Налогообложение как государственно-правовое явление: понятие, характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – на основе исследуемого материала раскрыть понятие и характеристику такого государственно-правового явления как налогообложение.
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Основы налоговой системы

Общая характеристика налогообложения……………...……….6
Структура действующей налоговой системы Российской Федерации……………………………………………………………………….10
Глава 2. Федеральная Налоговая Служба Российской Федерации…..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………

Работа содержит 1 файл

моя курсовая ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ.docx

— 67.91 Кб (Скачать)

     Бюджетное устройство Российской Федерации, как  и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчислением от федеральных налогов.

     Закрепленные  и регулирующие налоги полностью  или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие налоги, как гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляются в местные бюджеты.

     2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Структура действующей налоговой  системы 

    Российской  Федерации 

Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации  налоговая система России. 

    К федеральным налогам и сборам относятся (ст. 13 НК РФ), (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ): 

    1) налог на добавленную стоимость;

    2) акцизы;

    3) налог на доходы физических  лиц;

    4) утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

    5) налог на прибыль организаций;

    6) налог на добычу полезных ископаемых;

    7) утратил силу. - Федеральный закон  от 01.07.2005 N 78-ФЗ;

    8) водный налог;

    9) сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;

    10) государственная пошлина. 

      К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ), (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ): 

    1) налог на имущество организаций;

    2) налог на игорный бизнес;

    3) транспортный налог. 
 

    К местным налогам относятся (ст.15 НК РФ), (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ) 

    1) земельный налог;

    2) налог на имущество физических  лиц.

Специальные налоговые режимы:

    1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН)
    2. Упрощенная система налогообложения
    3. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности3
    4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Предусмотренные Налоговым Кодексом РФ налоговые  проверки:

  • Камеральная налоговая проверка
  • Выездная налоговая проверка
 

В 1992—1993 годах большинство российских предприятий  не стремились уклоняться от уплаты налогов. Нередко руководство предприятий  не предпринимало даже совершенно законные меры с целью снижения объёма выплачиваемых  налогов. Со второй половины 1993 года, потеряв надежду на снижение налогового бремени, предприятия начали поиск способов уклонения от уплаты налогов.

1 января 1994 года были повышены ставки  налогов. Это стало одним из  последних аргументов для предприятий  в пользу массового отказа  от налоговой законопослушности.  Ранее других от налогов стали  уходить небольшие негосударственные  предприятия. Для ухода от налогов  использовались самые различные  методы:

Группа  предприятий в регионе регистрировала финансовую компанию, в уставной капитал  которой вносилась вся готовая  продукция этих предприятий. Это означало, что предприятие, производя свою продукцию, не имея реализации и формально являясь убыточной, соответственно не платило налог на прибыль и НДС.

Чтобы уменьшить выплаты по налогу на прибыль, предприятия старались увеличить  отчётную долю издержек. Самым простым  способом увеличения отчётных издержек было увеличение фонда зарплаты, для  чего многие фирмы выписывали заработную плату на множество «мёртвых душ» (лиц, числившихся в списках работников, но реально не работавших).

Чтобы уменьшить налогообложение фонда  оплаты труда, предприятия платили  часть денег своим работникам под видом возврата медицинской  страховки через страховые компании, под видом материальной помощи и  т. п.

Чтобы уйти от налога на прибыль фирмы  регистрировались в качестве малых  предприятий, которые согласно тогдашнему законодательству не платили этот налога в течение первых двух лет своей  с момента регистрации, а также  имели другие налоговые льготы. После  истечения двух лет предприятие  ликвидировалось и вновь регистрировалась уже под новым названием, получая  право на очередной двухлетний срок налоговых льгот.

Многие  фирмы пользовалось услугами различных  общественных организаций, имевших  законодательные привилегии: «церковных организаций», «чернобыльцев», «спортсменов», «афганцев», «инвалидов» и т. п. Чтобы  уменьшить свои издержки, фирмы проводили  свои операции (в том числе внешнеторговые) не самостоятельно, а через такие  организации.

Широкое распространение получила минимизация  отчислений налогов за счёт занижения  фирмами реального финансового  оборота с помощью различных  методов. Одним из методов были бартерные  сделки, при которых продукция  обменивалась по сильно заниженным ценам. Другим методом было широкое использование  взаимозачётов.

Многие  фирмы занижали свой реальный доход  от внешнеторговых сделок. Например, при экспорте в налоговых отчётах указывалась сильно заниженная по сравнению с фактической цена товара, а неучтённая прибыль оседала на счёте предприятия в каком-нибудь иностранном банке. Другим способом снижения налогов при внешнеторговых операциях была регистрация за рубежом полностью подконтрольной фирмы, которой российское предприятие поставляло свою продукцию по заниженной цене, а та свою очередь перепродавала продукцию реальному иностранному покупателю по обычной рыночной цене. Подобные внешнеторговые сделки приводили также к масштабной утечке капиталов из России.

Примерно  с 1993 года многие фирмы стали уходить  от налогов с помощью широкого использования наличных денег для  расчётов со своими партнёрами. Значительная часть этого оборота скрывалась от правоохранительных органов, поэтому в обиходе наличные средства, применявшиеся для таких операций, называли «чёрным налом». На наличных операциях был построен практически весь «челночный» бизнес.

Последствия массового уклонения от уплаты налогов  в 1990-е годы были двоякими. С одной  стороны, уходя от налогов, фирмы  сохраняли дополнительный финансовые ресурсы, которые были нужны для  поддержания производства, а значит этот процесс противодействовал  спаду 4производства. Кроме того, уменьшалась налоговая составляющая в стоимости продукции и фирмы могли продавать её дешевле. Следовательно, это уменьшало инфляционную динамику в экономике и облегчало проблемы сбыта у фирм. С другой стороны, беспорядок в налогообложении подрывал стабильность в финансово-бюджетной сфере экономики России, сокращал возможности для государственных инвестиций и финансирования бюджетной сферы, снижал эффективность макроэкономических мероприятий.

В 1990-е  годы власти использовали только один путь решения проблем налогообложения  — ужесточения налоговых законов  и усиление давления налоговых органов  на фирмы. Однако, каждый раз фирмы находили новые способы противодействия этой политике и продолжали уклоняться от налогов. Это говорит о том, что уровень налогообложения в 1990-е годы был завышенным и неприемлемым для фирм.

2000-е  годы

В 2000-е  годы президентом России В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15). В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический рост. Налоговая реформа оценивается экспертами как один из самых серьёзных успехов В. В. Путина. 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ  СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

             Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

             ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, 5обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

             ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

            Глава ФНС РФ с 6 апреля 2010 года — Михаил Владимирович Мишустин, сменивший на этом посту Михаила Павловича Мокрецова.  
 
 

     ФНС РФ организована на следующих принципах:

     1. Принцип единства. Этот принцип построения системы проистекает из принципа единства налоговой политики: для обеспечения единообразного применения налогового законодательства в Российской Федерации требуется наличие единого контрольного органа. ФНС РФ осуществляет свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов.

     В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации находится  установление общих принципов организации  системы органов исполнительной власти, а к ведению Российской Федерации, в частности, относится  установление федеральных экономических  служб (ст. 71 Конституции РФ).

     По  предметам совместного ведения  издаются федеральные законы и принимаемые  в соответствии с ними законы и  иные нормативные акты субъектов  РФ.

     Следует иметь в виду, что ряд полномочий налоговых органов передан по законодательству государственным  внебюджетным фондам и таможенным органам, органам внутренних дел, которые  налоговыми  

Информация о работе Налогообложение как государственно-правовое явление: понятие, характеристика