Налогообложение как государственно-правовое явление: понятие, характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – на основе исследуемого материала раскрыть понятие и характеристику такого государственно-правового явления как налогообложение.
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Основы налоговой системы

Общая характеристика налогообложения……………...……….6
Структура действующей налоговой системы Российской Федерации……………………………………………………………………….10
Глава 2. Федеральная Налоговая Служба Российской Федерации…..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………

Работа содержит 1 файл

моя курсовая ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ.docx

— 67.91 Кб (Скачать)

     органами  не являются, действуют строго в  пределах своей компетенции, определенной соответствующими законодательными актами.

     2. Принцип независимости. Независимость понимается, прежде всего, как независимость от местных органов власти. Она является конкретным проявлением принципа разделения властей, системы "сдержек и противовесов": праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы, противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с буквой и духом закона. Налоговые органы выполняют только те решения и постановления по налоговым вопросам местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, а также давать им оперативные руководящие указания.

     3. Принцип централизации. ФНС РФ является централизованной системой налоговых органов. Исключением является правовое положение Инспекции ФНС по г. Москве. Эта инспекция находится в двойном подчинении: ФНС РФ и Правительства Москвы.

     Система ФНС РФ условно делится на три  уровня:

  • Общефедеральный - центральный федеральный орган исполнительной власти (ФНС РФ). Оно возглавляется Министром РФ, назначаемым Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Заместители руководителя назначаются по его представлению Правительством РФ. Министр ФНС РФ формирует совещательный орган - коллегию.
  • Региональный - межрегиональные инспекции ФНС РФ, управления ФНС РФ по субъектам. Руководители этих управлений и инспекций назначаются министром по налогам и сборам. В инспекциях этого уровня также образуются коллегии.

     6

  • Местный - Инспекции ФНС РФ по районам, городам без районного деления, районам в городах и межрайонного уровня. Руководители этих инспекций назначаются руководителями вышестоящих налоговых органов.
 

     Различным звеньям ФНС РФ свойственны различные  функции. Между тем, всем звеньям - федеральному, региональному и местному присущи  и некоторые общие функции, поскольку  все они осуществляют непосредственный контроль над соблюдением плательщиками  налогового законодательства.  Анализ законодательства позволяет выделить следующие общие функции всех звеньев ФНС РФ:

  1. обеспечивает учет налогоплательщиков;
  2. обеспечивает контроль над выполнением налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства;
  3. осуществляет исчисление окладных налогов;
  4. ведет оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов и других платежей;
  5. применяет меры по пресечению (предотвращению) нарушений налогового законодательства;
  6. осуществляет контроль выполнения субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства в отношении наличного денежного обращения;
  7. применяет меры для предотвращения или ликвидаций убытков, нанесенных бюджету или налогоплательщику;
  8. применяет меры ответственности к нарушителям налогового законодательства;
  9. осуществляет учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству и кладов;
  10. является органом валютного контроля;
  11. осуществляет лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной

     7

  1. продукции и обеспечивает контроль над соблюдением условий указанной деятельности;
  2. осуществляет регистрацию контрольно-кассовых машин контроль над соблюдением правил их использования;
 
     
  1. осуществляет  разъяснительную работу и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства.

     Данный  перечень не исчерпывающий, т. к. в законе сказано что "осуществляют и иные функции, предусмотренные НК РФ". Центральный аппарат в дополнение к тем функциям, которые выполняет  местное звено налогового органа, обладает следующими полномочиями:

      1) организует, координирует и контролирует  работу инспекций ФНС РФ;

     2) осуществляет аналитическую и  статистическую деятельность;

     3) разрабатывает и издает инструктивные  и методические указания и  другие документы по применению  налогового законодательства;

     4) осуществляет контроль над актами, связанными с налогообложением, издаваемыми министерствами, ведомствами  и другими организациями;

     5) участвует в выработке налоговой  политики, подготовке проектов законодательных  актов и международных договоров  о налогообложении;

     6) решает вопросы международного  сотрудничества.

     Региональное  звено ФНС РФ выполняет функции, присущие нижнему звену, а также  ряд функций, присущих высшему звену, - по организации, координации и контролю деятельности нижестоящих налоговых  инспекций, обобщению практики.

     Налоговый кодекс РФ устанавливает способ осуществления  функций налоговых органов, с  одной стороны, путем реализации полномочий, под которыми понимаются права произвести какие-либо действия, и с другой - методом исполнения обязанностей.

     Система налоговых органов построена  в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ. Основным элементом  в этой системе являются инспекции  ФНС РФ по районам, городам без  районного деления и районам  в городах. Второе звено включает в себя управления ФНС РФ по субъектам, и межрегиональные инспекции ФНС РФ.

     Возглавляет систему налоговых органов - ФНС  РФ.

     Районные (городские) налоговые инспекции  выполняют основную нагрузку по непосредственному  контролю над исполнением налогового законодательства всеми физическими  и юридическими лицами на обслуживаемой  территории. В соответствии с Положением о ФНС РФ они:

  • обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов, сборов и других обязательных платежей, правильность начисления платежей гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также поступление этих платежей в бюджет;
  • контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • производят осмотр, фиксацию, содержание и изъятие у организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения;
  • получают от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет по каждому плательщику и виду платежа сумм доходов и

     8

  • других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов;
  • приостанавливают операции предприятий, организаций, учреждений и граждан по расчетам и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказ представлять) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет.

     К компетенции районных (городских) инспекций  ФНС РФ относятся:

  • применение финансовых санкций, предусмотренных законодательством РФ и ее субъектов за нарушение обязательств перед бюджетом;
  • административных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами организаций и гражданами; возврат излишне взысканных и уплаченных налогов, и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные кредитно-финансовые учреждения;
  • учет, оценка и реализация конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, принадлежащего по праву наследования государству, а также кладов.

     Они вправе предъявлять в суд и  арбитражный суд иски:

  • о ликвидации организаций любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;
  • о признании регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания организации или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;
  • о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

     Сотрудники  районной (городской) налоговой инспекции  составляют, анализируют и представляют вышестоящим налоговым органам  установленную отчетность, а районным и городским финансовым органам - ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и  других платежах в бюджет. Часть  этих функций реализуется в повседневной деятельности инспекторским составом, часть - руководителем или его заместителем.

     Структура и штатная численность районной (городской) налоговой инспекции  утверждается ее начальником на основании  социально-демографических, экономических  и географических характеристик  района, объема выполняемой работы и других факторов, учитываемых при  определении количества сотрудников  и создании внутриструктурных подразделений, в пределах установленного им фонда  оплаты труда. В крупных городских  и районных (в городах) налоговых  инспекциях могут быть созданы отделы и группы по видам взимания налогов. Их работа строится по отраслевому  принципу. Принцип зональной организации  работы может быть составным элементом  отраслевого принципа. Например, в  отделе по налогам с физических лиц  один инспектор осуществляет контроль над соблюдением налогового законодательства жителями одного микрорайона города, другой инспектор - контролирует налогоплательщиков другого микрорайона и т.д. Согласно штатной численности и структуре  районной (городской) налоговой инспекции  в ее состав входят начальник, заместители  начальника, начальники отделов, где  они есть, главные налоговые инспекторы, старшие налоговые инспекторы, налоговые  инспекторы, специалисты, работники  бухгалтерии и вспомогательного аппарата.

     Руководитель  инспекции, его заместители и  начальники отделов назначаются  и освобождаются от должности  начальником вышестоящей налоговой  инспекции. Прием и увольнение на работу других сотрудников районной (городской) налоговой инспекции  производится по согласованию с руководителем  инспекции. Он несет персональную ответственность  за подбор и расстановку кадров, повышение их квалификации. Вновь  принятые работники представляются к классному чину инспектора налоговой  службы III ранга при наличии высшего  или среднего специального образования  и стажа работы в налоговых  органах не менее одного года.

     В отдельных случаях за примерное  исполнение служебных обязанностей и высокие показатели в работе руководитель вышестоящей налоговой  инспекции вправе присвоить классный чин и до истечения этого срока. Районная (городская) налоговая инспекция  является юридическим лицом, имеет  свой текущий счет и печать с изображением Государственного герба РФ.

     В Положении о ФНС РФ нормативно не определяется организационное устройство налоговых органов субъектов  РФ. Также как и для районной (городской) инспекции, структура и  штатное расписание этих звеньев  системы утверждаются руководством соответствующей налоговой инспекции  в пределах установленного им фонда  оплаты труда. Необходимо подчеркнуть, что структурная схема межрегиональной  налоговой инспекции строится с  учетом региональных особенностей размеров территории и его экономического потенциала, количества налогоплательщиков и их социально-демографических  характеристик, других обстоятельств. Все различия в организационном  построении связаны, в конечном счете, с созданием такой рабочей  модели, которая в конкретных условиях будет наиболее эффективно решать стоящие  перед налоговыми органами задачи.

     Однако  если районная (городская) налоговая  инспекция непосредственно контролирует полноту и своевременность внесения налоговых платежей, правильность исчисления налогов, то межрегиональные инспекции  ФНС РФ решают эти задачи в большей  степени путем реализации организационно-методических функций.

     На  них возлагаются:

  • организация работы, нижестоящих налоговых инспекций по осуществлению контроля над соблюдением законодательства о налогах, сборах и других платежах в бюджет;

     9

Информация о работе Налогообложение как государственно-правовое явление: понятие, характеристика