Налогообложение в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность налоговой системы и пути совершенствования налоговой системы РК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Основы налогообложения
1.1. Сущность, принципы и роль налогообложения. 4
1.2. Налоговые реформы и перспективы налогового обложения. 7
ГЛАВА II. Налогообложение в РК
2.1. Действующая налоговая система в РК. 11
2.2. Основные этапы налоговой реформы в РК. 18
2.3. Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы в РК. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом теория.docx

— 77.70 Кб (Скачать)

     Для того, чтобы вводимая налоговой реформой налоговая система была хорошо понята, а значит – и принята населением и предпринимателями, положения относящегося к ней законодательства должны быть предельно четко сформулированы, ясно изложены и не допускать неоднозначного толкования или двусмысленности, чтобы налоговые инструкции их только разъясняли, но ни в коем случае не корректировали и подменяли.

     Для экономики развивающихся стран  при проведении в них налоговых  реформ немаловажным является и вопрос достижения оптимального баланса фискально-распределительной  и стимулирующей функций вводимых ими налоговых систем. Вот здесь  как раз в разрезе рассматриваемой  нами темы и возникает больше всего  сложных проблем.

     Одной из первостепенных среди них является проблема налогового регулирования  доходов для стимулирования роста  сбережений населения, с одной стороны, и инвестиции, - с другой (в той  степени как первые по мере накопления являются источником вторых). Ведь это  не только взаимосвязано между собой (между указанными показателями существует прямая зависимость), но и ведет к  более высокому соотношению капитала и активов, капитала к труду, повышению  дохода на душу населения.

     Серьезные проблемы остаются в финансовой среде. Несмотря на, то что увеличилась  прибыльность предприятий, о том безусловно свидетельствуют суммы налоговых поступлений в бюджетную систему страны, взаимная задолженность, не снижается. Одним из основных критериев состояния социально-экономического развития государства являются реальное поступление налогов и сборов в бюджет, дополненное неналоговыми источниками доходов.

     С помощью налоговой системы можно  проводить протекционистскую экономическую  политику или обеспечить политику фритредерства, то есть свободы товарному рынку. Путем определения государственных  приоритетов можно, используя дифференцированные налоговые ставки и налоговые  льготы, придавать производству желаемое направление. Наконец, налоги создают  основную часть государственных  доходов, а также доходов региональных и местных бюджетов, обеспечивая  тем самым возможность воздействовать на экономику через расходную  часть бюджета.

     Налоговое воздействие на развитие экономики  может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Подобная необходимость  порой возникает для регулирования  развития местностей с высокой концентрацией  производства и населения. Чрезмерная концентрация хозяйственной деятельности и населения может привести к  резкому обострению проблем сохранения окружающей природной среды, энерго – и вообще ресурсообеспечения и т.д.

     В основе ограничивающих мер лежит  дополнительное налогообложение, отмена налоговых льгот и лицензирование предпринимательской деятельности. Проблемы экологии и сохранения ландшафта  во всех странах решаются обычно через  налоги.

     Роль  налоговой системы в реформе  экономики возрастает с введением  в действие части первой Налогового Кодекса.

     Налоговый Кодекс устанавливает общие принципы построения и функционирования налоговой  системы, порядок введения в действие, изменения и отмены, сборов и пошлин, принципы установления региональных и  местных налогов. Кодекс четко определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных учреждений, налоговых органов, всех участников налоговых отношений. Практически  речь идет о формировании новой отрасли  права – налогового права с  глубокой проработкой всех его элементов. В стране создается единая комплексная  система налогов и сборов, обеспечивающая выполнение налогами не просто фискальных, а всех их многообразных функций по экономическому регулированию рыночной экономики.

     Одним из наиболее важных вопросов в теории налогообложения является соотношение  прямых и косвенных налогов.

     При проведении любой реформы возникает  вопрос о гармоничном соотношении  прямых и косвенных налогов.

     Прямые налоги уплачивает непосредственно сам налогоплательщик из собственных средств. Это налоги на прибыль, на доход, на имущество, на капитал, земельный налог и т.д.

     Косвенные налоги характеризуются тем, что  их плательщиком фактически выступает  не сам налогоплательщик, а конечный потребитель его продукции (работ, услуг).

     Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог с  продаж, налог на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной и т.д. входят в цену товара, становясь таким образом налогами на потребление. Косвенный налог не всегда можно целиком переложить на потребителя, так как это зависит от емкости рынка и наличия платежеспособного спроса.

     В конце прошлого века, пока не получил  особого развития подоходного налога с физических лиц, роль косвенных  налогов в бюджетах всех развитых стран была чрезвычайно велика.

     В ходе налоговых реформ были приняты прямо противоположные меры.  
 
 
 

ГЛАВА II.    Налогообложение в РК

     2.1.    Действующая налоговая  система в РК.

     Современная налоговая система была введена  в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного  изменения действовавшей системы  была обусловлена изменением экономической  политики, формированием рыночных отношений  в казахстанской экономике.

     Разработчики  экономических реформ по программе  МВФ и те, кто начал внедрять эти реформы в казахстанскую  экономику, идеализировали рыночную систему, фактически превратили формирование последней  в самоцель. Считалось, что при  переходе к рынку достаточно добиться либерализации экономики, ее открытости и макроэкономической стабильности любыми средствами, а затем рынок  разрешит автоматически все проблемы. Некоторые экономисты в то время  предостерегали от подобного подхода, считая более приемлемым для Казахстана проведение реформ в планово-рыночном направление – как это имело  место в Японии, Китае и других странах, фактически получилось так, что  богатый опыт и специфика экономики  Казахстана оказались невостребованными. Впоследствии это отрицательно сказалось  на ходе реформ в целом.

     Теоретически  при осуществлении перехода к  рынку можно было бы просто скопировать  налоговые законы, действующие в  странах Западной Европы. Однако налоговые  системы стран Западной Европы сложились  в результате десятилетий функционирования рынка, действуют в относительно устойчивой экономике. Такой экономической  ситуации на начало проведения рыночной реформы в Казахстане просто не было. Поэтому при механическом заимствовании  западного опыта, пригодного для  высокоразвитой системы рыночных отношений  и основанного на длительном эволюционном развитии, игнорируется реальное состояние  экономики Казахстана, где рыночные отношения формируются в «шоковом»  режиме, а структуры рынка скорее можно назвать переходными, чем  сложившимися.

     Переход к рынку любой ценой потребовал принятия законодательства о новой  налоговой системе, правил и инструкции, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять этой системой, а также создания надлежащего  налогового механизма. Для казахстанских  условий начало 90-х годов была избрана налоговая система по американскому образцу. В структуре  налоговых отношений вместо ряда действующих налогов, характерных  для административно-командной системы, главное место было отведено новой  совокупности налогов, соответствующих  формированию рыночных отношений в  стране. Существенно изменилась экономическая  суть многих ранее действовавших  налогов.

     С момента введения ныне действующей  налоговой системы прошло более  трех лет. За это время в политике, экономике, социальной сфере произошли  огромные качественные изменения. Прежде всего, следует отметить, что процесс  перехода экономики Казахстана к  рынку проходит, к сожалению, весьма болезненно, с рядом крупных ошибок. Главная из них – больший акцент на разрушение старого вместо создания нового, и как следствие – налоговая  система пока не стала действенным  инструментом повышения эффективности  экономики Казахстана.

     Принятая  Конституция Республики Казахстан  во многом по-новому регулирует правовые отношения в политической и социально-экономической  сферах. В связи с этим углубились рыночные отношения, возникли и развиваются  финансовые институты, которых не было раньше, такие, например, как рынок  ценных бумаг, система коммерческих банков и др.

     Казахстанская экономика становится все более  открытой для мирового бизнеса. Все  это приводит к необходимости  по-новому подойти к проблеме анализа  и формирования налоговой политики и налоговой системы.

     Анализ  показывает, что действующая налоговая  система обладает целым рядом  существенных недостатков. Она с  самого начала не соответствовала экономической  обстановке в стране.

     Самым крупным недостатком нынешней налоговой  системы является чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности. Все другие функции налоговой  системы не выполняются вообще. Высокий  уровень налогового давления на налогоплательщика, чрезмерность налогового пресса для  законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют  абсолютно разрушительную роль. В  самом начале перестройки экономической  и налоговой политики были введены  завышенные ставки НДС. В противовес этому оппонентами предлагались умеренная суммарная налоговая  ставка.

     Завышенная  совокупная налоговая ставка приведет к негативным последствиям:

  • спаду отечественного производства, ухудшению его структуры и ослаблению позиций казахстанских товаропроизводителей на внутреннем и международном рынках;
  • тотальному стремлению производителей всех форм собственности к уходу от налогообложения;
  • утечке капиталов за рубеж;
  • криминализации хозяйственной жизни, нарастанию «теневой экономики.

     Другими словами, налоговая система требует  коренного реформирования. Но этого  можно добиться при условии коренного  изменения курса экономических  реформ.

     Целью экономических реформ должно стать  не разрушение экономики, а процесс  созидания, наращивание национального  богатства Казахстана, повышение  благосостояния ее граждан. Отсюда вытекают основные концептуальные положения  налоговой реформы, их направленность, цели, способы осуществления. 
 
 

     Налоговая система - совокупность предусмотренных  налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также  принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

     Таблица 2.  Элементы налогообложения.

1) объект  налога   это доходы, стоимость отдельных товаров,  отдельные виды деятельности, операции  с ценными бумагами, пользование  ценными ресурсами, имущество  юридических и физических лиц  и другие объекты, установленные  законодательными актами;
2) субъект  налога   это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое  лицо;
3) источник  налога   т.е. доход,  из которого выплачивается налог;
4) ставка  налога   величина  налога с единицы объекта налога;
5) налоговая  льгота   полное или  частичное освобождение плательщика  от налога.

     В Республики Казахстан действуют  налоги и другие обязательные платежи  в бюджет, установленные Налоговым  Кодексом.

     Налоги  подразделяются на прямые и косвенные. Обьектом прямого налога служат доход и капитал. Это: подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, налог с наследства и т.п. Обьектом косвенного налога является товар или услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене (налог на добавленную стоимость, акцизы и т.п.). Особенностью косвенных налогов является то, что они носят замаскированный характер, так как включаются в цену товара. Они почти в 2 раза превышают по обьему прямые налоги, так как увеличиваются с ростом цен; от них труднее уклониться. Например, при покупке книги покупатель вынужден оплачивать ее с учетом налога на добавленную стоимость, а если вы помыли автомашину на автостоянке и владелец автомашины заплатил вам за это, то вы можете уклониться от прямого налога и забрать всю выручку себе.

Информация о работе Налогообложение в РК