Налоги как источник формирвоания бюджетов разных уровней

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем, связанных взиманием налогов, и предложение путей совершенствования выявленных недостатков путем анализа имеющейся литературы. Для этого раскрывается сущность налогов, их функции, классификация, роль в формировании доходов федеральных, региональных и местных бюджетов.

Содержание

Введение стр. 4
1. Теоретические основы налогообложения
1.1 Сущность и функции налогов стр. 5
1.2 Классификация налогов и принципы налогообложения стр. 9
2. Роль налогов в формировании финансов государства
2.1 Налоговые источники формирования бюджетов разных уровней в
Российской Федерации стр.14
2.2 Основные направления налоговой реформы стр. 25
3. Заключение стр. 32
4. Список литературы стр. 33
5. Приложение стр. 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая - Налоги как источник формирования бюджетов разных уровней.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

д) каждому муниципальному образованию должен быть гарантирован минимальный норматив (в зависимости от типа или уровня муниципального образования) отчислений от налогов, поступления от которых подлежат в соответствии с федеральным законодательством разделению между региональными и местными бюджетами соответствующего уровня.

е) часть доходов от регулирующих налогов может (в установленных федеральном законодательством случаях - должна) распределяться между местными бюджетами на основе формализованных методик (по численности населения, бюджетной обеспеченности и т.д.).

При разделении конкретных видов налогов и доходных источников между бюджетами разных уровней должны учитываться следующие критерии:

1) стабильность: чем сильней налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, тем выше должен быть уровень бюджетной системы, за которым закрепляется этот налоговый источник и полномочия по его регулированию.

2) экономическая эффективность: за каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться налоги и доходные источники, объект (база) которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня власти.

3) территориальная мобильность налоговой базы: чем выше возможности для перемещения налоговой базы между регионами (муниципалитетами), тем на более высоком уровне бюджетной системы должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации данных налоговых поступлений (доходов).

4) равномерность размещения налоговой базы: чем выше неравномерность (дисперсность) размещения налоговой базы, тем на более высоком уровне должен вводится соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации данных налоговых поступлений (доходов).

5) социальная справедливость: налоги, носящие перераспределительный

характер, должны быть закреплены за федеральным уровнем власти;

6) бюджетная ответственность: сборы, представляющие собой платежи за бюджетные услуги, должны поступать в бюджет органов власти, предоставляющих соответствующие услуги.

Рассмотрев  Программу социально-экономического развития на 2005-2008 г.г. среди наиболее важных направлений дальнейшего совершенствования налоговой системы необходимо отметить следующие:

1. Завершение  работы над Налоговым кодексом  Российской Федерации.

Прежде  всего, это касается регулирования  ряда налогов, взимание которых в настоящее время регламентируется иными законодательными актами, в частности, некоторых имущественных налогов.

2. Совершенствование налогового администрирования.

      Решение проблемы уклонения от налогообложения лежит по большей части в области совершенствования налогового администрирования и деятельности правоохранительной системы, а не изменения норм, регулирующих взимание отдельных налогов. В частности, необходима более четкая координация деятельности и информационное взаимодействие налоговых органов и органов

внутренних  дел, совершенствование процедур регистрации  налогоплательщиков и мониторинга их деятельности с целью своевременного выявления случаев

уклонения от налогообложения.

Помимо  этого необходимо совершенствование  налогового законодательства по следующим направлениям:

- предотвращение манипулирования ценами сделок между взаимозависимыми и

контролируемыми лицами в целях уклонения от налогообложения, для чего необходимо уточнение положений об определении взаимозависимых и

контролируемых лиц, определении цен товаров, работ и услуг в целях налогообложения.

- уточнение понятий «обособленные подразделения» путем приведения его в соответствие с терминами «филиал и представительство», используемыми в гражданском законодательстве.

- создание условий для стимулирования налоговых органов к наиболее эффективному сбору платежей не только в федеральный, но и территориальные бюджеты.

- уточнение  понятия «налоговый резидент».

- совершенствование системы налогового контроля, в частности, упорядочение процесса проведения камеральных проверок, а также исключение возможности истребования неограниченного перечня документов от налогоплательщика без проведения выездной проверки.

- законодательное закрепление значения и правовых последствий проведения повторных налоговых проверок в качестве меры, направленной на выявление нарушений законодательства о налогах и сборах органами налогового контроля;

- создание  единой базы данных по утраченным  паспортам.

- введение системы электронной обработки информации, содержащейся в счетах-фактурах.

- разработка  стандартов обслуживания налогоплательщиков  налоговыми органами.

- уточнение определения момента возникновения налогового обязательства и

порядка применения налоговых санкций.

- снижение затрат на формирование налоговой отчетности путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.

3. Налог  на добавленную стоимость. 

      Основные  направления совершенствования НДС лежат в плоскости приближения к международным стандартам, т.к. это позволит повысить эффективность и нейтральность налога, снизить административные издержки и издержки налогоплательщиков по исполнению налогового законодательства. Для этих целей предстоит:

- осуществить переход на взимание НДС (включая предоставление права на налоговый вычет) по методу начислений, основываясь на данных о выставлении и получении счетов-фактур, либо (в зависимости от того, какое событие произошло ранее) отгрузке или оплате товара (работы, услуги);

- осуществить  переход к единой ставке НДС.

- сократить срок возврата налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, уточнить механизм применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, в том числе перечня документов.

- перейти к общему порядку принятия к вычету НДС, уплаченного при осуществлении капитальных вложений.

- освободить от НДС операций по передаче в собственность граждан и юридических лиц, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в том числе занятых ранее приватизированными предприятиям, а также представляемых в собственность на торгах.

Произвести модернизацию информационных технологий и процедур, используемых налоговыми органами для мониторинга деятельности налогоплательщиков, с целью оперативного выявления фактов уклонения от уплаты НДС.

- закрепить обязанность представления налоговых деклараций и расчетов по налогам и информации, содержащейся в счетах-фактурах, в электронном виде.

4. Налог на доходы физических лиц.

      Плоская шкала подоходного налога в среднесрочной перспективе будет сохранена. В силу того, что данный налог является основным доходным источником региональных и местных бюджетов, будут приняты меры по обеспечению зачисления доходов от этого налога в бюджет по месту жительства налогоплательщика.

В ближайшие  годы необходимо осуществить постепенное увеличение вычетов на образование и здравоохранение (в т.ч. медицинское страхование), а также пенсионное страхование.

5. Налог на добычу полезных ископаемых.

      Структура запасов углеводородного сырья резко ухудшается в результате опережающей выработки наиболее

рентабельных  частей месторождений и залежей. В среднесрочной перспективе  будет осуществлен переход от единых ставок налога на добычу полезных ископаемых на добываемые углеводороды к дифференцированным в зависимости от горно-геологических и экономических характеристик месторождений ставкам.

6. Региональные и местные налоги.

      Эффективное предоставление государственных услуг на региональном и местном уровнях власти требует наличия фискальной автономии субъектов Федерации и муниципальных образований. Для этих целей необходимо в ближайшее время создать условия для взимания налога на жилую и коммерческую недвижимость как основной элемент фискальной автономии, соответственно, местных и региональных властей.

      Несмотря  на реформирование налоговой системы, пробелы видны невооруженным взглядом. Усовершенствования в той или иной степени требуют большинство налогов и сборов применяемых в РФ. Несовершенство финансовой и налоговой системы ведет к тому, что часть налоговых платежей проходит в обход Бюджета, что отрицательно сказывается на экономике страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Проведенное исследования показало, что сохраняется тенденция формирования доходов федерального бюджета преимущественно за счет налоговых доходов, доля которых в общем объеме доходов федерального бюджета на 2005 год практически не изменяется по сравнению с 2004 годом, в котором налоговые доходы составили 91,50% Соответственно, неналоговые доходы в составе доходных источников занимают невысокий удельный вес — 7,99% Доходы целевых бюджетных фондов – 0,51%. (Приложение 3)

      Таким образом, создавая определенный финансовый запас, государство создает тем самым благоприятные условия для развития собственной экономики и увеличению стабилизационного фонда.

      Благоприятная экономическая обстановка в России позволяет государству поднять уровень жизнь своего населения. Примером того служит постоянное увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, постоянное увеличение размеров пенсии, дотационных выплат.

      В то же время при углубленном изучении проблемы распределения федеральных бюджетных средств, вырисовывается целый ряд недоработок и белых пятен. Окончательно не найдена идеальная модель распределения Бюджета РФ среди регионов, что затрудняет развитие экономики в отдельных краях и областях. Так же остро стоит проблема отдаленных регионов. При существенном увеличении дотаций, развитии международных, транснациональных программ и грамотной налоговой политике, в частности Приморский край, благодаря своей локализации мог бы стать крупнейшим экономическим форпостом в Азиатской части России. Перспективным здесь является создание свободных экономических зон и облегченных налоговых режимов с приграничными государствами.

      Подводя итог, можно сказать, что налоги играют главную роль, выступают

основными источниками в формировании бюджетов разных уровней и являются серьезным инструментом для развития или сдерживания экономического роста как страны в целом, так и отдельно взятых регионов, а так же являются ограничителем экономической экспансии со стороны других государств.

 

Список  использованной литературы

1. Налоговый кодекс РФ. Часть 2

2. Бюджетный кодекс РФ

3. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год" от 23.12.2004 года

№ 173-ФЗ

4. Закон РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 года № 1738-1

5. Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц" от 9.12.1991 года № 2003-1

6. Федеральный закон "О налоге на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения" от 12.09 1991 года № 2020-1

7. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2005 год"

8. Налоги и налогообложение./ Под редакцией Романовского М. В., Врублевской О. В. - СПб.: "Питер", 2002

9. Бюджетная система Российской Федерации / Под редакцией М. В. Романовского, О. В. Врублевской. - М., Юрайт, 1999

10. Финансы. / Под редакцией Л. А. Дробозиной. — М.: Юнити, 2002

11. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение. — М.: Инфра-М, 2001

12. Основы налогового права: Учебное пособие / Под редакцией С. Пепеляева. М.,2002

13. Дадашев, А.З,  Лобанов, А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. – М.: Книжный мир, 2002. – 363с.

Информация о работе Налоги как источник формирвоания бюджетов разных уровней