Налогообложение как государственно-правовое явление: понятие, характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – на основе исследуемого материала раскрыть понятие и характеристику такого государственно-правового явления как налогообложение.
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Основы налоговой системы

Общая характеристика налогообложения……………...……….6
Структура действующей налоговой системы Российской Федерации……………………………………………………………………….10
Глава 2. Федеральная Налоговая Служба Российской Федерации…..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………

Работа содержит 1 файл

моя курсовая ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ.docx

— 67.91 Кб (Скачать)
  • обобщение и анализ отчетов налоговых инспекций о проделанной работе, подготовка на их основе методических рекомендаций по совершенствованию практики налогового контроля;
  • организация взаимодействия налоговых инспекций с другими правоохранительными органами по усилению контроля над соблюдением законодательства о налогах и других платежах;
  • комплексные и тематические проверки нижестоящих налоговых инспекций;
  • обобщение и внедрение в налоговую практику передового опыта; проведение мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров;
  • осуществление мер по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работ в налоговых органах;
  • координация работы по взаимодействию с районными (городскими) органами власти и управления по вопросам обеспечения инспекций ФНС РФ служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников - жильем, дошкольными и школьными учреждениями в порядке, установленном Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ.

     Когда межрегиональные инспекции ФНС  РФ непосредственно осуществляют контроль над плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет, они  пользуются теми же правомочиями, что  и налоговые инспекции по районам  в городах и в городах без  районного деления. Основным структурным  элементом межрегиональных инспекций  ФНС РФ являются отделы.

     Отделы  создаются в зависимости от направления  деятельности и видов налогов, по которым они осуществляют контроль. Имеются отделы:

  • по налогообложению доходов (прибыли) юридических лиц;
  • отдел налогообложения агропромышленного комплекса, природных ресурсов и земельного налога; отдел налогообложения физических лиц;
  • отдел косвенных налогов;
  • отдел местных и прочих налогов и сборов.

     Кроме этого, как и в любой другой управляющей структуре, в составе  инспекций ФНС РФ функционируют  отделы кадров, контроля, финансового  обеспечения, юридический, хозяйственный  и другие.

     Общность  задач, стоящих перед структурными подразделениями по контролю над  уплатой конкретных видов налогов  и сборов, находит свое отражение  в положениях о соответствующих  отделах утверждаемых руководителями налоговых инспекций. В этих нормативных  документах содержатся общие требования, определяющие место отдела в структуре  налоговых инспекций, его полномочия, принципы организации работы, другие вопросы, входящие в компетенцию  этого структурного подразделения. В положении, как правило, закрепляются и пути решения поставленных задач, указывается, что сотрудники отдела проводят и организуют контроль инспекций  ФНС РФ по районам и городам  без районного деления за уплатой  конкретного налога или группы налогов, готовят обзорные письма и указания по применению законов и подзаконных  актов; проводят документальные и камеральные  проверки бухгалтерских отчетов  и балансов юридических и физических лиц по выплате того или иного  налога; рассматривают письма, заявления  и жалобы на действия сотрудников  инспекций ФНС РФ района (города) о нарушениях законодательства при  изыскании конкретного налога. В  отдельных случаях в положении  указывается перечень видов налогов, которые контролируются тем или  иным отделом. Так, в положении об отделе налогообложения физических лиц, как правило, называются:

  • подоходный налог с доходов физических лиц (включая налогообложение доходов от предпринимательской деятельности);
  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог;
  • государственная пошлина;
  • налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
  • налоги и платежи, устанавливаемые местными органами власти в части, касающейся физических лиц.

     На  основании положений об отделах  разрабатываются и утверждаются начальником инспекции ФНС РФ функциональные и должностные обязанности  сотрудников.

     В соответствии с Положением о ФНС  РФ в ФНС РФ образуется коллегия в составе Министра ФНС РФ (председатель коллегии) его заместителей, входящих в нее по должности, а также  других руководителей структурных  подразделений центрального аппарата Министерства и иных лиц. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются Правительством РФ по представлению  Министра. На заседаниях коллегии рассматриваются  основные вопросы, отнесенные к компетенции  Министерства.

     Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов, оформляются протоколами  и реализуются, как правило, приказами  Министра. В случае разногласий между  Министром и членами коллегии решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству  РФ. Члены коллегии также могут  сообщить свое мнение в Правительство  РФ.

     Высшую  ступеньку в иерархии налоговых  органов занимает центральный аппарат  ФНС РФ. Его структурная схема  включает пятнадцать департаментов  по основным направлениям деятельности.

     В рамках решения поставленных задач  отраслевые департаменты изучают и  анализируют практику применения действующего налогового законодательства на местах, с учетом отечественного и зарубежного  опыта. Ведут разработку актуальных аспектов налоговой политики, участвуют  в 10подготовке законодательных актов по конкретным видам налогообложения, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, указания о порядке исчисления и взимания того или иного вида налога. Они вправе осуществлять либо принимать участие в комплексных и тематических проверках территориальных инспекций ФНС РФ. В их компетенцию входит рассмотрение писем, жалоб и заявлений налогоплательщиков на действия должностных лиц, налоговых инспекций, контроль над изданием нормативных актов министерствами, ведомствами, если они имеют отношение к платежам налогов и сборам в бюджет и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, исходя из всего вышеописанного, мне  удается сделать вывод, что налогообложение — это принудительное и безвозмездное взимание правительством или местными органами власти платежей (налогов) с физических лиц и организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения фискальной политики.

     Наша  система налогообложения населения  слишком громоздка и требует  упрощения, посредством отмены множества  льгот и скидок. Сейчас в России образуется множество новых видов  получения доходов населения, а  налоговое законодательство не отражает все их виды. Поэтому надо в первую очередь реформировать налоговое  законодательство (что сейчас и пытаются делать органы государственной власти). Без налогового законодательства невозможно нормальное функционирование российской экономики. Только когда мы решим  проблему с законом о взимании налогов с населения, мы решим  все остальные проблема данного  сектора экономики.

     Налоговая система - один из главных элементов  рыночной экономики. Она выступает  главным инструментом воздействия  государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В новой  налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права  и ответственность соответствующих  уровней управления (Федерального и  территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

И все  же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым  условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т. д. несомненно играет отрицательную  роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям  как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы  на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     И ЛИТЕРАТУРЫ 

     Нормативно-правовые акты: 

     
  1.   Конституция РФ (12 декабря 1993 г.) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  2. Налоговый кодекс РФ, часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в ред. от 30 последних изменений); часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (в ред. последних изменений).
  3.   Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (в ред. последних изменений).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"
  5.   Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».
  6.   Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. №191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации».
  7. Налоги РФ. Сборник нормативных документов. Ч. 1–28. – М., 2002.
 
 
 
 
 

     Научная литература: 

     
  1. Тедеев  А.А., Парыгина В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2006
 
     
  1.  Евстигнеев  Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения  и налогового законодательства. Издательство «Питер». М.: 2004.
  2. «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» // М.: МАКС Пресс, 2009
  3. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг. // Министерство финансов Российской Федерации.
 
  1. Налоговая политика Путина сулит успех // The Wall Street Journal, 26 ноября 2002, Перевод на русский
  2. Налоги Российской Федерации  // Под ред. Л. П. Павловой. – М.,2003.
  3. Каморджанова Н.А. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие/ Каморджанова Н.А., Карташова И.В. 2 изд.- СПб: Питер, 2005
  4. Петрова Г. В. Налоговое право. Учебник для вузов. – М., 2002.
  5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие / Н.П. Кондраков. 5изд. перераб. и доп. - М.ИНФРА - М, 2007.
 

     Ресурсы интернета:

    1. Интернет-страницы сайта www. Wikipedia. ru
  1. Интернет-страницы сайта www.nalog.ru
  1. http://www.mb-gov.ru/worktext/
  2. http://www.sbcnet.ru/news/

Информация о работе Налогообложение как государственно-правовое явление: понятие, характеристика