Налогообложение РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

С одной стороны государство должно иметь достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций, а с другой – налоговая ноша предприятий и граждан не может быть слишком тяжелой, чтобы не отнимать стимулы к труду и не сдерживать экономический рост.
Поэтому налоговая тематика всегда и во всех странах актуальна. Ее особенная острота для России состоит сегодня в том, что реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических, социальных и политических преобразований.

Работа содержит 1 файл

налгообложение.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

Важной проблемой  остается вся организационная сторона налоговых отношений. Размыванию целостной налоговой политики во многом способствует отсутствие единого идейного и методологического органа, принимающего принципиальные финансовые и налоговые решения и несущего ответственность за них. В этом плане можно отметить неупорядоченность отношений между Минфином, МНС, ФСНП, ГТК России и внебюджетными фондами. Нельзя не указать также на несогласованность решений на разных уровнях власти - федеральной, региональной и местной. Вершиной всего этого конгломерата налоговых организаторов является удивительное, творчество судов.

Дальнейший  подрыв налоговых основ можно  видеть в бессистемности налогового нормотворчества, в компромиссном создании Министерством Российской Федерации по налогам и сборам Общественного совета, призванного лоббировать интересы крупного бизнеса, в, навязывании закона о налоговом консультировании, позволяющего прибрать к нужным рукам это прибыльное дело, в усилении независимости судов от экономической сути налогообложения.

Поэтому усиление налоговой политики, придание ей четко выраженной осмысленности - жизненно важная государственная задача.

Для ее решения  необходимо сосредоточить стратегические вопросы развития налогов в их взаимосвязи с основными направлениями финансовой и экономической политики в Правительственной комиссии по совершенствованию налогового законодательства.

Нестабильность  налоговой политики проявляется  и в ее незащищенности, высокой зависимости от субъективных и конъюнктурных факторов. Налоги являются реальным рычагом государственного регулирования экономики. Они позволяют государству решать социальные и другие общественные задачи, в первую очередь — выравнивания уровня доходов граждан. Роль механизма налогообложения возрастает по мере того, как государство усиливает экономические функции и свое воздействие на рыночные преобразования экономики страны.

Постоянно расширяется  поток нормативных документов по дополнению уже принятого законодательства, касающегося как всей системы налогообложения, так и отдельных элементов налога. (Приходько)

 

Основные направления  совершенствования налоговой системы 

 

Основными направлениями  налоговой политики России в новом  столетии остается упрощенная налоговая  система, совершенствование работы налоговых органов и снижение налоговой нагрузки. За прошедшие годы отменены многие малопродуктивные налоги и обременительные «оборотные» налоги (налог на пользователей автодорог, налог с продаж). Некоторые налоги подверглись существенной трансформации или были «поглощены» другими (налог с владельцев транспортных средств и прочие «дорожные» налоги – в транспортный налог; платежи, связанные с пользованием природными ресурсами – в налог на добычу полезных ископаемых; налог на рекламу – в единый налог на вмененный налог для отдельных видов деятельности). В целом общее число налогов, установленных Налоговым кодексом РФ, сократилось в два раза (с 28 налогов в 2001 году до 14 в 2007 году), причем в большей степени за счет региональных и местных налогов.

Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, одобренными в 2010 году, предусматривалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Налоговое  стимулирование инновационной деятельности.

2. Налог на  прибыль организаций.

3. Налог на добавленную стоимость.

4. Акцизное налогообложение.

5. Введение налога  на недвижимость.

6. Налогообложение  имущества (в том числе земельных  участков).

7. Налог на  добычу полезных ископаемых.

8. Водный налог.

9. Налогообложение  в рамках специальных налоговых режимов.

10. Налоговое  администрирование.

11. Упрощение  администрирования налогообложения  физических лиц.

12. Международное  сотрудничество, интеграция в международные  организации и соглашения, информационный  обмен.

Налоговая нагрузка в российской экономике.

 

Насущная необходимость  подлинной налоговой реформы  в нашей стране бесспорна. В числе  наиболее актуальных направлений налоговой  реформы можно выделить следующие:

1. Комплексность  проведения реформы налоговой  системы: все предусмотренные  в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме. Для этого надо принять два принципиальных политических решения:

Существенно (примерно на треть) уменьшить налоговую нагрузку, в основном путем снижения налоговых  ставок и в первую очередь для  товаропроизводителей;

Одновременно  с этим обеспечить уплату всех налогов  каждым налогоплательщиком в соответствии с законом.

2. Повышение  уровня справедливости налоговой  системы за счет:

Выравнивания  условий налогообложения для  всех налогоплательщиков (прежде всего отказ от необоснованных льгот и исключений);

Отмены неэффективных  и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов;

Исключения  из самих механизмов применения налогов  и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание.

3. Упрощение  налоговой системы путем установления  исчерпывающего перечня налоговых  и сборов при сокращении их  общего числа и максимальной  унификации действующих режимов  исчисления и порядка уплаты  различных налогов и сборов.

4. Обеспечение стабильности налоговой системы, а также предсказуемости объемов платежей для налогоплательщиков на длительный период. Реализация этой цели, в частности, должно способствовать установление на федеральном уровне перечня региональных и местных налогов и сборов, а также предельных значений их ставок.

Вместе с  тем необходимо сохранить льготы, связанные с решением задач структурной  перестройки экономики и стимулирования инвестиций.

5. Изменение  структуры налогов за счет  постепенного отказа от тех  из них, которые дополнительно облагают прирост доходов и прибыли, заработной платы, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощные стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних инвестиций.

6. Совершенствование  системы налоговых ставок, определяющих сумму налогового изъятия. Это относится в первую очередь к налогу на прибыль. Можно ввести его регрессивные ставки, когда при увеличении сумы налогооблагаемой прибыли ставка понижается.

7. Отмена всех  налогов, прямо или косвенно связанных с заработной платой.

8. Существенное  снижение ставок НДС, акцент  на налогах, удерживаемых при  выплате доходов, а также замена  налога на чистую прибыль налогом  на выводимые из предприятия  доходы.

9. Установление  в качестве базы Пенсионного  фонда налога с оборота. Это единственный налог, который увеличивается прямо пропорционально инфляции и росту товарооборота и уплаты которого при легальных операциях не избежать.

10. Переход от  налогообложения факторов производства  к обложению природных ресурсов  и различных форм природной ренты.

11. Отказ от  налогообложения малого бизнеса.  Разумеется, подобная мера должна  распространяться лишь на настоящие  малые предприятия.

Стратегической  целью налоговой оптимизации  является не только экономия на налоговых  платежах, но и сведение к минимуму штрафных санкций со стороны налоговых органов, снижение налоговых рисков. Минимизацию налогов надо рассматривать как двойственное явление. Большая налоговая нагрузка приводит к тому, что налогоплательщик любыми способами пытается сэкономить на налогах, а государство – выявить незаконные способы «налоговой экономии». Практика показывает, что снизить налоговую нагрузку, оставаясь в рамках правового поля, возможно практически для любой организации. Но самое главное, что должен осознавать налогоплательщик, - налоговое планирование осуществляется не после проведения какой-либо хозяйственной операции или прошествии налогового периода, а до того.

Для современной  России сейчас важно создать налоговый  механизм, максимально приближенный к классическим принципам налогообложения, на базе которых построены все прогрессивные зарубежные налоговые системы, но с учетом имеющегося экономического потенциала и общественных потребностей — единственного бюджетного приоритета. Все другие государственные расходы должны осуществляться в меру экономической необходимости.

Выступая с  Бюджетным посланием, президент  России Дмитрий Медведев обозначил семь главных проблем, которые предстоит «в 2011 году и в среднесрочной перспективе» решить в целях реализации основных направлений налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы: «необходимо ввести в действие, начиная с 2012 года, новые правила регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях. Кроме того, следует предоставить возможность крупным холдингам исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций в целом по консолидированной налоговой базе холдинга, то есть ввести в законодательство Российской Федерации институт консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций».

Во-вторых, указано  в Бюджетном послании, необходимо «завершить подготовку к введению местного налога на недвижимость, чтобы этот налог можно было начать взимать уже в 2012 году.

В-третьих, «требуется приступить к инвентаризации установленных  федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам и оценке их эффективности. Речь идет в первую очередь о льготах по налогу на имущество организаций и по земельному налогу. Возможная отмена таких льгот – это не только переход к более справедливому способу распределения собственных налоговых доходов между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, но и способ повышения налоговой автономии региональных и местных властей, а значит – и ответственности за принимаемые ими решения».

В-четвертых,  «следует подчеркнуть настоятельную необходимость, с одной стороны, в систематизации действующих льгот и их оценке на предмет согласованности и проблем администрирования, а с другой – в выявлении тех налоговых льгот, которые наиболее актуальны в целях модернизации производства и внедрения инноваций».

Далее «должно  быть обеспечено совершенствование  механизмов налогообложения нефтяной и газовой отрасли, табачной и  алкогольной продукции. Требуется  рассмотреть возможность дифференциации акцизов на моторное топливо в зависимости от его экологического класса».

Кроме того «для повышения доходов бюджетной системы с учетом благоприятной ценовой конъюнктуры на внешних рынках необходимо продолжить повышение налоговой нагрузки на газовую отрасль, имея в виду изъятие природной ренты у налогоплательщиков, получающих ее за счет участия на мировых рынках природного газа».

Ну и, наконец, «необходимо последовательно устранять  те элементы налоговой системы, которые  препятствуют инновационному развитию.».

 

Проблемы налоговой политики РФ на 2010 - 2015 годы

 

Одним из направлений  налоговой политики в 2010—2013 годы станет поддержка инновационных предприятий, и прежде всего в части уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Предлагается ввести специальный период постепенного перехода к ставке в 34% для данных предприятий, а также разработать четкие критерии их идентификации.

Для этой категории  льготников предполагается до 2015 года сохранять ставку страховых платежей на уровне 14%, а затем постепенно ее повышать, с тем чтобы к 2020 году выйти на общеустановленную ставку страховых взносов (34%).

Для всех остальных  налогоплательщиков предлагается повысить ставку отчислений во внебюджетные фонды  с 2011 года не до 34%, как планировалось  ранее, а до 32% за счет снижения на 2% отчислений на обязательное медицинское страхование. (Известно, что Минздравсоцразвития России эту инициативу экономического блока правительства не поддержало, что было отражено в замечаниях к проекту Основных направлений налоговой политики на 2010—2013 годы.)

К мерам инновационной поддержки Минфин России относит завершение реформы системы начисления налоговой амортизации. Предлагается формировать амортизационные группы по функциональному признаку, а не пообъектно, с сокращением сроков амортизации отдельных видов основных средств, что создаст стимулы к технологическому обновлению.

В перспективе  должен уменьшиться перечень документов, необходимых для подтверждения  правомерности применения нулевой  ставки НДС при экспорте, будет  освобождено от обложения налогом на имущество энергоэффективное оборудование в течение трех лет с начала эксплуатации, состоится запуск пилотного проекта налогового администрирования инновационных компаний по созданию особо дружелюбного режима, который впоследствии будет распространен на другие сферы экономики.

Особые льготы предусматриваются для предприятий, осуществляющих деятельность в области  науки, здравоохранения, образования (причем как некоммерческих, так и коммерческих), вплоть до введения нулевой ставки по налогу на прибыль.

В сфере налогообложения  прибыли Минфин России планирует  рассмотреть ограничение на принятие убытков реорганизуемых юридических  лиц при слиянии организаций, принятие новых правил отнесения  процентов по долговым обязательствам к расходам и правил предотвращения недостаточной капитализации.

В области акцизов  предполагается индексация ставок акцизов  на табачную продукцию, а также переход  на авансовую уплату акцизов на алкогольную  продукцию.

Стратегической  целью остается введение налога на недвижимость. Запланировано реформирование упрощенной системы налогообложения в виде патента и единого налога на вмененный доход.

Информация о работе Налогообложение РФ