.

Согласно широко распространённому  мнению предпринимателей Кыргызстана, ныне действующая ставка налога на прибыль в размере 20% является слишком  высокой. В случае добросовестной платы  данного налога предприятия лишаются большой части прибыли, которая  в сегодняшних условиях является практически единственным источником для инвестиций. Это приводит к  тому, что многие предприятия ведут  двойную бухгалтерию, занижая истинные доходы или завышая издержки, или  полностью функционируют в теневой  экономике. В результате сокращается  налоговая база данного налога, резко  затрудняется администрирование, создаются  условия для коррупции.

В результате снижения ставки/отмены налога на прибыль предприятия частного сектора получают дополнительные средства для осуществления капитальных  вложений, что способствует решению  одной из главных проблем экономики  Кыргызстана – увеличению инвестиций. Снижение номинального налоговогоуровня позволяет рассчитывать на постепенный выход значительной части предприятий из теневой экономики, что оздоровит ситуацию в экономике, увеличит спрос на кредитные ресурсы, раскроет большие возможности для экспорта продукции.

Что касается последствий для доходов  бюджета, то в настоящее время  большую часть поступлений в  бюджет по налогу на прибыль платят предприятия, находящиеся под государственным  контролем (через акцизы, лицензии). Потери от снижения ставки налога от этих предприятий могут быть полностью  компенсированы соответствующим увеличением 

Пути совершенствования налоговой  системы 

выплаты государству дивидендов, стоимости  лицензионных платежей и т.п. Поступления  от полностью частных предприятий  могут несколько сократиться  в краткосрочном периоде, но в  перспективе 2–3 лет будут компенсированы за счёт расширения налогооблагаемой базы (вследствие ускорившегося экономического роста или расширения круга предприятий, находящихся в официальной экономике).

Следует отметить, что предложение  отмены налога на прибыль часто выдвигается  в контексте политики заключения соглашения между государством и  крупными частными предприятиями, по которому последние добровольно приняли  бы на себя обязательство компенсировать бюджету в полном размере его  потери от отмены налога. Однако неясно, насколько обязывающим будет такое соглашение, не предусмотренное действующим законодательством и какие санкции могут последовать за его нарушение.

Введение регрессивной шкалы тарифов  в Социальный фонд. Отчисления в  Социальный фонд являются одними из наиболее обязательных платежей для предприятий  в отраслях промышленности и сфере  услуг и едва ли не главной причиной их ухода в теневуюэкономику (или укрытия истинного размера заработной платы работников). Введение регрессивной шкалы тарифов отчислений позволит существенно снизить номинальное бремя для тех предприятий, которые платят своим работникам достаточно высокую заработную плату. Таких предприятий сейчас не мало, но почти все они занижают свою отчётность по заработной плате. Введение регрессивной шкалы должно существенно снизить налоговое бремя для предприятий, на которых используется квалифицированная рабочая сила и способствовать их полной легализации. Существенно, что облегчение получат только те предприятия, которые выйдут из тени и покажут реальные размеры заработной платы работников; те, кто будет продолжать скрывать истинные размеры фонда оплаты труда, ничего не выиграют.

С точки зрения доходов государства, данные меры затронут отчисления только тех предприятий, которые показывают достаточно высокую плату у своих работников. Однако предприятий, показывающих реальный уровень заработной платы, сейчас немного, соответственно потери для бюджета социального фонда не должны быть слишком большие, тем более, что можно ожидать увеличения налогооблагаемой базы за счёт выхода многих пред-приятий из тени.

Введение единой ставки подоходного на-лога на уровне 10%. Законопослушный налогоплательщик, указывающий достаточно большой налогооблагаемый доход, фактически штрафуется через систему прогрессивных ставок. Введение единой ставки в размере 10% должно способствовать выходу многих экономических агентов из «тени».

С точки зрения доходов государственного бюджета, ожидать, что легализация  доходов относительно высокооплачиваемых работни-ков позволит перекрыть не очень значительные потери для бюджета, которые связаны со снижением ставки с 20% до 10% для доходов, начиная с приблизительно 6000 сомов в месяц (пока что не очень многие предприятия декларируют такой уровень заработной платы своих работников) не имеет большого значения.

Своевременный и полный зачёт НДС  за использованные материальные ресурсы, в том числе и прямое возмещение НДС экспортёрам. Данное предложение  призвано задействовать стимулы  для инвестиций и экспорта, заложенные в природе НДС. Полный и безусловный  зачёт НДС за приобретённые материальные ресурсы является совершенно необходимым элементом логики НДС, без которого он утрачивает смысл налога на потребление и превращается в разновидность налога с оборота. С этой точки зрения, альтернативы возможны только в части того, является ли принятие решений о зачёте/возмещении автоматическим или осуществляется налоговыми органами в отношении каждого предприятия в отдельности, а также того, какие формальные требования предъявляются для принятия подобного решения. Предлагается также отказаться от рассмотрения вопросов возмещения НДС ко-миссией, образуемой из представителей Министерства финансов и других государственных органов, поскольку это сильно снижает прозрачность принимаемых решений. Предлагается также отказаться от требований типа непрерывных экспортных поставок в течение, по крайней мере, 6 месяцев, которые являются весьма ограничительными для кыргызских экспортёров, особенно, представителей малого и среднего бизнеса.

Беспрепятственные зачёт и возмещение НДС резко улучшат экономическое  положение предприятий, занятых  экспортом или делающих масштабные инвестиции, поскольку эти предприятия  имеют наибольшие шансы иметь  отрицательные налоговые обязательства  по НДС, а также решают стратегически  важные для страны проблемы экономического развития. Конечно, увеличение возможностей для зачёта/возмещения НДС снизит поступления в бюджет. Следует  отметить, что в последнее время  уже были приняты изменения в  законодательстве и администрировании, которые способны заметно уменьшить  эти потери. Во-первых, это введение НДС на сельскохозяйственную продукцию  и отмена фиксированного зачёта, что  позволит исключить суммы возмещения, не уравновешенные платежами других (сельскохозяйственных) предприятий. Во-вторых, это введение счетов-фактур НДС, как  бланков строгой отчётности.

Отмена обложения НДС импорта  основных средств. Введённое не так  давно обложение НДС импорта  основных средств создаёт дополнительные расходы для предприятий, осуществляющих инвестиции, поскольку отвлекает  весьма существенные оборотные средства. Если учесть существующие трудности  с зачётом НДС, то объем выплат оказывается ещё большим. Краткосрочный  выигрыш для бюджета при обложении  НДС импорта оборудования сводится к нулю снижением инвестиционной привлекательности экономики Кыргызской Республики.

Отмена НДС на импорт оборудования и других основных средств позволит значительно удешевить инвестиционный процесс в Кыргызской Республики, что будет способствовать росту капитальных вложений.

 

 

Заключение

 

В заключение заметим, что налоговая  система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса  в стране. Совершенствование налоговой  системы в Кыргызской Республике позволит быстро и надежно решить практически все вопросы, мешающие стране нормально и достойно развиваться.

Налоговая система Кыргызской Республики создана только в 1992 г., и строго говоря, в настоящее время проходит только процесс ее апробирования и создания первоначальных предпосылок для новой налоговой системы. С введением Налогового Кодекса завершился первый этап формирования налоговой системы Кыргызской Республики. Налоговый Кодекс — это совокупность официально принятых, законодательно закрепленных юридических норм, устанавливающих виды налогов, порядок их взимания, а также отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.

Рассматривая любую налоговую  систему, следует сделать вывод, что она представляет собой сложный, эволюционный социальный феномен тесно  связанный с состоянием экономики  страны.

Налоговая политика страны меняется с учетом политических, экономических  и социальных требований, предъявляемых  к ней. Налоги из простого инструмента  мобилизации доходов бюджетов государства  превращаются в основной регулятор  всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы  и условия функционирования экономического процесса.

При взимании налогов, обязательных отчислений возникает конфликт интересов между  государством и налогоплательщиком, который хотя и является неотъемлемой его частью, вполне логично обращает больше внимания на состояние собственного бюджета, чем государственного. Однако полное отсутствие налогов неосуществимо. Проблема налогов одна из наиболее сложных и противоречивых в практике проводимых реформ. К числу наиболее значимых проблем налоговой системы можно отнести:

  • бремя налогового учета и подготовки обязательной налоговой отчетности;
  • неравномерное распределение налогового бремени хозяйствующих субъектов (в промышленности бремя вдвое выше, чем в сфере услуг);
  • высокое налоговое бремя физических лиц – потребителей конечных товаров, и услуг, а также нестабильности налоговой системы; проблема соотношения прав налогоплательщиков и полномочий налоговых органов в НК КР;
  • сложность и противоречивость налогового законодательства;
  • не отработана система ответственности налогоплательщиков за правонарушения, совершенные в сфере налогообложения;
  • практика администрирования большинства налогов и социальных взносов имеет множества противоречий;

Необходимы следующие радикальные  меры в рамках налогового менеджмента  государства: разработать: специальный  документ, содержащий налоговую политику республики, местных администраций; концепцию налогового учета, улучшение  информированности налогоплательщиков; стимулирование инвестиций и стабильность налогового законодательства.

Сделать НККР единственным актом, регулирующим налогообложение; укрепить стимулирующие  функции налоговой системе. Освободить от уплаты налога на прибыль налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в рамках инвестиционных проектов по созданию новых производств; сокращение масштабов  теневой экономики, контрабанды, коррупции  в налоговых органах, содействовать  экономической безопасности через  профессиональное обучение предпринимателей, повышение их правовых знаний; использовать альтернативные источники для доходной части бюджета.

Информация о работе Этапы становления налоговой системы и налоговой политики Кыргызской Республики