Косвенное налогообложение и пути его реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;
- исследовать исторический аспект развития косвенных налогов и опыт зарубежных стран в области косвенного налогообложения;
- изучить характеристики основных косвенных налогов;
- раскрыть роль косвенных налогов в формировании бюджетов РФ.

Работа содержит 1 файл

Косвенное налогообложение и пути его реформирования.docx

— 70.85 Кб (Скачать)

При этом структурная составляющая налоговых  доходов обусловлена природой и  структурой экономического роста в  стране, а также фундаментальными факторами налоговых доходов - такими, как изменения налогового законодательства и налоговых ставок. Структурная  компонента налоговой нагрузки - это  тот уровень нагрузки, который  складывается при среднемноголетней  внешнеэкономической конъюнктуре.

В свою очередь, конъюнктурная компонента налоговых доходов обусловлена  лишь колебаниями конъюнктуры мировых  рынков, на которых торгуются экспортируемые из страны товары.

Поскольку колебания внешнеторговой конъюнктуры  не могут быть прогнозированы с достаточной  степенью достоверности, планирование бюджетных расходов должно осуществляться исходя из прогноза структурной составляющей налоговых доходов. Одновременно с  этим налоговые доходы, имеющие конъюнктурный  характер, могут сберегаться с  целью сглаживания негативных последствий  внешних шоков в периоды неблагоприятной  внешнеторговой конъюнктуры.

Таким образом, в условиях существенной доли конъюнктурной составляющей налоговых  доходов краткосрочные (в пределах нескольких лет) колебания налоговой  нагрузки (например, доли налоговых  доходов в ВВП) не могут являться характеристикой изменений в  налоговой системе, оказывающих  влияние на общую величину налоговой  нагрузки в стране.

Иными словами, высокий уровень налоговых  доходов бюджетов в периоды благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры  сам по себе не является характеристикой  высокой налоговой нагрузки, а  снижение доходов в период неблагоприятной  конъюнктуры не свидетельствует  о низком уровне налогов в стране. Однако как налоговая система, так  и система бюджетного планирования в этих условиях должны быть сконструированы  таким образом, чтобы сберегать "избыточные" доходы в благоприятные периоды  с целью финансирования бюджетного дефицита в неблагоприятные периоды.

Во-вторых, сама по себе величина налоговых доходов  бюджетной системы Российской Федерации  и соотношение этой величины с  иными показателями (величина выручки, добавленной стоимости, валового продукта) не является характеристикой налоговой  нагрузки, на основании сравнения  которой с аналогичными показателями в других странах либо в других отраслях можно было бы делать выводы об уровне налоговых изъятий из частного сектора, обусловленном различными характеристиками налоговой системы.

Оптимальным способом сопоставления налоговой  нагрузки в различных экономиках является подход, основанный на анализе  того, насколько устройство налоговой  системы оказывает влияние на инвестиционные решения либо в экономике в целом, либо в какой-либо конкретной отрасли. Другими словами, при анализе и сопоставлении налоговой нагрузки в стране или отрасли необходимо принимать во внимание, прежде всего, то, в какой степени налоговая система оказывает влияние на цену капитала для инвестора. При этом анализ влияния уровня налогообложения предприятий на инвестиции и особенно международные сопоставления в этой сфере - одна из наиболее важных сфер изучения проблем налогообложения.

Корпоративные налоговые режимы весьма сложны и  значительно отличаются друг от друга  в разных юрисдикциях и в рамках различных видов капитала. Поэтому для проведения такого анализа невозможно просто провести сравнительный анализ уровней налогообложения, необходимо учесть, например, ставки амортизационных расходов для целей налогообложения, наличие специальных правил и режимов налогообложения, другие формы налогов на капитал - налоги на имущество, налоги с оборота, налоги на передачу капитала и пр., а также наличие налоговых каникул, налоговых льгот и т.п.

В результате, после учета всех вышеперечисленных  факторов может оказаться, что налоговая  нагрузка для инвестора с точки  зрения принятия им инвестиционных решений  при сравнительно высокой доле уплачиваемых налогоплательщиком налогов в выручке  или добавленной стоимости может  оказаться существенно ниже, чем  у налогоплательщика со значительно  более низкими налоговыми платежами. Определенная таким образом величина налоговой нагрузки зависит во многом от доходности инвестиционных проектов в отрасли и оборачиваемости  капитала, а не от абсолютной суммы  уплачиваемых налогов в конкретный момент времени.

С учетом приведенных обстоятельств рассмотрение уровня и динамики налоговых доходов  бюджетной системы Российской Федерации  является важным, прежде всего с  точки зрения общей конструкции  налоговой системы, поскольку позволяет  показать, что с ее помощью следует  сглаживать колебания доходов, обусловленные  волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что, в свою очередь, требует настройки  налоговой системы и различных  подходов к налогообложению в  различных секторах экономики.

В Таблице 1 приведены данные о величине и  структуре доходов расширенного правительства в Российской Федерации (куда входят доходы всех бюджетов и  внебюджетных фондов бюджетной системы  Российской Федерации) в 2005 - 2011 годах. Из представленных данных видно, что  величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых  взносов на обязательное государственное  социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер), на протяжении последних шести лет снизилась с 36,5% ВВП в 2005 году до 35,6% ВВП по итогам 2011 года. При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.

Таблица 1

Доходы  бюджета расширенного правительства  Российской Федерации в 2005-2011 гг. (% ВВП)

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Доходы всего

39,70%

39,48%

40,21%

39,17%

35,04%

35,50%

38,37%

Налоговые доходы и платежи

36,45%

36,13%

36,61%

36,15%

31,00%

32,13%

35,61%

в том числе

             

Налог на прибыль организаций

6,17%

6,21%

6,53%

6,09%

3,26%

3,93%

4,18%

Налог на доходы физических лиц

3,27%

3,46%

3,81%

4,04%

4,29%

3,96%

3,67%

Налог на добавленную стоимость

6,81%

5,61%

6,80%

5,17%

5,28%

5,53%

5,98%

Акцизы

1,17%

1,01%

0,95%

0,85%

0,89%

1,04%

1,20%

Таможенные пошлины

7,59%

8,38%

7,06%

8,51%

6,52%

6,91%

8,38%

Налог на добычу полезных ископаемых

4,21%

4,32%

3,60%

4,14%

2,72%

3,11%

3,76%

Единый социальный налог  и страховые взносы

5,45%

5,35%

5,96%

5,52%

5,93%

5,48%

6,49%

Прочие налоги и сборы*

1,77%

1,79%

1,90%

1,84%

2,11%

2,16%

1,96%


* налоги на совокупный  доход, налоги на имущество,  платежи за пользование природными  ресурсами (за исключением НДПИ), государственная пошлина

 

3 Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов

 

В периоде 2013 - 2015 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных  в предыдущих периодах.

Взимание  налогов и сборов может оказывать  различное влияние на поведение  экономических субъектов, создавать  различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Необходимым условием для повышения конкурентоспособности российской экономики является её диверсификация, технологическое обновление, модернизация производства. К важным факторам модернизации относится развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.

С учетом необходимости обеспечения бюджетной  сбалансированности следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации. Основными источниками роста налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

Таким образом, содержанием налоговой  политики в среднесрочной перспективе  является определенный налоговый маневр, который будет заключаться в  снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при  добыче природных ресурсов, а также  в переходе к новой системе  налогообложения недвижимого имущества.

В части  мер налогового стимулирования планируется  внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим  направлениям:

1. Поддержка  инвестиций и развития человеческого  капитала.

2. Совершенствование  налогообложения при операциях  с ценными бумагами и финансовыми  инструментами срочных сделок, а  также иных финансовых операциях.

3. Совершенствование  специальных налоговых режимов  для малого бизнеса.

4. Развитие  взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

5. Страховые  взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

В части  мер, предусматривающих повышение  доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений  в законодательство о налогах  и сборах по следующим направлениям:

1. Налогообложение  природных ресурсов.

2. Акцизное  налогообложение.

3. Введение  налога на недвижимость.

4. Сокращение  неэффективных налоговых льгот  и освобождений.

5. Совершенствование  налога на прибыль организаций.

6. Совершенствование  налогового администрирования.

7. Противодействие  уклонению от налогообложения  с использованием низконалоговых  юрисдикций.

1. Меры  налогового стимулирования

1.1. Поддержка  инвестиций и развития человеческого  капитала

 

 

 Акцизное  налогообложение

В отношении  алкогольной и табачной продукции  предусматривается сохранение уровня ставок акцизов в 2013 и 2014 годах в  размерах, предусмотренных действующим  законодательством о налогах  и сборах. В случае, если принятые изменения в Кодекс будут предусматривать повышение ставок акциза сверх этих уровней, то дополнительно полученные доходы будут направлены на цели формирования дополнительных ресурсов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Установление  ставок акциза в 2015 году предполагается предусмотреть в следующих размерах:

на  алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых  вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного  фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) - 625 рублей за 1 литр безводного этилового спирта;

на  алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов  включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых  без добавления ректификованного этилового  спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или  иного фруктового сусла, и (или) винного  дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) - 500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта;

на  пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового  спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, напитки, изготавливаемые  на основе пива - 22 рубля за 1 литр.

Информация о работе Косвенное налогообложение и пути его реформирования