Налогообложение, характеристика и сущност

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне - Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их несовершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I.
1.1. ЕСН: характеристика и сущность……………………………………..5
1.1.1. Эволюция развития ЕСН………………………………………..5
1.2. Характеристика ЕСН…………………………………………………...7
1.3. Объект налогообложения…………………………………………..…10
1.4. Порядок исчисления и сроки уплаты налога предпринимателями...12
1.5. Ставки налога…………………………………………………………..15
Глава II.
Роль ЕСН в доходах бюджетов всех уровней. Сравнение поступлений взносов в государственные внебюджетные фонды в 2000-2003г.г……..18
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы, ссылок…….........................................................................26
Приложения……...………………………………………………………………27

Работа содержит 2 файла

КУРСОВАЯ.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

В соответствии с п.6 статьи 244 НК РФ исчисление и уплату единого социального налога с доходов адвокатов осуществляют коллегии адвокатов (иные адвокатские образования, кроме адвокатских кабинетов).

У индивидуальных предпринимателей не являются объектом налогообложения выплаты и иные вознаграждения, производимые индивидуальными предпринимателями в пользу физического лица, не связанного с ним трудовым, гражданско-правовым договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором. При выполнении работ по договору аренды вознаграждение, выплаченное по такому договору арендодателю, не включается в налоговую базу при исчислении единого социального налога арендатора.

Состав расходов индивидуального предпринимателя, произведенные в этом налоговом периоде, связанные с извлечением доходов от предпринимательской или иной профессиональной деятельности устанавливается главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». В то же время, если предприниматель не может документально подтвердить сумму произведенных им расходов, то при исчислении налога на доходы он имеет право воспользоваться профессиональным налоговым вычетом в размере 20% от общей суммы доходов, полученных в результате предпринимательской деятельности.4 В аналогичной ситуации при определении налоговой базы по единому социальному налогу предприниматель не сможет уменьшить сумму полученного им дохода на сумму расходов по нормативу в 20% (текст гл. 24 НК РФ не содержит подобной нормы).

Суммы страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных в отношении  предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, подлежат включению в состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения единым социальным налогом.

Индивидуальные  предприниматели, являющиеся инвалидами I, II, III, групп, освобождаются от уплаты единого социального налога в части доходов от предпринимательской деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода.

Согласно п.2 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения  единым социальным налогом для адвокатов  признаются доходы от профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Исчисление  и уплата налога с доходов адвокатов  осуществляется коллегиями адвокатов (иными адвокатскими образованиями) в порядке, предусмотренном статье 243 Налогового Кодекса.

Адвокат, учредивший адвокатский кабинет и осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально. Исчисляет и уплачивает единый социальный налог в порядке, установленном статьей 244 НК РФ «Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, не являющимися работодателями».

 

1.4. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты

 налога  налогоплательщиками, не являющимися работодателями

 

Порядок исчисления единого социального налога по доходам от ведения предпринимательской деятельности установлен ст. 244 НК РФ и во многом схож с порядком уплаты налога на доходы физических лиц (ст. 227 НК РФ).

Расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода индивидуальными предпринимателями, адвокатами, частными нотариусами, частными охранниками, частными детективами производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и ставок единого социального налога.

Если налогоплательщики  начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период. При этом сумма предполагаемого дохода (сумма предполагаемых расходов, связанных с извлечением доходов) определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый  период производится налоговым органом исходя из суммы предполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением, и ставок единого социального налога. В случае значительного увеличения дохода в налоговом периоде налогоплательщик обязан (а в случае значительного уменьшения дохода - вправе) представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период. В этом случае налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий налоговый период по ненаступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей.

В п.3 ст. 244 НК РФ не установлено, что при подаче налоговой декларации в случае, когда ожидаемый доход значительно превышает или оказывается меньше дохода, исходя из размера которого были установлены суммы авансовых платежей по налогу, индивидуальный предприниматель обязан приложить соответствующие подтверждающие документы. Однако налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в рамках проведения камеральной проверки (ст. 88 НК РФ).

Расчет налога по итогам налогового периода производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно,5 на основании Декларации по единому социальному налогу, предоставляемой не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом,6 форма которой и порядок ее заполнения утверждены Приказом МНС РФ от 13.11.2002 N БГ-3-05/649, исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и ставок, указанных в п. 3 ст. 241 НК РФ.

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

  1. за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере 
    половины годовой суммы авансовых платежей;
  2. за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в раз 
    мере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
  3. за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года 
    в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Разница между  суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговым период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

Порядок    проведения    процедуры    зачета    -    возврата    ЕСН налогоплательщиками, переведенными на уплату ЕНВД, может быть различен  в зависимости от следующих ситуаций:

1.   Налогоплательщик   осуществляет   только   вид    деятельности, переведенный на уплату ЕНВД. В этом случае подлежат применению статья  5  Федерального   закона N 104-ФЗ, статьи 78 - 79 Кодекса и соответствующие положения бюджетного законодательства Российской Федерации (статья 346.33 Кодекса,  статья  48 Бюджетного кодекса РФ).

2. Налогоплательщик  перестал осуществлять  деятельность,  подлежащую переводу на уплату ЕНВД. В этом случае подлежат применению статьи 78 - 79 Кодекса, которыми устанавливается порядок зачета в счет       предстоящих платежей налогоплательщика по этому или  иным  налогам,  погашения  недоимки  либо возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного (взысканного) налога.

3.  В  случае,  если  налогоплательщик   наряду   с   деятельностью, переведенной на уплату ЕНВД, осуществляет  иные  виды  деятельности,  при отсутствии недоимки по ЕНВД и при существующей обязанности налогоплательщика производить уплату ЕСН, соответствующая  переплата  ЕСН может быть зачтена в счет недоимки  по  ЕСН,  а  также   задолженности по налогам, поступающим в федеральный бюджет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Кодекса зачет  или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту  учета налогоплательщика.

В случае если  налогоплательщиком  в  налоговый  орган  представлено заявление о зачете уплаченных сумм ЕСН в счет исполнения  обязанности  по уплате ЕНВД, и после проведения указанного зачета образовалась  переплата по ЕНВД, то  налогоплательщик  вправе  обратиться  в  налоговый   орган с заявлением  о  направлении  указанной  переплаты  перед  соответствующими бюджетами на исполнение обязанностей по уплате  налогов  или   сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, при условии, что она поступает в те  же бюджеты, в которые была направлена излишняя сумма.

1.5. Ставки налога

 

На необходимость  введения для страховых взносов  во внебюджетные фонды обратно пропорциональной (или регрессивной) шкалы, ставки указаны Постановлении Конституционным Судом РФ в п.5 от 23.12.99 N 18-П. Суть обратно пропорциональной шкалы заключается в том, что с увеличением размера налогооблагаемой базы ставка налога не увеличивается (как это было для подоходного налога), а уменьшается.

Однако свой вывод КС РФ сделал только в отношении самозанятых граждан, поскольку фиксированная ставка тарифа, не зависящая от размера полученного дохода, приводит к тому, что эта категория плательщиков перечисляет в частности в ПФР суммы, многократно превышающие размер их будущих пенсий.

Тем не менее обратно пропорциональная шкала введена ст.241 НК РФ для всех плательщиков, а не только для индивидуальных предпринимателей. Кроме того, устанавливая ставки, законодатель также пытался учесть и другие выводы КС РФ, - в частности об установлении более низких тарифов для предпринимателей и адвокатов.

До принятия гл.24 НК РФ очень много говорили о  существенном снижении страховых взносов и о преимуществах для плательщиков ведения новой шкалы ставок.  

Самое большое  снижение произошло у адвокатов, а именно на 6,6%. У индивидуальных предпринимателей максимальная ставка ЕСН будет всего на 1,4% меньше чем совокупный тариф во внебюджетные фонды, которые они уплачивали со своих доходов до 1 января.

Ставки, установленные  статьей 241 НК РФ, в связи с этим не могут быть применены для целей перерасчета страховых взносов в ПФР за 1999 и 2000 годы для индивидуальных предпринимателей (в том числе частных нотариусов, детективов), глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов.

Ставки единого  социального налога отличаются в зависимости от категории плательщиков.

Налоговая база на каждого  отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонды обязательного  медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 100 000 рублей

9,6%

0,2%

3,4%

13,2%

От 100 001 рубля до 300 000 рублей

9 600 руб.+5,4% с суммы,  превышающей 100 000 руб.

200 руб.+0,1% с суммы, превышающей

100 000 руб.

3 400 руб.+1,9% с суммы, превышающей

100 000 руб.

13 200 руб.+7,4% с суммы,  превышающей

100 000 руб.

От 300 001 рубля до 600 000 рублей

20 400 руб.+2,5% с суммы,  превышающей 300 000 руб.

400 руб

7200 руб.+0,9% с суммы,  превышающей

300 000 руб.

28 000 руб.+3,65% с суммы, превышающей

300 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

28 650 руб.+2% с суммы,  превышающей 600 000 руб.

400 руб.

9 900 руб.

38 950 руб. +2% с суммы,  превышающей

600 000 руб.


 

 

Адвокаты уплачивают налог по следующим ставкам:

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонды обязательного  медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 100 000 рублей

7,0%

0,2%

3,4%

10,6%

От 100 001 рубля до 300 000 рублей

7 000 руб.+5,3% с суммы,  превышающей 100 000 руб.

200 руб.+0,1% с суммы, превышающей

100 000 руб.

3 400 руб.+1,9% с суммы,  превышающей

100 000 руб.

13 200 руб.+7,4% с суммы, превышающей

100 000 руб.

От 300 001 рубля до 600 000 рублей

17 600 руб.+2,7% с суммы,  превышающей 300 000 руб.

400 руб. + 0,1% с суммы,  превышающей

300 000 руб.

7200 руб.+0,8% с суммы,  превышающей

300 000 руб.

25 200 руб.+3,6% с суммы,  превышающей

300 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

25 700 руб.+2% с суммы,  превышающей 600 000 руб.

400 руб.

9 600 руб.

35 700 руб. +2% с суммы,  превышающей

600 000 руб.


 

В главе 24 Налогового Кодекса, регулирующей уплату единого  социального налога, указание о правомерности использования установленных ставок налога к правоотношениям 1999 и 2000 годов отсутствует.

Ставки, установленные  статьей 241 НК РФ, в связи с этим не могут быть применены для целей  перерасчета страховых взносов  в ПФР за 1999 и 2000 годы для индивидуальных предпринимателей (в том числе частных нотариусов, детективов), глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.

 

Роль ЕСН  в доходах бюджетов всех уровней.

 

Сравнение поступлений  взносов в государственные внебюджетные фонды в 2000 - 2003 г.г.

 

Сравнение поступлений 2001 года с 2000 годом правомерно только в том случае, если условия указанных  годов сопоставимы. В соответствии со статьей 241 главы 24 Налогового кодекса  Российской Федерации для исчисления единого социального налога применяются регрессивные ставки налога, соответствующие определенному уровню налоговой базы, а также отменен 1% страховых взносов в ПФР, который взимался наряду с 28% с доходов физических лиц по схеме "28% + 1%". Это тем более делает весьма условным сравнение поступлений 2001 года с 2000 годом.

Доклад.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Налогообложение, характеристика и сущност