Налогообложение РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

С одной стороны государство должно иметь достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций, а с другой – налоговая ноша предприятий и граждан не может быть слишком тяжелой, чтобы не отнимать стимулы к труду и не сдерживать экономический рост.
Поэтому налоговая тематика всегда и во всех странах актуальна. Ее особенная острота для России состоит сегодня в том, что реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических, социальных и политических преобразований.

Работа содержит 1 файл

налгообложение.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

Введение.

 

Среди множества  экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место  занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система  является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Все важнейшие  направления развития государства  невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика  для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.

Налоги относятся  к числу ключевых инструментов государственной  политики. Они затрагивают самые  важные стороны жизни человека и  общества, а сам процесс разработки налогового законодательства и его применение неразрывно связаны с острыми противоречиями и компромиссами.

С одной стороны  государство должно иметь достаточно средств для осуществления своих  неотъемлемых функций, а с другой – налоговая ноша предприятий и граждан не может быть слишком тяжелой, чтобы не отнимать стимулы к труду и не сдерживать экономический рост.

Поэтому налоговая  тематика всегда и во всех странах  актуальна. Ее особенная острота  для России состоит сегодня в  том, что реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических, социальных и политических преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и  значение налоговой политики.

 

Налоговая политика – комплекс правовых действий органов  власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой  политики сводятся к:

    • обеспечению государства финансовыми ресурсами;
    • созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;
    • сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики.

Первый тип  – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип  – политика разумных налогов. Она  способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный  налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип  – налоговая политика, предусматривающая  достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной  экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).

Стратегия и  тактика налоговой политики

 

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, – это налоговая стратегия, а  на текущий момент – налоговая  тактика. Тактика и стратегия  незаменимы, если государство стремится  к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

- экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

- социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

- фискальные – повышение доходов государства;

- международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Противоречия  между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном тоге – к экономическому кризису.

Обоснованность  тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов.

 

Взаимосвязь налоговой  политики и налогового механизма

 

Налоговая политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой  совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его.

Налоговый механизм – это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала:

- планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;

- стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребителиОтсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

 

Налоговая система  России.

 

Налоговая система  – это совокупность предусмотренных  законодательством видов и ставок налога, принципов, форм и методов их постановления.

Налоговый кодекс РФ установил строгую иерархию нормативных  актов по налогам и сборам, включающую следующие уровни:

    1. Законодательство РФ;
    2. Законодательство субъектов РФ;
    3. Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления;
    4. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов.

Итак, перечислим виды налогов и сборов, выделенные Налоговым кодексом РФ.

К федеральным  налогам и сборам относятся:

    1. Налог на добавленную стоимость;
    2. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
    3. Налог на прибыль (доход) организаций;
    4. Налог на доходы от капитала;
    5. Налог на доходы физических лиц;
    6. Единый социальный налог;
    7. Государственная пошлина;
    8. Таможенная пошлина и таможенные сборы;
    9. Налог на пользование недрами;
    10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
    11. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
    12. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
    13. Лесной налог;
    14. Водный налог;
    15. Экологический налог;
    16. Федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

    1. Налог на имущество организаций;
    2. Налог на недвижимость;
    3. Дородный налог;
    4. Транспортный налог;
    5. Налог с продаж;
    6. Налог на импортный бизнес;
    7. Региональные лицензионные сборы.

К местным налогам  и сборам относятся:

    1. Земельный налог;
    2. Налог на имущество физических лиц;
    3. Налог на рекламу;
    4. Налог на наследование или дарение;
    5. Местные лицензионные сборы.

 

Налоговая политика России на современном этапе

 

Особое значение для современной России имеет  формирование рациональной налоговой системы, направленной на создание благоприятных условий развития предпринимательской деятельности. Один из важнейших путей решения этой задачи — строгое соблюдение действующего налогового законодательства.

К позитивным результатам  налогового реформирования следует  отнести снижение налогового бремени  на налогоплательщиков за счет уменьшения налоговых ставок по основным налогам (налога на прибыль организаций до 24%, НДС до 18 % при сохранении пониженной ставки (10%) по социально значимым товарам и услугам, налога на доходы физических лиц до 13 %, ЕСН до 26 %).

Также положительным  результатом налогового реформирования является введение специальных налоговых режимов в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также для сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленных на снижение налогового бремени для налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования.

Однако, несмотря на существенные преобразования в ходе реформирования налоговой системы  Российской Федерации в последние  годы, остаются проблемы, требующие  решения.

Соблюдение  налогового законодательства невозможно без грамотного и безупречного выполнения всех нормативных актов по налогообложению. А.В. Брызгалин

Нынешняя политика властей напоминает некую имитацию активности.  Одним из «модных» направлений современной налоговой политики государства стало провозглашение концепции «ликвидации льгот с одновременным снижением налоговых ставок». Именно такой путь был избран при изменении законодательства по налогу на прибыль и по налогу на доходы физических лиц.

Информация о работе Налогообложение РФ